Александр Галибин: «Сестрёнка» – абсолютно чистый взгляд на абсолютно чистую историю

Александр Галибин: «Сестрёнка» – абсолютно чистый взгляд на абсолютно чистую историю

Фильм «Сестрёнка» Александра Галибина стал одним из самых ярких открытий XIII кинофестиваля исторического кино «Вече» в Великом Новгороде.

Кинокартина по повести башкирского писателя Мустая Карима «Радость нашего дома» завоевала призы за лучшую режиссуру и операторскую работу. А когда на сцену поднялся молодой сценарист Айдар Акманов, зрители оценили и его труд криками «Браво!». 

Председатель жюри Наталья Бондарчук назвала фильм «потрясающим». Вручая приз, Заслуженный артист России Дмитрий Золотухин отметил, что «Сестрёнку» снимала «волшебная камера». По его словам, портреты детей и виды природы в этом фильме – изумительны.

Наши молодые корреспонденты побывали на показе и рассказали, как всхлипывал зал, сочувствуя героям фильма, и как поразила новгородцев игра семилетнего актёра Арслана Крымчурина.

sestrenka1

Но если сейчас вы огорчились, что не попали на премьеру, то сообщаем вам радостную новость: в октябре «Сестрёнку» покажут по центральному телевидению.

Нашему изданию повезло: еще до объявления наград мы побеседовали о фильме с режиссёром Александром Галибиным. Он рассказал такие интересные вещи, что приближения заветной октябрьской даты мы теперь ждем с особым нетерпением.

— Александр Владимирович, на днях состоялась премьера «Сестрёнки» в Уфе. Судя по репортажам, это был настоящий праздник.

— Да, на премьере был настоящий праздник. Мы окунулись в такую человеческую энергию, душевную и духовную, что она тебя просто поднимала. Люди ждали показа с огромным волнением. Мы, конечно, тоже волновались, я-то особенно, потому что ответственность огромная. Не то, чтобы я боялся, но понимал, что это серьезно. И это понимали все, кто работал над картиной.

Мустай Карим – человек легендарный в Башкортостане, носитель культуры, языка. Человек, которого знают от мала до велика, как у нас Льва Толстого. Он – душа народа. Его внук, Тимербулат Олегович Каримов, поднимает имя деда как только может, это потрясающе. Это великий род подвижников и страдальцев, который очень многое привнес в башкирскую культуру – огромное разнообразие и слова, и поступков.

Мустай Карим

MKarim

— Тимербулат Каримов говорил в интервью, что вы очень бережно отнеслись к тексту его деда.

— Это правда. Для меня было очень важно, что картина будет на башкирском языке. Потому что язык – носитель культуры. У нас на площадке был башкирский режиссер, выпускник ВГИКа, который занимался только словом. Дети учили тексты, дети были все говорящие. Если была какая-то ошибка, мы останавливались и заново все проговаривали. Мне очень дорого, что в картине не озвучена ни одна реплика, вообще ни одна. Всё, что происходило на площадке с точки зрения слова Мустая Карима – всё вошло в картину.

Было очень теплое отношение к нам со стороны Тимербулата Олеговича и Фонда Мустая Карима, который он возглавляет вместе с мамой (дочерью писателя, — ред.). Его мама говорила обо мне, о группе, о сценарии, о слове Мустая Карима с огромной теплотой. Я такого даже не ожидал, потому что наш сценарий трудно и долго складывался. Ведь литература – это не кино, это другой ассоциативный ряд, не кинематографический. И то, что наш автор сценария – близкий друг семьи, шло нам навстречу. Он много туда привнес, очень интеллигентно и мягко обговаривал с семьей наши предложения, потому что семья, конечно, дорожила каждым словом Мустая Карима. Но мы друг друга понимали, и все было на хорошем человеческом уровне.

Слово держит испольнительница главной роли, юная звезда российского кино Марта Тимофеева

sestrenka2

— В книге «Радость нашего дома» хранители народных традиций и мудрости – бабушка и дедушка Мантур. От них можно услышать сказки, пословицы. Сохранились ли эти фольклорные моменты в фильме?

— Я спросил артиста, который играет дедушку, знает ли он какие-то народные песни. В итоге в картину вошли две песни, которые он поет так, как пели его предки. И я настоял в разговоре с продюсером, чтобы народная песня, которую поет дедушка, перекрывалась украинской песней, которую затем поет милиционер. И я настаивал на том, чтобы дедушка пел в начале фильма, в эпизоде, когда валяет валенки. Этот живой текст, фольклор, я оберегал  как только мог. Потом продюсер согласился со мной полностью. Всё это есть в картине, и это потрясающе, это такие уникальные вещи!

— Но всё-таки, Александр Владимирович, расскажите, как вы попали в эту историю с книгой Мустая Карима и стали снимать фильм о Башкирии?

— Всё началось с «Золотой рыбки». У меня есть картина, которая называется «Золотая рыбка». Посмотрите, она есть в интернете. Я посвятил её своему папе. Я много лет её вынашивал, практически десять лет бился за то, чтобы эта картина явилась зрителю. Но она прошла очень слабым экраном по разным трагическим причинам. Там и человеческий фактор присутствовал, и масса других вещей. Мне было очень важно эту тему продолжить. Когда я прочитал заявку на повесть Мустая Карима и познакомился с книгой, то связался с Фондом писателя. Он нас поддержал. Началась работа.

sestrenka8

Мне казалось, что очень важно и для русского, и для башкирского зрителя эту тему донести, потому что во взрослой литературе есть и Кондратьев, и Быков, и Бондарев, и другие авторы, а в детской литературе авторов, которые писали бы на эту тему, немного. Мустай Карим – один из них. Важна та глубина, с которой он, говоря о войне, не показывает войну. Он показывает человеческие судьбы, характеры, и всё это связано с детьми. А мне, как человеку, знающему об этом от мамы с папой и других родственников, которые пережили блокаду, эта тема очень дорога. Для меня очень важно, чтобы она была на экране сегодня.

Вообще мне очень хочется вернуть эту ноту, которая была потеряна с уходом Ролана Антоновича Быкова, в детский и подростковый кинематограф. Эта когда маленький человек не используется, а рассматривается как личность, у которой есть свои мысли, свои размышления, свой взгляд. Это личность, которая пришла в мир, чтобы что-то явить. А в большинстве наших детских картин ребенок используется для каких-то целей. Это меня очень сильно расстраивает. Поэтому я занимаюсь детским кино и буду продолжать этим заниматься.

big startfilmru1425715

— Вы абсолютно правы, и это действительно очень важно. Александр Владимирович, вы снимали село в 180 километрах от Уфы. Очень интересно, как простые люди воспринимали съемочную группу, как с вами общались.

— Мы не просто снимали село, оно было построено. Вернее, к настоящей деревне было пристроено крыло. Потому что уже, к сожалению, таких деревень не найти… Они есть, но все перекрашенные, в сайдинге, с проводами, с асфальтами… Я недавно разговаривал с башкирскими ребятами, которые снимали «Таганок» Мустая Карима и тоже не могли найти такой деревни.

— Правда ли, что вы очень тщательно воссоздали быт?

— Да, это правда, мы попытались воссоздать быт до мельчайших деталей. У нас на площадке с художником по костюму работали этнографы, носители башкирской культуры. Я им настолько доверял, что были вещи, которые я не проверял, потому что верил им на слово. Костюмы у нас все настоящие, за исключением, может быть, обуви. Нам помогало очень много людей в Башкирии.

sesrtrenka6

— В музеи обращались?

— И музейные вещи были привезены, внесены в дом. Дома привезли из разных районов и по бревнышку поставили. Там нет ни одного новодела. Даже жерди! Дети несколько раз идут по одной и той же дороге, уходят и возвращаются, так вот жердям, которые там видны, лет восемьдесят или сто. То есть они не фактурены, они настоящие. У нас совершенно потрясающий художник Вячеслав Виданов, который даже крючки не делал – там висят пальто в доме на кованных гвоздях. Они выковырены из бревен и вбиты в стену.

Местные жители давали нам животных – коров, гусей, лошадей… Кошка, практически ручная, через всю картину прошла, какая-то приблуда. Я сделал её лейтмотивом для девочки. С первых кадров эта кошка стала близкой её подругой. Даже оставил кадр, когда кошка прощается с ними. Не знаю, откуда она появилась. Я потом её всё время искал, чтобы она была в кадре, её находили, прикармливали.

sestrenka9

— Александр Владимирович, у нас в Новгородской области не так давно установили памятник на месте двойного подвига самопожертвования молодых друзей – украинца и киргиза. На далекой от их родных краев новгородской земле они одновременно закрыли собой амбразуры. Я вспомнила об этом единении, братстве народов, когда читала книгу Мустая Карима, где башкирский солдат спасает украинскую девочку, и она становится родной в его семье. В вашем фильме есть эта тема – единения?

— Знаете, это только один из мотивов. Боже меня упаси заниматься политикой в картине. Эта картина вообще не подразумевает никакого политического давления, потому что это – неправильно. Я уже сказал, что дети не используются. Дети – это маленькие личности, как и взрослые.

Представьте: октябрь месяц, освобождение западной части Украины, 1944 год. Башкир находит украинскую девочку, которую отправляет в башкирское село. Он вызывает жену, девочку отвозят в семью. Девочка из ада попадает в рай. 

Весь путь этой девочки и мальчика и есть их человеческое становление. Мы все вышли из детства. Наше детство – это отражение наших поступков, когда мы взрослые люди. 

Я сейчас был в Ялте на фестивале с Арсланом, и ялтинцы очень остро восприняли этот мотив, что украинская девочка попадает в башкирское село, возникает такая дружба и такое единение, о котором вы говорите.

sestrenka4

— Да, я боюсь, что этот мотив кто-то с нехорошими мыслями уловит…

— Это будет их проблема, потому что в картине этого нет. Никакой политики, Боже упаси. Это абсолютно чистый взгляд на абсолютно чистую историю, именно такую, какой её написал Мустай Карим, у которого нет ни одного политического мотива, естественно. «Радость нашего дома» – это очень глубокое произведение.

— Александр Владимирович, расскажите, а как получилось, что фильм занялась компания Walt Disney?

— Мы показали представителям Walt Disney готовый материал. Они сказали, что это классное кино, и нас поддержали. Благодаря им возникла эта ситуация проката. И мы сейчас идём на очень хорошем прокатном уровне.

— Правда ли, что фильм скоро покажут на федеральном канале?

— Да, да, 20 октября, в день рождения Мустая Карима, фильм покажут на канале «Россия», а в дальнейшем и по «Культуре».

Иллюстрации: сайты startfilm.ru, сайт главы Башкортостана, кадр трейлера. Официальный трейлер фильма:

Комментарии

Иван
06:06 27.09.2019

С нетерпением ожидаем фильма! Жаль, что придется ждать телепремьеры. В новгородских кинотеатрах не увидеть.

Сауия Идрисова.гСалават респ.Башкортостан.
19:09 02.11.2019

Я сегодня посмотрела этот фильм,я плакала и смеялась,такие фильмы пусть побольше снимают ,у меня внук тоже смотрел ему очень понравился,я таком восторге как будто сама была там актерами вместе.Это пример нашим внукам,как надо любит и беречь друг друга зоть и не родные.Спасибо вам режисеру и создателям и актерам за такой прекрасный фильм.Успехов вам.Низкий вам поклон .

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.