Ах, как хочется ворваться в городок
Наступил год 2015-й, который, по выкладкам и прогнозам всевозможных экономических экспертов, должен стать кризисным. Но это не должно пугать нас, горожан. Макроэкономические процессы важны, за ними стоит следить, но за шорами большой политики и большой экономики мы не замечаем более важных для повседневной, если хотите, сиюминутной жизни вещей.
Меня всегда радовали примеры людей, которые бросались в бизнес как в омут с головой, когда это казалось окружающим наиболее рискованным шагом — в кризис. Предприятия банкротятся, покупательская способность населения падает, привычки клиентов меняются — ну какой к чёрту бизнес? Но люди смелые и, главное, образованные понимают, что кризис — это передел рынка, и там, где кто-то долю теряет, кто-то другой занимает освободившуюся нишу. И идут, открывают новые предприятия, платят налоги, сражаются с бюрократией и побеждают.
Городские сообщества — системы, не изолированные от внешнего мира, но они достаточно замкнуты и организованны, чтобы представлять собой интерес для малого бизнеса. Так уж получилось, что в нашей стране многие до сих пор мыслят глобальными категориями, из-за чего наше непосредственное остаётся за пределами взгляда, направленного вдаль, чтобы рассмотреть крупномасштабные «объекты» целиком. А там, вдали, падающий рубль, двузначная инфляция, санкции и контрсанкции, ну вы поняли.
Но давайте сами себе признаемся. Разве мы перестанем покупать хлеб и другие продукты, которые можно произвести на локальном уровне? Разве перестанем ходить в парикмахерскую и с друзьями в кафе или бар хотя бы иногда? Многие потребности удовлетворяются почти на уровне вытянутой руки, и сегмент локального бизнеса будет только расти, потому что ниша пока не заполнена.
Многие уже побывали в одной или нескольких странах старушки-Европы. Или, допустим, смотрели европейское кино. Лично меня там восхищает, насколько высоко организованы местные сообщества. Соседи друг друга знают со всеми достоинствами и недостатками, многие обращаются друг к другу за помощью, а самые предприимчивые сумели свои способности монетизировать и предлают свою помощь уже на коммерческой основе. И никто не обижается на меркантильность соседа — каждый труд имеет свою цену.
В Великом Новгороде, да и вообще в России, пока тяжело даются социальные связи на уровне микрорайона. Что-то подобное мы уже наблюдали в советское время, да и в моё детство в 90-е годы соседи «стреляли» у нас табуретки для очередного торжества с большим количеством гостей.
«Где рождение справляли и навеки провожали всем двором», — пела Анжелика Варум, и ностальгически-мечтательный настрой песни как нельзя лучше характеризует социальные связи в тесном внутригородском сообществе, на уровне отдельных кварталов.
В постсоветскую эпоху семьи замкнулись на себе и своей частной собственности, но всё больше людей приходит к выводу, что волком жить — по волчьи выть. Иными словами, вместе веселее и проще. Так появились так называемые «новые» предприниматели — парикмахеры, булочники, кондитеры, владельцы баров, многие из которых просто монетизировали своё хобби или интерес к чему-либо, который перестал быть праздным.
Кризис наступает нам на пятки. И спасение от него — в кооперации.