Актриса Зинаида Гурбо: «Наша история написана кровью. Как мы можем её забыть?»

Актриса Зинаида Гурбо:  «Наша история написана кровью. Как мы можем её забыть?»

В Великом Новгороде продолжается VII Международный фестиваль «Театральное вече». В этом году он посвящён 75-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков.

В третий фестивальный день новгородцы увидели моноспектакль «Незаживающая рана»  Зинаиды Гурбо, актрисы Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа из Витебска, Республика Беларусь. Спектакль-исповедь – так его жанр определила сама артистка – основан на литературных произведениях Василя Быкова, Янки Брыля и Владимира Короткевича. В них с беспощадной правдивостью отразились боль и гнев в адрес тех, кто пришел на советскую землю жестоко мучить и убивать мирных людей.

Перед спектаклем мы пообщались с Зинаидой Михайловной и Алесем Замковским, руководителем литературно-драматической части театра.

— Зинаида Михайловна, вы не только – исполнитель главной роли, но и автор идеи спектакля. Почему решили взять такую непростую тему?

З.Г: Этот спектакль задумывался не специально, просто моя душа попросила чего-то особенного. А эти три произведения – от бриллиантов белорусской литературы, это у нас школьная программа. И мне захотелось помочь школьникам прочувствовать эти произведения. Тема меня захватила с головой. Шло время, а меня не отпускало. Мысль моя проста: мы должны не забывать то, что было, и беречь то, что есть. Эти страницы истории написаны кровью людей.

Gurbo 1

У нас в Беларуси есть памятник матери. У неё было пять сыновей, все ушли на фронт, и не один не пришёл. Без слёз и дрожи не могу даже думать об этом, как это можно было пережить. Поэтому первое произведение посвящено истории матери, сын которой ушёл на войну. И никаких вестей нет о нём. Второе произведение перекликается с нашим памятником Хатынь. Третье – с мемориалом Малый Тростенец. Там были ворота, в которые можно было войти, но нельзя выйти. Когда армия освободила, там был метр пепла. Туда сгоняли людей отовсюду. Этот спектакль – о боли народа, и о моей личной тоже. Мой отец ушёл на фронт и не вернулся.

Это общая история Белоруссии и России. Мы один народ. Я родилась и прожила всю свою жизнь в Союзе. И сейчас, на гастролях, у меня нет ощущения, что я в другой стране.

— Как такой серьёзный спектакль вписался в репертуар театра?

А.З.: Спектакль был личной инициативой Зинаиды Михайловны. Она просто уникально владеет жанром литературного театра. Она может не просто рассказать об истории войны, а донести так, чтобы это трогало сердце. Спектакль выезжал по школам, впервые за два года существования она на гастролях за пределами Витебска. Надеемся, ближе к 9 мая удастся показать его на других площадках.

Gurbo 2

— Сейчас в определённых кругах стали поднимать вопрос – а нужно ли вспоминать это прошлое, ворошить?

З.Г.: Думаю это делают те, кто не хочет, чтобы это осталось в истории. Кому-то выгодно замолчать, убрать. У нас это даже не обсуждается, сохраняется в семьях. Я восхищена тем, что вы своим фестивалем поднимаете такие темы. Ведь наша история написана кровью, как мы можем её забыть?

— Спектакль идёт на белорусском языке. Как вы считаете, это найдёт понимание у зрителя?

А.З.: Все спектакли в репертуаре тетра – на белорусском языке. Пытаться за столь короткий срок перевести на русский было риском. У актрисы уже эти слова – как в крови, невероятно трудно. Надеемся, что люди воспринимают язык не как разделение народов, а как факт. У нас был опыт гастролей по России, когда наш режиссёр делала перевод «в голос», люди сидели в зале в наушниках. Через 20 минут она прекратила, потому что видела, как люди в зале снимали наушники.

Gurbo 3

— Главная мысль спектакля – какая она?

А.З.: Я несколько раз смотрел спектакль и каждый раз в его тексте открывал что-то новое. Наш спектакль поднимается над конкретными историческими конфликтами, как бы масштабны они не были. Наш спектакль о том, что такое война. История человечества — это, по сути, история войн. Это всегда абсолютное зло, она не несёт в себе ничего, кроме разрушения. Что убийство – это не натуральный процесс, это худшее, что может быть в истории человечества. И если мы не избавляемся от этого зла, мы принимаем его в себя.

Я надеюсь, что люди, которые смотрят спектакль, поднимутся до этого уровня. Выше идеологии – советской, фашистской, любой.

Напомним, завтра, 17 декабря, фестиваль завершит спектакль «Гекатомба. Блокадный дневник» (Санкт-Петербург). 

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.