Автору фильма о столетних людях Михаилу Мордасову страшно звонить своим героям
30 сентября в новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» прошел показ документального фильма «Переживем».
Это кино о людях, что родились в год Октябрьской революции и перешагнули порог в сотню лет. Фильм — часть проекта «Дети 1917 года». Михаил Мордасов, Пол Ричардсон и Надежда Гребенникова на протяжении года собирали истории и фото ровесников революции с разных концов бывшей Российской империи. Мы поговорили с Михаилом Мордасовым и выяснили, как зарождалась идея фильма.
— Как вы познакомились с Полом Ричардсоном?
— Мы были знакомы заочно. У Пола есть журнал «Russian Life». И у журнала есть русский редактор Мария Антонова, которая живет в Москве, с ней я уже был знаком. Она предложила в очередной номер мои фотографии. Полу понравились снимки, он их взял. Позднее еще пару раз печатал мои истории в своем журнале. В 2013-м году он задумал проект путешествий по России и искал себе здесь помощника. Он попросил Марию, чтобы она посоветовала кого-нибудь. Чтобы это был надежный человек, который не убьет его, все-таки Россия, страшные люди! (смеется) И она посоветовала меня. Он мне написал письмо, в итоге мы с ним в 2015-м году сделали проект «Russia’s spine», а в прошлом году — второй проект.
— Как родилась идея проекта?
— Идея возникла в конце 2016-го года, когда мы обсуждали, с какой стороны подойти к столетию революции, как именно осветить эту исторически важную и памятную дату. Мы поняли, что хотим это сделать через людей, начали думать, как именно через людей и через каких. Поняли, что будет очень логично найти людей, которые родились в год революции, и с ними сделать интервью, узнать их отношение к революции. Конечно, у нас ничего из этого не получилось, потому что у них нет отношения к революции, они тогда только родились и ничего не помнят. Поэтому проект немножко трансформировался: из проекта о революции он стал проектом о ста годах после революции.
— Все ли участники проекта легко шли на контакт?
— Ну, конечно, не все. Некоторые отказывались сниматься. Были люди, с которыми тяжело контактировать. Например, одна женщина из Самары, ей было тяжело, так как подводило здоровье, и поэтому мы у нее были совсем короткий период времени. Буквально час, а большую часть времени разговаривали с ее родственниками, потому что она уже почти ничего не могла сказать.
— Что было самым сложным: моральный аспект или технические проблемы?
— Самое сложным оказалось найти этих людей и найти деньги на проект.
— Сколько в целом вы работали над фильмом?
— Полтора года.
— Были ли какие-нибудь курьезы во время работы?
— Да, могу рассказать один очень памятный курьез. Он произошел, когда мы были в Нижегородской области. Мы остановились в Нижнем Новгороде. Поехали снимать Елизавету Лакееву, в деревню Конёво, у нас был её точный адрес. Мы приезжаем в Конёво, по адресу, а дом сгорел. То есть по этому адресу стоит сожженный дом. Я не понимаю, что произошло. Звоню социальному работнику, с которым у нас был контакт. Она спрашивает: «Вы мост проезжали? Там за поворотом должен быть мост, а после скоро должен быть дом». Я не понимаю, какой поворот, какой мост? Она спрашивает: «Вы в каком Конёво?» Оказалось, что мы приехали в другое Конёво, примерно в ста километрах от пункта назначения.
— Осталось ли что-нибудь за кадром?
— За кадром осталось многое. Скажу так: мы не стремились что-то убрать, мы выбирали, что включить. Идея этого фильма — показать последние сто лет жизни в России через судьбы людей. И если внимательно смотреть кино, второй или третий раз, то будет понятно, что в самом начале первый герой рассказывает о своем детстве, второй герой рассказывает о более позднем возрасте, третья героиня говорит о своей любви и так далее. Каждый рассказывает о все более дальнем периоде своей жизни.
— Планируются ли еще проекты с социальным подтекстом?
— Мы вначале хотим завершить этот. Но в будущем, конечно, планируются. Мне кажется, чем больше мы будем говорить о каких-то проблемных точках в нашей стране, тем больше вероятность, что что-то поменяется.
— Поддерживаете ли вы связь с участниками?
— С некоторыми да, с некоторыми – нет, потому что мне страшно звонить. Я боюсь узнать, что человека больше нет в живых. Но все участники проекта видели и фильм, и книгу.
— Работа над фильмом как-то повлияла на вашу жизнь?
— Да, я гораздо больше стал общаться с родителями, отношения стали теплее. И сейчас мы с моей женой записываем истории наших родителей, чтобы их сохранить.
— Как вы считаете, проект удался?
— Мне кажется, он удастся, когда мы издадим книгу на русском языке. Это очень важно. Я хочу, чтобы люди и родственники героев, и сами герои, которые сейчас живы, смогли бы подержать книгу в руках. И чтобы у них она осталась на полке.
Текст: Марина Колбая
Фото: Марина Воробьева