Summa summarum знания: как в России будут получать высшее образование

Summa summarum знания: как в России будут получать высшее образование

На фото: стратегическая сессия с участием генерального директора АНО «Университет 20.35» Василия Третьякова.

Одним из важных событий ноября в России стало заседание президиума Госсовета РФ в минувшую пятницу в Крыму в Ялте под руководством президента Владимира Путина. На нем губернатор Новгородской области Андрей Никитин выступил с докладом по теме образования.

В начале же ноября в Великом Новгороде одним из знаковых мероприятий в сфере образования стала стратегическая сессия с участием генерального директора АНО «Университет 20.35» Василия Третьякова и его команды. На площадке НовГУ эксперты обсудили развитие университета Национальной технологической инициативы, куда будет двигаться университетское сообщество в ближайшие годы в стране.

Василий Третьяков в эксклюзивном интервью рассказал «53 новостям» о том, как может измениться система высшего образования в ближайшие годы.

— Насколько я понимаю, ваша организация работает по всей России.

— Если коротко — да. Мы работаем как платформа. Прежде всего, как некоторый набор сервисов, который доступен через интернет. Платформа потенциально доступна не только в России, но и по всему миру. Понятно, что пока речь идет о русскоязычных сервисах, но то, что мы делаем сейчас, это проектно-ориентированные процессы. Они связаны с работой с конкретным университетом, с конкретными технологическим рынками. Наши инициативы имеют свою региональную привязку. Они содержат мероприятия, проводимые на площадке того или иного вуза, на площадке «точки кипения» для встречных инициатив.

— Ранее вы говорили, что не во всех регионах вам удается наладить контакт c вузами. С Новгородским университетом получилось. Сразу два вопроса возникает: в чём специфика вашего сотрудничества с НовГУ? И встречаете ли вы какое-то активное противодействие?

— Противодействие нашей модели университета мы не встречаем. Мы иногда сталкиваемся с некоторыми опасениями, с тем, что сбор данных о человеке может привести к каким-то сложным последствиям. Иногда встречаемся с некоторыми фобиями в отношении искусственного интеллекта, когда кто-то считает, что его вмешательство в развитие человека само по себе опасно.

Но надо понимать, что мы просто-напросто используем все возможные сегодня средства для повышения мотивации студентов, повышения их осознанности в образовательном процессе. Это никак не может ухудшить ситуацию, это всегда работает в плюс.

Есть особенность Великого Новгорода. Она, прежде всего, в том, что здесь есть поддержка на всех уровнях: от руководства региона до конкретных преподавателей и компаний, которые заинтересованы сегодня в подготовке талантливых кадров. Это ключевой для нас критерий, по которому мы осуществляем свой выбор.

Мы хотим, чтобы каждый студент понимал, к чему он стремится. Чтобы он, исходя из этого стремления, мог выбирать элементы своей образовательной траектории, приходил на занятие или работал с электронным контентом и знал, что знания ему пригодятся. Что завтра он их применит на практике.

Если регион поддерживает инновационные проекты студентов, показывает, как они потом будут внедрены, если он вместе со студенческими командами — а я имею в виду под регионом и бизнес, и экспертов, и власть, — если они вместе понимают, как это будет использовано в самом ближайшем будущем и как этот продукт будет создан, то мотивация молодых людей станет безграничной. Более того, они себя и свое будущее станут связывать с жизнью здесь, с реализацией своих идей, созданием какого-то нового бизнеса или включения в деятельность передовых технологических компаний.

37742206n— А можно на конкретном примере? Что может получиться, например, из студента, который принял участие в вашей программе?

— Пример простой: в Великом Новгороде очень сильная медицинская школа, у вас очень большое количество выпускников, которые востребованы в разных городах. Это сложившаяся хорошая модель деятельности университета. Но если подумать, как удержать их от переезда в другой город, подумать, как они могут стать не просто хорошими врачами, а создателями чего-то нового, то мы понимаем, что они должны найти какое-то сочетание разных компетенций.

Самый простой пример — сочетание медицины и информационных технологий. На этом стыке сегодня можно создавать очень многое. И вот я сейчас вижу, как ребята прямо идут в больницы, разговаривают с врачами, с теми, кто там занимается традиционными информационными технологиями, связанными с автоматизацией существующих процессов. И мы привозим преподавателей из лучших вузов, зовём сюда технологических лидеров из компаний рынков НТИ…

— Опять же, приведите какой-нибудь пример.

— Сюда в вуз мы приглашали две компании вашего региона, которые создают реабилитационные устройства, и они рассказали ребятам, как технологии, связанные с использованием разных устройств биометрической обратной связи, можно применять для решения разных задач. Ребята сейчас придумывают, как упростить процесс взаимодействия врача и пациента. Они ищут новые способы применения портативных устройств, быстрой передачи по защищенным каналам данных о состоянии больного.

Ситуации, когда больной приходит к врачу раз в две недели, не будут актуальны. Так в современном мире уже не делается. Гораздо проще использовать мобильный телефон или сделать устройство типа браслета — или даже какого-то датчика, который мы использовали в учебном процессе в рамках образовательного интенсива «Остров 10-21», и сделать так, что врач будет получать информацию о больном в режиме почти реального времени. Например, данные будут передаваться раз в два часа. И тогда не нужно ждать, не нужно записываться на приём. Врач сможет обрабатывать данные непосредственно в процессе и выстроить коммуникацию с больным, информируя его без всякого приёма с помощью какого-нибудь мессенджера о том, что у него всё более-менее хорошо или, наоборот, нужно срочно прийти.

Такие базовые проекты очень сложно сделать со стороны больницы — у них нет на это ресурсов, кадров. Медики могут лишь о некоторых своих сложностях рассказать командам студентов. Но у студентов есть возможность пробовать. Вероятность ошибки здесь большая, что будет создано что-то не то, или они столкнутся с какими-то непреодолимыми трудностями. Однако у студентов есть право на эту ошибку, есть среда, в которой ошибки имеют очень маленькую цену. Студенческая команда приобретает свою компетенцию, она не завязана на бизнес-результат, но зато могут возникнуть совершенно новые устройства, типа датчиков и программных решений по передаче данных в больницы.

Что в итоге? В итоге выйдет не просто хороший врач, а врач с новыми идеями, который, с одной стороны, может практиковать в какой-нибудь региональной больнице, а с другой — он может включиться в создание какого-то нового бизнеса при университете.

— Вы говорите, и я все равно представляю, как человек стоит перед какой-то огромной бетонной конструкцией, на которую нужно залезть. Насколько вообще реально, что эти идеи проникнут в жизнь? Самый классический пример из мировой истории — Билл Гейтс. Он, будучи еще совсем подростком, занимался какими-то вещами, которые привели его к довольно серьезным результатам. У нас такой Билл Гейтс с вашей помощью может появиться?

— Давайте попробуем понять, в чем бетонная стена.

— Скептицизм компаний, например. Это и в Америке было.

— Первое: мир в целом изменился. Если раньше тому же Биллу Гейтсу, чтобы сделать что-то новое, нужно было получить знания, доступ к которым был весьма ограничен, то сегодня ситуация абсолютно другая. Сегодня за счет онлайн-обучения человек может получить очень много знаний, не выходя из дома или находясь в любом университете. С другой стороны, мы еще больше эту ситуацию с доступом к знаниям пытаемся улучшить, приглашая лидеров, которые дают знания. И это существенно разрушает стену.

О сопротивлении. В этом-то и суть вашего региона: при поддержке руководства у вас получилась общая установка на технологические инновации, которая проникает и в больницы, и на места, к руководителям разных организаций. И если такая культура взаимодействия, направленная на технологические инновации, в регионе поддерживается и развивается, то не остается стены.

— Хорошо. На федеральном уровне на чью поддержку вы опираетесь?

— Наш учредитель — АСИ. Мы его дочерняя структура. Имеем полную поддержку от него всем богатством инструментов, которые есть в АСИ. Помимо этого, мы работаем в рамках национальной технической инициативы. Это значит, что весь комплекс проектов и инфраструктурных решений для НТИ лежит в основе «Университета 2035», а это ни много ни мало и сеть университетов НТИ, центров компетенции, которые были созданы в вузах и сейчас начинают развиваться активно. Это и доступ к сообществу НТИ: сотням, почти тысячам технологических компаний, в которых есть люди с уникальными компетенциями. Нам дана возможность сегодня практически в любом регионе, в любом месте очень быстро обеспечить концентрацию компетенций, привозя туда людей или отдавая контент в формате онлайн. Любой студент имеет прямой доступ ко всему набору технологий практически мгновенно.

— Ваш университет работает как некая большая маркерная доска, на которой возникает магнит, и вы перебрасываете ресурсы в точку притяжения?

— Хороший сам по себе образ маркерной доски, но представьте еще, что мы работаем с большими данными. Мы фактически видим сейчас, что происходит в сообществе тех лидеров, которые создают реальные продукты федерального или глобального масштаба. И мы смотрим, какие у них компетенции сегодня являются основой для создания нового продукта. И концентрируем внимание за счет больших данных на этих компетенциях. Мы упаковываем компетенции таким образом, чтобы они могли быть доставлены в любой университет любому студенту в разных форматах: мы можем привезти человека, можем записать его на видео или ещё что-нибудь сделать. Дальше мы уже ищем точки роста в виде регионов, в виде вузов, там, где есть талантливые ребята, готовые заняться подобными задачами.

Особенность в том, что на этапе поиска этих ребят для выявления потенциала тоже есть свой инструмент — платформа, которая позволяет студентам пройти диагностику и предсказать, что тот или иной человек может быть потенциально предпринимателем, а кто-то другой может стать технологическим лидером. Находим сто человек, которые с нашей точки зрения с этим справятся, и пытаемся им дать эту возможность. Вместе с вузом мы запускаем проект, который для этого небольшого числа студентов создает совершенные условия, снимающие барьеры.

42664076 10155956474038262 2582120594459852800 n— Насколько для вас интересны сетевые технологии? Какие решения в интернете вы можете использовать?

— Мы используем все решения. Давайте подробнее разберёмся в том, что вообще нам, как университету, важно и интересно. Прежде всего, надо понять, что такое «Университет-2035» как организация. Это, условно говоря, всего 30 человек, которые сегодня организуют десятки образовательных проектов.

Фактически во всех случаях мы привлекаем других людей и другие компании. У нас нет ни одного преподавателя, но мы способны выстроить образовательный процесс для тысячи людей с тысячью уникальных траекторий обучения, ведь мы собираем компетенции отовсюду, где они подтверждены реальным результатом. С тем же «Яндексом» сотрудничаем, приглашаем специалистов по определенным технологиям или визионеров относительно того, как разные технологии искусственного интеллекта меняют мир. Это нам позволяет быть постоянно на переднем крае развития технологий и понимания, какие компетенции ещё нужны в технологических стартапах.

Платформа нашего университета содержит еще два типа важных решений. Первый — работа с данными о человеке. Мы впервые в истории на международном уровне очень плотно сотрудничаем с ведущими университетами мира, с разными цифровыми платформами, собираем очень большое количество информации о людях, которые учатся. Мы пытаемся, соответственно, сделать так, чтобы система была способна давать рекомендации каждому человеку, как ему получить нужный набор компетенций. Эта сверхзадача решается очень сложно, и пока мы находимся в состоянии накопления данных. Базовые рекомендательные сервисы, как, например, у «Яндекс Дзена», которые дают нужный образовательный контент мы уже реализовали. А дальше — обучаем.

«Яндекс Дзен» для нас — прообраз университета будущего. Представьте, что вы им пользуетесь в транспорте, в свободное время, где угодно, только вам дается не информационный и не развлекательный контент, а образовательный. Причем система понимает, в каком физиологическом состоянии человек находится в этот период дня, наблюдая за его поведением в прошлом, и даёт тот контент, который он готов воспринять. Она анализирует его реакцию на контент с точки зрения того, что нравится и не нравится, количества времени, которое с ним проведено, и результата, который подтвержден или не подтвержден, потому что внутри контента могут быть заложены диагностические элементы. И получается, что есть виртуальный университет, который человека постоянно ведет, понимая, какие у него есть цели и возможности. Чтобы это работало, нужны две составляющих. Нужно работать с данными, и мы сейчас привлекаем большое количество партнеров, технологических команд в режиме хакатонов и больших партнёров, типа «Сколтеха», к анализу этого содержания, к поиску способов предсказания оптимального пути развития для человека и решения каких-то более локальных задач.

Наряду с этим у нас еще одна задача. Все понимают, что современные форматы контента малоудобны. Те же самые массовые открытые онлайн-курсы: 4 недели или 8 недель последовательного изучения контента… А когда ты пройдешь первые две недели, то понимаешь, что тебе это уже не нужно — или это вообще не то. Или тебе нужен кусочек из шестой недели, а как пройти по-другому — непонятно.

Мы сегодня находимся в состоянии поиска постоянных партнеров, которые создают другие решения в области образования. Это, прежде всего, игровые механики, интерактивные микрокомпоненты, которые человек может взять, быстро получить нужные знания и двигаться дальше. У нас есть ещё пул компаний, с которыми мы такие форматы создаем. Мы не делаем это сами, потому что если начнём заниматься своей образовательной платформой, то в ней утонем.

Поскольку мы можем собрать данные об эффективности обучения на разных других платформах, то позволяем партнерам получить обратную связь, данные о человеке, который учится с помощью этого инструмента, который он создал. И они его могут либо улучшать, либо точнее понимать, какие задачи решаются, а какие не решаются с помощью контента их инструментария. Такой ещё один большой пул разного рода цифровых инструментов создается сегодня реже в университетах, но все чаще бизнесом, молодыми стартапами. Здесь находится одно из интересных полей для роста студенческих команд, потому что кто, как не они, лучше знают, как эффективнее обучать таких же, как они. Мы отдельно обращаем внимание на те команды студентов, которые берутся сделать какой-то образовательный инструментарий.

— Последний, может, глупый вопрос: технологическая сингулярность возможна?

— В определенных проявлениях — да. Я уверен, что она поменяет представления о том, как человек развивается в современном мире, точно. Что мы придём в какой-то момент к ситуации, когда каждый человек осознает, что он может колоссально усилить себя, правильно выстраивая образовательную траекторию здесь и сейчас. Это изменит наше отношение к системе образования.

Я не сторонник того, что вузы исчезнут. Они останутся очень важным элементом, но будут направлены на формирование личности и на появление у человека способности к осознанному саморазвитию на протяжении всей жизни.

На сессии на площадке НовГУ, в которой принимали участие сотрудники вуза, в первую очередь обсуждались дальнейшие пути взаимодействия Новгородского университета и УНТИ. НовГУ первым в стране принял у себя интенсив УНТИ, и в декабре уже состоится первый выпуск.

Напомним, в НовГУ уже год успешно работает Фабрика пилотирования проектов НТИ, и также впервые в стране. Ее опыт будет тиражироваться на другие регионы.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.