Для того, чтобы летать, нужны крылья

Для того, чтобы летать, нужны крылья

mares20 мая 2016 года летчику-истребителю, Герою Советского Союза Алексею Петровичу Маресьсеву исполняется сто лет со дня рождения. В свое время его судьба вдохновила писателя-фронтовика Бориса Полевого на написание книги «Повесть о настоящем человеке», где в фамилии героя изменена всего лишь одна буква: Маресьев в книге назван Мересьевым. Конечно, в книге, являющейся художественным произведением, есть достаточно много вымышленных деталей.

Но главное: рассказ о советском летчике, который после ампутации голеней обеих ног снова вернулся в истребительную авиацию и, летая с протезами, сумел одержать еще несколько воздушных побед – чистая правда. 

В свое время «Повесть о настоящем» человеке являлась хрестоматийным произведением, показывающим исключительность советского человека – коммуниста. Подвиг Алексея Маресьева никакому сомнению не подлежит, но уже в тексте повести есть упоминание о некоем поручике царской армии Валериане Аркадьевиче Карпове, который в результате ранения в воздушном бою лишился ступни, но, после ампутации и залечивания ран, вернулся в авиацию. Этот пилот становится для героя книги Бориса Полевого примером. Вырезку из старого журнала со статьей о подвиге этого человека Алексей носит в своем летном планшете.

gilscherНа самом деле никакого поручика Карпова не было, а был корнет Юрий Владимирович Гильшер, именно о нем писали в свое время многие русские и не только русские газеты и журналы. Начав свою военную карьеру с кавалерии, служа в 13-м драгунском полку, Юрий Гильшер увлекается авиацией и добивается направления в Гатчинскую военную школу летчиков. В октябре 1915 года Гильшер становится военным летчиком и направляется в только что сформированный 4-й Армейский авиаотряд. В течение очень короткого времени он становится настоящим асом. Ему это, видимо, было дано от Бога.

28 апреля 1916 года в результате авиакатастрофы корнет Гильшер получает тяжелые ранения и лишается стопы левой ноги, оторванной при разрушении самолета. Позднее левую ногу ампутируют до колена. Но молодой летчик не мыслит своей жизни без неба и долгими тренировками добивается того, что на протезе ухитряется ходить не хуже здорового человека. Медицинская комиссия признает его годным к военной службе.

29 октября 1916 года Гильшер обратился к начальнику Управления военного воздушного флота за поддержкой. В послужном списке летчика имеется письмо начальника управления воздушного флота: «Ко мне явился с письмом от Вашего превосходительства корнет Гильшер, которому я выразил полнейшую готовность оказать всяческое содействие в осуществлении его доблестного желания возвратиться на фронт».

Корнет Гильшер снова возвращается в авиацию, в 7-й истребительный авиаотряд, где летает наравне с другими пилотами, прикрывая свои самолеты над полем боя. Вскоре становится командиром авиаотряда, заменив погибшего Ивана Орлова. Великий Князь Александр Михайлович лично подписал аттестацию: «Отличный боевой летчик, решительный, хладнокровный, смелый… Высоких нравственных качеств… Выдающийся летчик-истребитель и командир».

7 июля 1917 года Юрий Владимирович Гильшер погибает в воздушном бою с превосходящем противником. Было ему на тот момент всего 22 года. Список его наград впечатляет. За период боевых действий корнет Юрий Гильшер был награжден орденами: Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени, Святой Анны 4-й степени. На его счету 6 воздушных побед.

История России не начинается с 1917 года. У России всегда были герои. Возможно, именно корнет Юрий Гильшер, а не выдуманный Полевым поручик стал примером для Алексея Маресьева.

prokof severБыл в дореволюционной России и еще один летчик, летавший без одной ноги. Звали его Александр Прокофьев-Северский. Его судьба очень похожа на судьбу Юрия Гильшера. Он был всего на год старше Юрия. Выходец из дворянской семьи, Александр после окончания морского кадетского корпуса окончил Севастопольскую летную школу и вначале летал на гидросамолете, летающей лодке FBA, а позднее — на самолете «Ньюпор». В одном из вылетов был тяжело ранен при самопроизвольном взрыве подвешенной бомбы. Точно так же, как и Юрий Гильшер, прошел тяжелый путь выздоровления, многодневными тренировками восстановил способность ходить не хуже здорового человека. Через царя добился возвращения в боевую авиацию и стал настоящей легендой, благодаря мужеству и летному мастерству. В одном из полётов был вынужден совершить экстренную посадку и прошёл на своём протезе несколько десятков километров по глухим чащобам, чтобы потом выйти к своим.

С советской властью у Александра Прокофьева-Северского отношения не сложились. Он эмигрировал в Америку, где создал несколько моделей самолетов, стал выдающимся военным аналитиком, крупным бизнесменом, известным писателем. Не зря говорят, что если человек талантлив, то он талантлив во всем…

Алексея Маресьева заметил писатель Борис Полевой. Благодаря этому его подвиг стал известен всей стране и подавался как образец исключительности. Но, кроме Алексея Маресьева в советской авиации были еще несколько человек, которые летали без ног и добились не меньших, а зачастую больших боевых успехов, но на них не нашлось своего писателя. Хотя бы коротко, но расскажу о них.

belousovkvБелоусов Леонид Георгиевич был сбит в декабре 1941 года и тяжело ранен.

Ампутированы обе ноги, причем одна – выше колена.

426 дней Белоусов провел в госпиталях и в 1944 году снова вернулся в боевой состав ВВС.

Больше года участвовал в самых ожесточенных воздушных сражениях, добавил к своему боевому счету после ранения еще один самолет.

2d1ab20dbc697e9766c46ffac35ae28cЛюбимов Иван Степанович. 9 октября 1941 года в воздушном бою летчик 32-го истребительного полка Черноморского Флота И.С.Любимов был тяжело ранен, в результате чего лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. К сентябрю 1943 совершил 109 боевых вылетов, провел 21 воздушный бой, лично сбив 8 самолетов противника. 22 января 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

malikovkvМаликов Иван Антонович. Летчик 128-го бомбардировочного авиаполка лейтенант Маликов был тяжело ранен в бою, но сумел дотянуть до аэродрома и посадить машину. Ему ампутировали ногу до колена. После излечения в госпитале он добился через командующего ВВС возвращения в свой полк. С протезом он вначале летал на По-2, а затем снова освоил бомбардировщик Пе-2 и закончил войну под Берлином. Он выполнил 86 боевых вылетов и стал Героем Советского Союза.

sorokinkvСорокин Захар Артемович. 25 октября 1941 года при патрулировании у МиГ-3 летчика Северного Флота лейтенанта Сорокина отказал мотор, пришлось совершить вынужденную посадку в тундре. Ситуацию усугубили отказ радиостанции, отсутствие лыж и бортпайка. Летчику пришлось шесть суток добираться к своим, при этом он отморозил ноги. Лишившись обеих ступней, летчик 14 месяцев провел в госпитале. Проявив волю, мужество и самообладание, он вернулся в строй, и после 11 побед 19 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего Захар Сорокин сбил 18 вражеских самолетов, 12 из них — будучи на протезах.

baderБыли герои не только у нас. Пожалуй, самым известным среди них был сэр Дуглас Роберт Стюарт Бадер – полковник Королевских ВВС Великобритании. В декабре 1931 во время тренировки по аэробатике в Редингском аэроклубе попал в аварию на самолёте Bulldog. Машина воткнулась левым крылом в пашню, а сам летчик потерял обе ноги. В полётном журнале за тот день Бадер записал: «Разбился, делая бочку над самой землёй. Плохо выступил». Хотя в 1933 году Королевские ВВС отправили Бадера в отставку, он продолжал летать. Когда началась Вторая Мировая война Дуглас Бадер без особых проблем вернулся в ВВС и стал не просто рядовым летчиком истребителем, а командиром эскадрильи и позднее командовал большим авиакрылом, состоящим из пяти эскадрилий. Всего сбил 20 самолетов лично и 4 в группе, а еще 18 повредил (всё это без ног!). В августе 1941 года был сбит в воздушном бою над Францией и попал в плен. Из плена несколько раз бежал. На протезах. Побеги заканчивались неудачно. Окончательно освобожден из плена американскими войсками в апреле 1945 года. Уйдя из военной авиации в 1946 году, продолжал летать до 1979 года. Умер от сердечного приступа в сентябре 1982 года.

Ради полноты исторической картины следует упомянуть и о вражеских летчиках, ведь неприемлемые политические убеждения противника порой соседствуют с его личным мужеством.

Special Film Project 186 ans Ulrich RudelТак и полковник люфтваффе Ганс Ульрих Руделль до конца жизни оставался убежденным нацистом. Можно спорить о достоверности его боевого счета как пилота бомбардировочной авиации, но бесспорно его волевое желание быть во что бы то ни стало за штурвалом. Почти все время летал Рудель на пикирующем бомбардировщике Ю-87. Несколько раз был сбит. В самом конце войны после очередного ранения Руделю ампутировали нижнюю часть голени. Спустя шесть недель он без ноги на временном протезе продолжал выполнять боевые вылеты, при этом подбил не менее трех танков. Был единственным кавалером полного банта Рыцарского креста: с Золотыми Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами.

hinokiВ ВВС Японии тоже был летчик, летавший без ноги – Йохеи Хиноки. 27 ноября 1943 года 12,7-мм пуля, пущенная американским пилотом, буквально разворотила правую ногу японца. Однако Хиноки сумел выйти из боя, добраться до базы и благополучно приземлиться. В полевом госпитале у Хиноки ампутировали ногу. Как опытного летчика, его назначили на должность инструктора в истребительную авиашколу. Однако нехватка пилотов была столь остра, что Хиноки снова приступил к боевым вылетам, отражая налеты B-29 на Японские острова. Из 12 побед, одержанных летчиком, как минимум один «Мустанг» P-51 он сбил, летая без ноги.

Материал подготовлен с использованием публикаций из литературы и по интернет-источникам.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.