«Вечевой колокол» в вопросах и ответах

«Вечевой колокол» в вопросах и ответах

Коммуникационная система «Вечевой колокол», которая будет запущена в Новгородской области на следующей неделе, создана на платформе «Довольный гражданин».

По заверениям разработчиков на новом портале жители региона получат возможность «быстро и удобно решить проблемный вопрос, выдвинуть инициативу и высказать свое мнение с целью улучшения качества жизни и облика региона». Так ли это на самом деле, мы попытались узнать, протестировав сайт (пока что не в открытом доступе), а заодно и расспросив о нюансах ответственную за внедрение системы, председателя комитета информационной политики правительства Новгородской области Юлию Слуцкую.

– Юлия Сергеевна, неизбежно сравнение со знаменитым «блогом Митина», который был создан на платформе Livejornal примерно для того же, что и «Вечевой колокол». Зачем было огород городить?

– В вопросе отражена главная ошибка. «Вечевой колокол» – не портал для сбора жалоб, а автоматизированная система управления запросами людей и контроля за принятием решений по ним. Человек выбирает категорию своей проблемы и сообщение автоматически пересылается исполнителю. Оно встает на контроль у руководителя направления и главы региона. У губернатора есть в системе «личный кабинет», в котором он в любое время видит, сколько вопросов на рассмотрении, у кого, в какой стадии. Также предусмотрена обратная связь. Пока гражданин не ответит, что он удовлетворен решением вопроса, этот пункт не будет подсвечиваться зеленым, как решенный.

«Вечевой колокол» переворачивает отношения власти и граждан с ног на голову: в итоге чиновник будет не сочинять отписки, а сам бегать за жалобщиком, чтобы тот поставил ему удовлетворительную оценку. То есть это гражданин решает, исполнен его запрос или нет! Теперь не получится ответить формально. Также не выйдет трюк с перекидыванием жалобы из ведомства в ведомство «мы за это не отвечаем». Система автоматически направит запрос ответственному.

Гражданину вообще не нужно разбираться в системе управления, как какой департамент называется и чем занимается.

– Мне кажется, все это также можно было организовать в формате губернаторского блога. Ну придать ему какой-нибудь отдел, который будет бумаги рассылать. Как, собственно, и было в прошлом.

– Мы принципиально этого не хотели делать. Губернаторский блог – это прежде всего пиар губернатора. А у нас Никитин вообще на сайте не упоминается. Кроме того, это идеологически не верно! Не должно у человека создаваться ощущение, что единственный выход – обращение к первому лицу. Для типовых, не уникальных вопросов государство должно предоставлять простые технологичные решения. Не средневековье, когда надо достучаться, поклониться, а современный компьютерный интерфейс…

– Обращает на себя внимание, что круг тем, охватываемых «Вечевым колоколом» заранее ограничен. Есть разделы «двор», «общественный транспорт», «дом», «благоустройство», «здравоохранение». А дороги наши, например, где?

– Вопросы качества дорожного покрытия включены в раздел «Благоустройство». Создавать отдельную вкладку «Дороги» мы не стали, потому что все крупные проблемные трассы и так известны. У нас есть карта магистралей, нуждающихся в ремонте, есть и план ремонтов – он опубликован. С нашей точки зрения важно, чтобы была возможность сообщить о том, что вот начинает разрушаться недавно отремонтированное покрытие или отдельная яма появилась на вроде бы благополучном участке. А про дорогу Окуловка-Боровичи и так все известно.

Понимаете, «Вечевой колокол» прежде всего нацелен на решение вопросов администрирования. Мы проанализировали, что очень часто у нас проблема не в том, что денег нет, а просто руководители или сотрудники не совсем верно расставляют приоритеты. Это не сложно поправить и вложений порой не требует. То есть, в случае с дорогами, например, важно следить за гарантийными участками, вовремя предъявить претензии подрядчику. А просто составить очередной реестр убитых дорог в наши планы не входило.

Впрочем, это не значит, что все разделы закреплены навсегда. На самом деле система очень гибкая и нам не сложно ее дополнять – в том числе по предложениям пользователей. К тому же, как я сказала, сбором жалоб ее функциональная часть не ограничивается.

– А что еще она умеет?

– Уже сейчас на сайте, помимо раздела «проблемы», есть раздел «инициативы». В нем также можно собирать подписи под петицией, как это делается, скажем, на ресурсе change.org. По нашей задумке «Колокол» должен стать площадкой для предложений и проектов. Это будет способ напрямую достучаться до власти не только с просьбой, но и с какими-то своими идеями. Глава региона точно будет их читать. Кстати, в платформу зашито очень много аналитических возможностей: можно автоматически делать статистические срезы по тематике вопросов, территории, эффективности того или иного ведомства. Наконец, там ведь ничего не пропадает: если в одном районе проблему решили, а в другом – не получается, система подскажет ходы, можно будет понять, в чем причина.

У нас очень часто на местах чиновники изобретают велосипед в совершенно типовых ситуациях.

– Я обратил внимание, что при сообщении о проблеме нельзя указать свою фамилию. Это как-то странно.

– Это нужно для того, чтобы не попасть под действие законодательства о персональных данных. На их обработку нужна специальная лицензия, это сложно и дорого.

– Также указывается, что обращения на сайт не попадают под действие закона 59-ФЗ «Об обращениях граждан». А это зачем?

– У нас сроки обработки обращения короче, чем по 59-му закону и бюрократии гораздо меньше. Кроме того, в соответствии с ним получается так, что главная обязанность чиновника – просто вовремя дать официальный ответ. С «Вечевым колоколом» так не выйдет. Заявка закрывается только тогда, когда гражданин действительно удовлетворен проделанной работой. Возможно, это субъективная категория, но она важна. Не все можно сделать сразу, но можно же объяснить, проявить участие. Я уверена, что это люди тоже оценят.

– А что делать тем, у кого нет интернета или кто не сможет разобраться в вашем сайте? Он, конечно, не сложный, но у нас много пожилых людей.

– Мы об этом подумали. Подведомственные комитету районные газеты станут оператором «Вечевого колокола» для тех, у кого нет интернета. Обращение в газету ведь тоже может быть введено в систему. Кстати, журналисты идею поддержали, потому что в редакции люди часто обращаются с жалобами, но дотянуться из района до областного уровня бывает не просто. Сейчас же любое обращение сразу попадет на контроль.

– Подведем итог. Если бы вас попросили сформулировать три главных достоинства «Вечевого колокола», что бы вы ответили?

– Первое: удобство для граждан в решении типовых повседневных проблем – больше не надо думать, куда писать жалобу.

Второе: простая и прозрачная система контроля, когда даже губернатор в текущем режиме видит, что беспокоит людей в каждом районе.

Третье, и, пожалуй, главное: «Вечевой колокол» это реальный инструмент для того, чтобы изменить отношение чиновников к своей работе. Когда приоритетом становится не выполнение какого-то норматива или целевого показателя, а удовлетворенность конкретного гражданина – это меняет мировоззрение. Система должна заставить власть разговаривать с конкретными людьми, искать варианты, а не отмахиваться, ссылаясь на куцый бюджет. Даже при недостатке средств проблемы можно решать, нужно только желание и умение мыслить нестандартно.

Итого

0JM2ttNdog0

Комментарии

Марья Ивановна
10:57 06.07.2017

ВАУ!

Иван
12:24 06.07.2017

Идея очень хорошая. Надеюсь,на практике будет не менее оптимистично, чем в теории.

Николай
04:40 07.07.2017

Идея н плоха, но есть много но… действительно ли по компетенции будет направляться. Допустим жалоба на состояние дороги в солецком районе. Разберётся модератор портала в чьей подведомственности она находится? Района или области . Или другой момент , жалоба может быть не всегда объективна. И решения вопроса заявителя в его пользу в принципе невозможно. А выслушивать доводы у нас граждане не всегда готовы. Чего греха таить есть такая категория. Понятно , что красиво ответить тоже надо уметь. Но ведь не всем дано)

пурген
17:55 07.07.2017

Идея хороша. Но какова будет реализация- надо проверять. И уже ясно, что лучший способ- отправив запрос на вечевой колокол продублировать письменным обращением к чиновнику, чтобы не потерять время , в том случае, если просьба зависнет с красным кружком и чтобы обращение подпало под закон 59 Ф-3.
Или на местном уровне , хотя бы в рамках правительства и администрации необходимо ввести финансовую зависимость зарплат чиновников от удовлетворенности граждан качеством ответа и оказанной помощи в решении проблемы. а также вежливостью . Например , лишать квартальных премий тех, у кого больше пяти красных кружков за промежуток времени по закону 59 Ф3. Тогда по письменному обращению будут иметь штраф и премии лишаться — уже ощутимо

пурген
17:56 07.07.2017

И необходимы консультации независимого юриста на спорные случаи.

пурген
17:58 07.07.2017

Но не в коем случае не наоборот- не выплачивать премии тем, у кого много зеленых кружков. потому что местные просят свою общину и они в тысячу рук , да еще с семьями пишут всякую хрень и включают своим зеленый , накручивая показатели

пурген
18:00 07.07.2017

С газетами хорошая идея.Но есть еще один вопрос . Публикация в СМИ — это повод для прокурора начать проверку. Будет ли прокурор отслеживать материалы этого портала?

пурген
18:01 07.07.2017

И почему анонс вышел пока только на одной площадке?

пурген
18:04 07.07.2017

А почему бы не снять проблему связанную с возможностью задавать любые вопросы и не сделать такую рубрику, как » Разное»? Не любопытно, что на самом волнует народ? может быть вовсе не лампочки в подъездах , а мироустройство?

пурген
18:07 07.07.2017

Рубрику разное можно было бы сделать с цветовым индикатором — согласен +100, не согласен — 100 , воздержусь 0. И пусть бы в ручном режиме обсуждали философские проблемы власть и народ, стремясь к взаимопониманию.

пурген
18:09 07.07.2017

И со статистикой классно. То есть я наконец-то узнаю, например, сколько операций добровольной стерилизации сделано в нашей области за последний год в бюджетных учреждениях?

пурген
18:11 07.07.2017

Или сколько еще школ области работает по программе 2 100, вопреки приказу Министерства?Или сколько в области художественных школ и студий бюджетных и частных? И т.п.?

пурген
18:20 07.07.2017

Николай, вот когда решение вопроса в принципе не возможно и чиновник укажет закон и даст ссылку на его толкование , согласно которому станет ясно, что обращение тупиковое, сделает это вежливо и аргументировано, предложив альтернативное решение или предложив конкретную помощь , то зеленый зажгут. Другое дело , что есть вопросы спорные в юридическом плане и не понятно, кто их будет решать и как из-за неразберихи в на федеральном уровне. Как одно время было с законом о комендантском часе для детей до 16 лет. Закон есть, а кто его реализовать должен на местах разбирались мы тут год! Или когда закон позволял многодетных, которые трижды отказались от участка в болоте без коммуникаций отшвыривать их ы конец очереди. На редакцию федерального закона ушло года три. Год с мест по всем регионам достучаться не могли, потому что депутаты , простите, яйца чесали и занимались местечковыми шкурными мелкими коммерческими интересами тех, кого лоббировали, а до губернаторов доходило все как до жирафа.
Тогда надо, чтобы жалоба, если она раскрывает типичную проблему и недоработку федерального уровня шла через губернатора, так как у него есть законодательная инициатива.

пурген
18:21 07.07.2017

И чтобы он давал знать, когда проблему запустил наверх, чтобы население могло его поддержать снизу той же петицией на Вечевом колоколе. Чтобы очевидно было, что большинство идею поддерживает.

пурген
18:25 07.07.2017

И не совсем ясно, что с персональными данными. Как под петициями подписываться? Или там по IP будут количество голосов считать? Так тут, извините, как сказал руководитель, трехлетние девочки будут голосовать массово, потому что нынешние технологии позволяют с любого электронного адреса отправить сообщение без ведома ее владельца. Тут бы наоборот надо, чтобы можно было оставить все свои реквизиты.

сергей
13:13 14.02.2018

Есть подозрение что купил не качественный сыр дважды/ второй раз взяла жена/,дело дошло до скорой и госпитализации в первом случае.Второй раз не зная где куплен сыр вновь появились боли в животе у меня и жены. Сегодня позвонил в Роспотребнадзор г.Окуловки спросил что можно сделать в этом случае, можно ли отдать сыр на анализ или экспертизу? Ответили нет нельзя, пишите претензию в магазин и доказывайте что вы отравились именно их сыром, а потом обращайтесь в суд.Хороший ответ!Понятно что я доказать ничего не смогу. ЗАЧЕМ НАМ ТАКАЯ СТРУКТУРА КАК РОСПОТРЕБНАДЗОР. Извините что пишу не в перечисленные темы сообщений,считаю что эта тема очень актуальна и касается нас ежедневно и не один раз.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.