Автору фильма о столетних людях Михаилу Мордасову страшно звонить своим героям

Автору фильма о столетних людях Михаилу Мордасову страшно звонить своим героям

30 сентября в новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» прошел показ документального фильма «Переживем».

Это кино о людях, что родились в год Октябрьской революции и перешагнули порог в сотню лет. Фильм — часть проекта «Дети 1917 года». Михаил Мордасов, Пол Ричардсон и Надежда Гребенникова на протяжении года собирали истории и фото ровесников революции с разных концов бывшей Российской империи. Мы поговорили с Михаилом Мордасовым и выяснили, как зарождалась идея фильма.

— Как вы познакомились с Полом Ричардсоном?

— Мы были знакомы заочно. У Пола есть журнал «Russian Life». И у журнала есть русский редактор Мария Антонова, которая живет в Москве, с ней я уже был знаком. Она предложила в очередной номер мои фотографии. Полу понравились снимки, он их взял. Позднее еще пару раз печатал мои истории в своем журнале. В 2013-м году он задумал проект путешествий по России и искал себе здесь помощника. Он попросил Марию, чтобы она посоветовала кого-нибудь. Чтобы это был надежный человек, который не убьет его, все-таки Россия, страшные люди! (смеется) И она посоветовала меня. Он мне написал письмо, в итоге мы с ним в 2015-м году сделали проект «Russia’s spine», а в прошлом году — второй проект.

— Как родилась идея проекта?

— Идея возникла в конце 2016-го года, когда мы обсуждали, с какой стороны подойти к столетию революции, как именно осветить эту исторически важную и памятную дату. Мы поняли, что хотим это сделать через людей, начали думать, как именно через людей и через каких. Поняли, что будет очень логично найти людей, которые родились в год революции, и с ними сделать интервью, узнать их отношение к революции. Конечно, у нас ничего из этого не получилось, потому что у них нет отношения к революции, они тогда только родились и ничего не помнят. Поэтому проект немножко трансформировался: из проекта о революции он стал проектом о ста годах после революции.

film o dolgozhitelyakh rovesnikakh revolyutsii predstavyat v teatre malyj

— Все ли участники проекта легко шли на контакт?

— Ну, конечно, не все. Некоторые отказывались сниматься. Были люди, с которыми тяжело контактировать. Например, одна женщина из Самары, ей было тяжело, так как подводило здоровье, и поэтому мы у нее были совсем короткий период времени. Буквально час, а большую часть времени разговаривали с ее родственниками, потому что она уже почти ничего не могла сказать.

— Что было самым сложным: моральный аспект или технические проблемы?

— Самое сложным оказалось найти этих людей и найти деньги на проект.

— Сколько в целом вы работали над фильмом?

— Полтора года.

— Были ли какие-нибудь курьезы во время работы?

— Да, могу рассказать один очень памятный курьез. Он произошел, когда мы были в Нижегородской области. Мы остановились в Нижнем Новгороде. Поехали снимать Елизавету Лакееву, в деревню Конёво, у нас был её точный адрес. Мы приезжаем в Конёво, по адресу, а дом сгорел. То есть по этому адресу стоит сожженный дом. Я не понимаю, что произошло. Звоню социальному работнику, с которым у нас был контакт. Она спрашивает: «Вы мост проезжали? Там за поворотом должен быть мост, а после скоро должен быть дом». Я не понимаю, какой поворот, какой мост? Она спрашивает: «Вы в каком Конёво?» Оказалось, что мы приехали в другое Конёво, примерно в ста километрах от пункта назначения.

teatr2

— Осталось ли что-нибудь за кадром?

— За кадром осталось многое. Скажу так: мы не стремились что-то убрать, мы выбирали, что включить. Идея этого фильма — показать последние сто лет жизни в России через судьбы людей. И если внимательно смотреть кино, второй или третий раз, то будет понятно, что в самом начале первый герой рассказывает о своем детстве, второй герой рассказывает о более позднем возрасте, третья героиня говорит о своей любви и так далее. Каждый рассказывает о все более дальнем периоде своей жизни.

— Планируются ли еще проекты с социальным подтекстом?

— Мы вначале хотим завершить этот. Но в будущем, конечно, планируются. Мне кажется, чем больше мы будем говорить о каких-то проблемных точках в нашей стране, тем больше вероятность, что что-то поменяется.

— Поддерживаете ли вы связь с участниками?

— С некоторыми да, с некоторыми – нет, потому что мне страшно звонить. Я боюсь узнать, что человека больше нет в живых. Но все участники проекта видели и фильм, и книгу.

DldL gE o20

— Работа над фильмом как-то повлияла на вашу жизнь?

— Да, я гораздо больше стал общаться с родителями, отношения стали теплее. И сейчас мы с моей женой записываем истории наших родителей, чтобы их сохранить.

— Как вы считаете, проект удался?

— Мне кажется, он удастся, когда мы издадим книгу на русском языке. Это очень важно. Я хочу, чтобы люди и родственники героев, и сами герои, которые сейчас живы, смогли бы подержать книгу в руках. И чтобы у них она осталась на полке.

TR FPXjMA00

Текст: Марина Колбая

Фото: Марина Воробьева

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.