Владимир Ярыш: «В подсознании у людей всегда есть потребность в творчестве»

Владимир Ярыш: «В подсознании у людей всегда есть потребность в творчестве»

Сегодня одним из брендов Великого Новгорода является береста. Сувениры именно из этого материала туристы чаще всего предпочитают увозить с собой на память о нашем городе. О тонкостях берестяного ремела читателям «53 новостей» рассказал Владимир Ярыш, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, руководитель народного самодеятельного коллектива «Студия декоративно-прикладного искусства «Новгородская береста» «Дворца культуры и молодежи «ГОРОД», Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Владимир Ярыш: «В подсознании у людей всегда есть потребность в творчестве»

Владимир Иванович, в этом году исполнилось 20 лет со дня основания студии «Новгородская береста», известной сегодня не только в Новгородской области и в России, но и за пределами нашей страны. Что, на ваш взгляд, является главным достижением за это время работы?

— Недавно в новгородском Доме народного творчества прошла выставка «Мастер и его друзья», которая стала своеобразным итогом моей творческой деятельности. На выставке было представлено около 500 экспонатов 134-х мастеров.

В число моих друзей входят не только мастера по бересте, поэтому на выставке были и работы по ткачеству, глине, дереву, реконструкции древнерусских музыкальных инструментов, традиционные крестьянские работы из моей личной коллекции, из коллекций моих друзей, изделия в лоскутной технике, тряпичная народная кукла, живописные произведения. Много изделий было из других стран.

Отмечу, что среди моих учеников есть студенты Новгородского колледжа искусств и Новгородского государственного университета. Их работы также были представлены на выставке.

Береста — признанный бренд Великого Новгорода. Можно ли считать наш регион родиной берестяного ремесла?

— Трудно сказать, ведь берестяной промысел развивался во всех странах, где росла береза, — в России, Швеции, Финляндии, Норвегии, Белоруссии, Украине, Китае, Японии, США, Канаде.

Да, в Новгороде находят много берестяных грамот, но подобные находки есть и в других частях света. Так, на территории Санкт-Петербурга, в Латвии и Литве были обнаружены рыболовецкие грузила с использованием берестяных ленточек. Они датируются концом IV – началом III тысячелетия до нашей эры.

Фрагменты берестяных изделий находят в различных регионах России. Просто нашему городу повезло – здесь влажная почва прекрасно сохраняет органические объекты, поэтому на раскопках в Новгороде обнаружено так много берестяных изделий.

На занятиях в студии мы работаем, в том числе и над выполнением реконструкций археологических и этнографических берестяных изделий.

Один из самых известных сувениров – лапти. А какие берестяные изделия вообще характерны для Новгорода?

— Нельзя сказать, что лапти были главным берестяным изделием. Плели их в основном из коры липы, а из бересты изготовляли там, где липа не произрастала.

Стоит отметить, что сложно выделить какое-то одно распространенное берестяное изделие. В хозяйстве крестьянской семье требовался целый комплекс вещей из бересты: солонки, горлатки — это такие бутылеобразные сосуды для хранения сыпучих продуктов, заплечные короба, сумки, туески для хранения жидкостей.

Из бересты также плели сапоги, но в достаточно ограниченном количестве, ведь плетеная обувь не очень прочная. Ее можно было носить только 7-10 дней. А вы представляете, сколько пар плетёной обуви нужно было изготовить для семьи из 10 человек?

Это огромный труд, и занимались им, в основном, старики. В детстве человек постигал основы этого ремесла, а возвращался к нему только в старости, когда появлялся досуг. Хороший мастер за вечер мог сплести одну-две пары лаптей. В то время техника изготовления плетёных изделий была доведена до совершенства, так как она диктовалась необходимостью. А сейчас начинающий мастер не сплетет лапти и за неделю. Для этого надо учиться не один год.

А можно ли найти редкие берестяные вещи, характерные для определенного времени?

— Да, конечно. Например, я много времени посвятил реконструкции шва, который применяли мастера в древнем Новгороде для крепления доньев к корпусам туесков. Но я так и не смог найти этот технологический приём в последующих эпохах — он словно исчез куда-то. В этнографической коллекции Эстонского национального музея имеются коробки с похожим швом, но это всё же не древненовгородский шов. Пока для меня этот вопрос является открытым.

Владимир Ярыш: «В подсознании у людей всегда есть потребность в творчестве»

Дело в том, что уже во времена позднего средневековья это ремесло частично перешло из городской среды в крестьянскую, где закрепилось в упрощенном виде. Необычные швы были не нужны крестьянам для создания бытовых вещей. Но моя задача показать эти и другие особенности берестяного ремесла современным мастерам.

Стоит также отметить, что в каждой стране можно найти какое-то необычное берестяное изделие. Например, в Швеции из бересты делали изумительные колыбельки для крещения детей. После совершения таинства эта вещь хранилась в семье на протяжении всей жизни младенца.

Кроме того, в Швеции и Финляндии изготовлялись своеобразные берестяные бидоны для молока. В Норвегии делали туески для хранения спирта, которых в России я не встречал.

С другой стороны, мастера делали много и универсальных вещей. Так, в ряде стран можно найти небольшие берестяные коробочки для хранения снаффа (нюхательного табака). Такие изделия хранятся в музеях Эстонии, Литвы, Финляндии, Швеции, России. Американские индейцы делали из бересты каноэ. Похожие лодки делали и в Сибири.

Мы ищем и реконструируем традиционные изделия из бересты, чтобы показать современным мастерам и любителям традиционной народной культуры их красоту, возможность применения в современном быту. Ведь эти изделия действительно очень хороши как с практической стороны, так и с эстетической.

Есть ли сейчас интерес к художественной обработке бересты?

— Да, есть. Раньше ремесленный труд был необходимой частью жизни крестьян.

Сейчас нет необходимости плести, например, лапти или заплечные короба, чтобы идти за грибами, и поэтому традиционные крестьянские ремёсла осмысливаются больше с эстетической точки зрения. Но в подсознании у людей всегда есть потребность в творчестве.

Поэтому каждый год в нашу студию приходят новые ученики с большим желанием заниматься, научиться что-то создавать своими руками. Через несколько лет занятий у нас в студии некоторые мастера продолжают свое обучение в колледже или университете, повышая свой кругозор, что позволяет им стать настоящими мастерами.

В нашей студии занимаются около 25 человек. Среди них есть люди, которым больше 70 лет. За эти годы в студии прошли обучение более 400 человек. Какой же стимул у людей отдавать столько времени этому ремеслу?

Главная причина, конечно, в том, что люди интуитивно тянутся к творчеству, и каждый ищет «свой материал». Здесь, безусловно, и решение проблемы досуга, поиск друзей. Одним словом, человек в таких коллективах становится социально активным, пропадает ощущение «забытости», «потерянности», ведь у нас каждый мастер имеет возможность принять участие в выставках, фестивалях, ярмарках, городских и областных праздниках.

Сложно ли научиться этому ремеслу?

— И сложно, и в то же время не сложно. Я часто провожу мастер-классы для туристов, где они за час или два учатся плести небольшое изделие. Ничего особенно сложного в этом нет, но люди получают от таких занятий удовольствие: кто-то потом, возможно поищет и подходящую студию для регулярных занятий. Но чтобы подготовить хорошего мастера, требуется приблизительно пять лет. Еще несколько лет необходимо шлифовать свои навыки. Как и любой вид творчества, художественная обработка бересты требует усилий, времени и природной предрасположенности.

Владимир Ярыш: «В подсознании у людей всегда есть потребность в творчестве»

Много ли мастеров занимаются берестяным ремеслом в нашем регионе?

— Достаточно много. В Новгороде, например, есть около сотни мастеров, которые занимаются в основном сувенирной продукцией. Почти в каждом районе Новгородской области работают один или несколько умельцев.

Вы много путешествуете по миру, занимаетесь научной работой. Где вы находите материал для исследований?

— Самый первый материал я раздобыл в фольклорно-этнографических экспедициях по Новгородской области. Это было более 20 лет назад. С тех пор мой интерес к этому ремеслу только возрастает. Я посещаю музеи разных городов и стран.

В августе и сентябре я работал в Финляндии, в фондах семи музеев по изучению берестяного ремесла. Несколько лет назад ездил дважды в Швецию, где изучал берестяное ремесло в фондах девятнадцати музеев.

Кроме того, я работал в музеях Латвии, Литвы, Эстонии и других стран. Посетил несколько музеев в США. Конечно, много занимался и в Новгородском государственном музее-заповеднике, в музеях других городов России.

Всегда стараюсь побывать в любом музее, где есть берестяные изделия. Вот в декабре планирую поехать в Сыктывкар на Всероссийский фестиваль традиционных народных ремесел. Мы задержимся там на несколько дней, чтобы поработать в фондах Национального музея Коми.

Я также собрал большое количество литературы о берестяном ремесле, продолжаю собирать статьи и сам публикую материалы о своих исследованиях.

Вы ведь работаете со студентами и защитили кандидатскую диссертацию.

— Моя диссертация называется «Обучение взрослых традиционным народным ремеслам в неформальном образовании».

Поясню, что неформальное образование с точки зрения международной классификации — это образование, полученное человеком в свободное от работы время, то есть на занятиях в кружках, студиях, на всевозможных курсах, практикумах.

Диссертационное исследование я проводил на основе собственного опыта работы со взрослыми в моей студии. Дело в том, что обучение взрослых имеет ряд особенностей. Так, в отличие от ребенка, взрослый человек обладает правом выбора — учиться или нет.

Кроме того, ребенок не может планировать свою образовательную программу, а взрослый приходит на занятия со своими предпочтениями, и мы вместе обсуждаем траекторию его развития.

Еще одна особенность — ребенок, обучаясь в школе, еще не знает, какой будет его будущая профессия, тогда как взрослый ученик, придя на занятия, уже точно знает, как будет использовать полученные знания.

Эти особенности являются краеугольным камнем для всех педагогов, работающих со взрослыми учениками.

Я работаю также в Областном колледже искусств имени С.В. Рахманинова, где у меня студенты изучают берестяное ремесло и защищают дипломные проекты по этой теме. Несколько студентов и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого даже защитили под моим руководством дипломные проекты по теме берестяного ремесла.

Владимир Ярыш: «В подсознании у людей всегда есть потребность в творчестве»

За рубежом наблюдается большой интерес к вашему творчеству. Не так ли?

— Да, достаточно большой. Работать с берестой нравится многим — этот материал гибкий, податливый – для плетения, что надо. Я с удовольствием провожу мастер-классы в Германии, Латвии, Литве, США Эстонии и других странах.

В основном я работаю со взрослыми учениками, но вот в прошлом году проводил занятия для детей в Польше в одном из отделений фонда «Русский мир». Это было в небольшом городке Слупске недалеко от Гданьска. Дети с удовольствием занимались у меня. Но ведь и в моей студии занимаются не только взрослые – с первого дня я обучаю и детишек.

Сейчас очень популярны мастер-классы по различным видам искусства. Можно ли действительно научиться чему-либо за несколько часов занятий?

— Мастер-классы по различным видам ремёсел – одна из самых эффективных форм работы с населением. Сейчас активно развивается образовательный туризм. Люди приезжают в другой город или страну не только посмотреть достопримечательности, но и получить новые знания. Я часто провожу мастер-классы для туристов, как из нашей страны, так и из-за рубежа. Научившись чему-то новому, человек увозит с собой собственноручно изготовленное изделие и вспоминает о нашем городе с большой благодарностью. 

Фото Владимира Богданова

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.