Руководитель творческого центра «БИС» Игорь Башков: «Школа № 36 — это космос»

Руководитель творческого центра «БИС» Игорь Башков:  «Школа № 36 — это космос»

Прошлым летом «53 новости» рассказали о том, что известный новгородский музыкант Игорь Башков собирается открыть в новой 36-й школе в «Ивушках» творческий центр «БИС» для юных музыкантов города.

Прошло уже достаточно времени, и мы решили наведаться в знаменитую школу, увидеть все своими глазами и расспросить Игоря Башкова о том, получилось ли воплотить в жизнь планы по созданию центра.

Наша беседа началась с экскурсии по школе, тем более что я была здесь впервые и умирала от любопытства. Мой спутник показал мне шикарный актовый зал, который во всех отношениях может соперничать с главными сценами города, а также другие уголки школы, где могут проходить концерты юных музыкантов – холл под стеклянным куполом, маленькая сцена возле самого центра «БИС», в котором и продолжился наш разговор уже за чашкой кофе.

bis— Период становления — всегда самый тяжелый, — сказал Игорь. – На старте ты полон энтузиазма, а потом начинают происходить всякие жизненные моменты. Но все это мы преодолели. Конечно, есть организационные моменты, которые можно и нужно отрабатывать, но сейчас я твердо уверен, что все состоялось.

— Как все происходило в этот период становления?

— Конечно, люди приходили разные, с разными ожиданиями. Ведь многие думают, что если отдадут ребенка учиться игре на гитаре, то уже через месяц у него вырастут волосы по локоть, он примет на сцене героическую позу и как запилит!!! Да, когда это профессионально, то красиво, здорово и завораживает. Но не все понимают, что за этим стоит тяжелейший труд.

Чтобы достичь таких результатов, должны срастись две вещи: во-первых, Бог должен дать что-то человеку. К примеру, если на урок истории пришли 35 человек, то каждый из них усвоит этот предмет в той или иной мере. А вот игру на гитаре или вокал – процентов 20% из этих 35, наверное. Потому что это дано не всем.

Во-вторых, помимо данных от Бога, нужна еще усидчивость и работоспособность. Как тяжело ребятам, особенно в первом – втором классе! Как их ломает! Ведь они могли бы побегать, поиграть, а надо сидеть и монотонно извлекать ноты. Но этот момент сейчас уже прошел.

IMG 3626

— Сколько у вас сейчас занимается ребят?

— На данный момент — 36 человек, и больше я взять пока не могу. Но желающих очень много.

— А для этих 36 был отбор?

— Да, конечно.

— Расскажите о своих учениках.

— Конечно, есть ребята и Богом поцелованные, которые удивляют. Никогда не думал, что дети 7-8 класса будут приходить и говорить: «Игорь Михайлович, я хочу сыграть песню группы «Канзас» 1978 года». Это мега-классика рока! Или: «А я хочу «Лестницу в небо». Его родители еще не родились, когда эта песня уже существовала! Я приятно удивлен, что есть люди, ориентированные на истоки. Это радует.

Приходят и ребята, которые не совсем готовы, которые пытались учиться в интернете. Я жестоко против уроков по интернету! Ну как можно научить человека играть на живом инструменте через «Скайп»? Это бред. Но «Скайп» еще ладно, еще хуже — записанный урок. Поэтому приходят дети, у которых рука неправильно поставлена, этому ведь вообще не уделяется внимания. В итоге человек играет сложный кусок из «Нирваны», но не может сыграть «В траве сидел кузнечик» — фундаментальную вещь, на которой все растет.

IMG 3633

— Вы работаете только с теми, кто учится в «Ивушках»?

— Процентов 75 – из нашей школы, но приезжают и ребята из города — с Нехинской, Щусева, Мира…

— Вы не узнавали, есть ли подобные центры в других общеобразовательных школах?

— Не только в Новгороде нет, но и на всем Северо-Западе. К нам в школу приезжают гости из Мурманска, Петрозаводска, Питера. Заходят к нам в центр: «Вау!». Гость из Карелии сказал, что такие маленькие творческие центры есть в Финляндии.

— Вы сказали, что есть много желающих заниматься в центре, которых пока не получается взять. Можно ли будет решить эту проблему? Есть ли желание и возможность у Центра расширяться?

— Возможно, я смогу в следующем году приглашать учеников в первую смену. Например, из 13-й школы, где у детей бывает свободное утро. Может быть, буду работать по выходным.

IMG 3619

— Ваши воспитанники уже выступали где-то?

— Конечно! Например, Татьяна Чернова, Миша Власов, Маргарита Шаляпина, Елизавета Москвина — завсегдатаи школьных вечеров, поют, играют.

— А их представляют, как воспитанников центра «БИС»?

— Нет. Ведь несколько месяцев – не тот срок. Я считаю, уж если выходить на конкурс, нужно, чтобы это было профессионально. Конечно, в рамках школьной самодеятельности наши ребята участвуют во всем, и с номерами, которые мы здесь готовим. Но на мероприятия общегородские, федерального уровня надо серьезно готовиться. Например, здесь, в школе, осенью проходил конкурс, на который приехали дети со всей России. Там выступал ансамбль гитаристов, они втроем играли на классических гитарах, и так профессионально, что видно — ребята занимались не один год. А они класса из пятого. Вот это серьезный подход.

— Сколько лет воспитанникам центра «БИС»?

— От 7 до… 40 плюс. Я занимаюсь и со взрослыми в вечерние часы.

— То есть изучению гитары все возрасты покорны…

— Конечно! В 90-ые годы ко мне в ДК Васильева пришла учиться игре на гитаре бабушка 67 лет…

IMG 3621

— Среди ваших нынешних учеников есть те, кто сам пишет музыку или стихи?

— Есть. Ребята спрашивают, интересуются, ведь одно из направлений у нас в Центре — основы композиции и аранжировки. Но опять же: композиция — такая штука, что нужно нормально владеть инструментом. То есть можно в голове придумывать много мелодий, но не выдать их, потому что не можешь сыграть. Здесь все взаимосвязано. Есть у меня пара ребят, которые приносят свои произведения. Причем для их возраста и уровня я бы сказал, что у них есть искра, с которой надо заниматься. Дальше уже дело техники. Это как в спорте.

— А ведь вы преподаете сейчас в «Ивушках» физкультуру. Значит, спорт и музыкальное творчество – взаимосвязаны?

— Однозначно. Вот как качают бицепс, можно сравнить с обучением пению. Мне говорят: «Я петь вот только так могу». А я отвечаю: «Ребята, спокойно! Голосовые связки — та же мышца. И от количества воздуха, и от того, как твоя мышца работает, зависит то, что ты можешь выдать». По крайней мере, можно увеличивать свой диапазон. Собственно, также происходит обучение на гитаре. База, качают пальцы, становятся уверенней, еще и еще…

— Хватает ли вам теперь времени на собственное творчество?

— Нет. Я нахожусь в школе с 8 утра до 9 вечера. На свое творчество не хватает ни сил, ни времени. Но, на самом деле, я не так уж и мало сделал в творчестве. Пять полноформатных дисков – мало кто в городе, кроме «АПМ», может таким результатом похвастаться. Свое слово я сказал и вряд ли скажу что-то новое.

IMG 3629

— Вы не жалеете, что вернулись в Новгород из Питера?

— Нет. Это — мое. Несмотря на то, что тяжело, особенно было тяжело в первые месяцы. Сейчас я уже адаптировался. Ведь я всегда был занят фрагментарно. А здесь я работаю с утра и до вечера. Но сознание того, что занимаюсь таким интересным и важным делом… Плюс эта школа, с такими прекрасными условиями, это космос.

— Думаю, очень важно и понимание со стороны руководства школы.

— Конечно! Если бы не наш директор Светлана Борисовна Матвеева, вообще бы ничего не состоялось. Она – один из немногих руководителей, которые понимают, что в городе есть творческие силы, которым надо помогать и поддерживать их. В общем, есть воля и понимание администрации школы, есть хорошие ученики, есть желание и вера в то, что мы будем работать. Все получится.

— Ну, тогда зовите на концерты центра «БИС»!

— Непременно – в конце учебного года мы планируем отчетные концерты, на которые пригласим родителей наших музыкантов.

Фото автора

Комментарии

Вадим Филиппов
19:57 07.04.2018

Молодец Игорь Михайлович , правильной дорогой идёте .

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.