К чему приводит недобор налогов — от условного срока до расстрела

К чему приводит недобор налогов — от условного срока до расстрела

О том, к чему приводит недобор налогов, какие методы наиболее эффективны для повышения их собираемости, рассуждает Наталья Омарова, доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

К чему приводит недобор налогов — от условного срока до расстрела

Как известно, низкая собираемость налогов отрицательно отражается на экономике государства: доход страны падает, какие-то статьи бюджета приходится недофинансировать.

На федеральном уровне из-за задержки налоговых поступлений долги увеличиваются как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В стране это приводит к снижению спроса на все виды товаров и, соответственно, закручивается «негативная спираль»: меньше спрос – ниже продажи, продажи падают – сворачивается производство, урезаются зарплаты. Реальная прибыль падает, меньше становятся налоговые отчисления. И так – по кругу.

В экономической науке есть несколько теорий, предлагающих разные варианты действий для повышения процента сбора налогов. Можно, например, снизить размер штрафа, если его уплатят немедленно. И вообще, вариантов – не один десяток. Но, конечно, в первую очередь, это карательные меры.

Мировая практика богата на этот счет: в Китае за неуплату налогов должнику в ряде случаев грозит расстрел, конфискация имущества, в том числе и у остальных членов семьи и деловых партнеров. В России гораздо более либеральный подход: если нарушитель украл или недоплатил несколько сотен миллионов рублей, дают условные или очень небольшие сроки. Дела Михаила Ходорковского или директора АФК «Система» Владимира Евтушенкова – редкие исключения из правил.

Основная проблема собираемости налогов коренится в том, что налогоплательщик не знает, на что идут его деньги, а потому расстается с ними неохотно: он не понимает, почему должен отдавать кровно заработанные рубли государству. Если правительство имеет высокий уровень доверия у граждан, то с собираемостью налогов проблем не возникает: все прозрачно, достоверно, результативно. Правда, этот принцип действует до тех пор, пока налоговые ставки соответствуют ожиданиям налогоплательщиков: как только они начнут считаться у людей «неадекватными», собираемость тут же упадет.

Российские предприниматели, безусловно, достаточно грамотны в налоговом законодательстве, особенно в вопросах оптимизации налогообложения: сокращение налогового бремени – прямой путь к повышению доходности бизнеса. Высоко можно оценить и компетентность российских сотрудников налоговых органов. Об этом говорит рост собираемости налогов, устранение противоречий, «лазеек» и обходных путей в налоговом законодательстве.

Поэтому картина в России сейчас такова: предприниматели пытаются оптимизировать налоговые отчисления, по сути – снизить. Сотрудники налоговой службы – максимально собрать начисленные налоги. С этой стороны все хорошо. В долгосрочной перспективе для максимального эффекта от усилий обеих сторон, конечно, надо стремиться к снижению налогового бремени и достижению максимальной транспарентности денежных потоков. Если люди будут знать, за что они платят, уровень доверия к властям – любого уровня: федерального, регионального, местного – повысится, и в дальнейшем должников станет гораздо меньше.

Репрессивные же методы приводят к обратному эффекту, во всяком случае – в нашей стране. Вначале собираемость растет, но потом происходит адаптация, ищутся новые способы уклонения от налогов, и, что немаловажно, находятся. И мы снова оказываемся на старте. При этом появляется еще один негативный эффект: научившись искать в законе «дыры», предприниматель, даже если предложить льготную ставку по налогам, и эти крохи постарается не платить – что сработало один раз, сработает и во второй.

В качестве примера можно вспомнить налог на прибыль, введенный некоторое время назад. Предприниматели научились не показывать прибыль и применять различные схемы для ее минимизации. При этом основная масса сокрытых налогов принадлежит субъектам малого и среднего бизнеса. Дело в том, что налоговые льготы как раз по прибыли государство предоставило крупным корпорациям, которые, в общем-то, могли платить безболезненно. А малый бизнес подвергся сильному давлению и, вполне естественно, попытался от него ускользнуть.

Поэтому-то, используя мировой опыт либерального типа, не надо заимствовать элементы из других схем: в России репрессивные методы налогового контроля малоэффективны и даже вредны. А вот о пересмотре системы начисления налогов, льготах для малого и среднего бизнеса, поощрений честным налогоплательщикам, законодателям стоит подумать основательно. И все усилия приложить к тому, чтобы каждый гражданин России мог отследить, куда уходит его трудовая копейка: на детские сады, в больницы, на строительство дорог. Тогда можно будет говорить и о росте доверия к власти, и о повышении собираемости налогов, и о снижении дефицита бюджета.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.