Андрей Колодин: «На территории позитива»

Андрей Колодин: «На территории позитива»

Андрея Колодина новгородцам, хоть сколько-нибудь знакомым с местной культурной жизнью, представлять не нужно. Уже более 10 лет этот человек воспитывает юных и не очень фотографов. Осенью прошлого года выставка его подопечных «Соната для луча света с оркестром (анданте)» стала самой масштабной за историю новгородской светописи, вобрав в себя более тысячи работ около 120 авторов. А недавно выпускник самого первого набора школы-студии фотографии, ныне ветеран фотоклуба, Илья Алексеев оказался в числе 12 счастливчиков, которых компетентное жюри выбрало из 53 претендентов для участия в фотопроекте Северного журналисткого центра и Института региональной прессы. Илья и его коллеги примут участие в работе творческой мастерской в городе Орхус (Дания). Итогом станет книга с фотоисториями всех участников под общей темой «Соседство», а также передвижная выставка.

 

О сегодняшней жизни фотообъединения мы решили поговорить с его бессменным руководителем.

 

Андрей Иванович, в июне 2011 года открылся Новгородский дом фотографии, под своды которого переместилось объединение, вами возглавляемое. Этот «переезд» ознаменовал некий новый этап в истории фотоклуба и школы-студии при нем?

— Тогда мы промыслительно оказались у истоков создания Новгородского Дома фотографии и, кроме прочего, привнесли в него образовательный процесс. Сейчас существуем в новом формате, который «узаконил» годами существующее положение вещей: сосуществование в одной «упаковке» городского фотоклуба и авторской школы-студии творческой фотографии, все вместе — Дом творческой фотографии «МЫ». Обучение светописи у нас проходит, как и прежде, по отработанной многолетней схеме: после девяти месяцев ученичества выпускники получают возможность вступить в фотоклуб. Это неизменная стратегия объединения, стремление упрочить то, что наработано десятилетием — мы прочно заняли нишу реалистической, если позволите, честной фотографии, которую не смешивают с дизайном и гламуром.

 

Сколько на данный момент человек в клубе и что это за люди? Возраст, род занятий?

Костяк клуба — более тридцати человек. Возрастного ценза нет. Изначально было больше молодежи, в последние годы стали появляться люди старшего поколения. Что же касается школы-студии, то здесь возрастные рамки расширились в обе стороны — от старшеклассников до пенсионеров.

 

С чем это связано?

— Представьте себе человека, который, скажем, всю жизнь продавал веники в бане. А у него осталась творческая невысказанность. Он, может, в юности хотел стать художником или режиссером. И конкретно в сфере фотографии он хочет сказать свое слово, найти свои ориентиры. Кто-то на пенсии вышивает крестиком, а кто-то — фотографирует.

 

Расскажите о новейшей истории объединения.

— Безусловно новое – это участие в международном фотофестивале, организованном нашими земляками в Болгарии, фотолагеря и фотодесанты с выездом, например, в Иверский монастырь, в Выборг. Так фотоклубовцы и студийцы учатся творить в команде, не только создают, но и презентуют свои работы, быстро и слаженно организуя выставку. Новая строка в нашей практике – создание филиалов объединения в Новгородском районе, в области: воплощение этого в жизнь уже идет полным ходом.

А есть в районах люди, которым это нужно?

— Найдутся, я уверен. Нет же сейчас человека, который не знал бы, что такое фотоаппарат. Его можно заинтересовать интерактивной выставкой, мастер-классами. Ведь за пределами областного центра люди этим не избалованы. Видели бы вы глаза питомцев детского дома в Рогавке, где наши ребята проводили фотопраздники!.. Эти задачи прописаны в нашем уставе: мы ведь разумеем себя, если хотите, этакими фотографическими миссионерами. И как-то само-собой прижилось в клубе обращение – «соратники»…

 

Как к вам приходят новые слушатели?

— Их привлекают, прежде всего, наши выставки. Люди реагируют на ту составляющую, которую принято называть нравственной. Как написали нам в книге отзывов: «Вы идете путем, который противоположен тому, что мы видим с телеэкранов в ментовских сериалах и новостной чернухе». Между прочим, у нас на дверях в студию написано: «Территория позитива». Люди пресыщены фотопошлятиной. Восприятие, оценка давно искажены. Те, кто приходит к нам, интуитивно ощущают, что фотография, которой их запичкали — это «не совсем то». Они хотят другого, чего-то, что заставило бы их серьезно переживать. И мы помогаем им воспитать хороший вкус, а заодно и найти свой авторский стиль. По счастью это удается, и это наша самая большая радость.

 

Что самое сложное в обучении фотоискусству?

— Как раз помочь понять, что светопись — это искусство. Невероятно, но споры в этой связи продолжаются и по сей день – даже порой среди искусствоведов! «Научиться грамотно снимать – дело нехитрое» — это цитата из В.Т. Стигнеева, выдающегося отечественного исследователя светописи. И это можно сделать за две недели и бесплатно, скажем, при помощи интернета. Мы не учим фотографировать – мы изучаем фотографию. Как результат – решительный творческий рост: каждый (!) наш слушатель – участник коллективной экспозиции. А ведь добрая половина из тех, кто к нам приходит, поначалу ставит знак равенства между техническими возможностями своей камеры и собственным творческим потенциалом. Бывает весьма непросто убедить, что дело не только в пикселях… Фиксация действительности фотокамерой – это еще далеко не творчество. Закат красив, а котик умилителен и без всякого участия фотографа. Мы учим пропускать увиденное через себя, бередить душу и только после этого показывать мир, причем, не свой внутренний, а внешний — во всем его многообразии и величии. Ведь цель любого вида пластического искусства – рождение образа. Это – пароль! Без него в творчество не войти. А образ можно только выстрадать. Поэтому я всегда уклоняюсь от ответа на вопрос: какую камеру купить? Говорю — сперва научитесь снимать глазами.

Мобилография процветает. Как часто ученики приносят вам снимки с телефона, и как вы на них реагируете?

— Вот видите этот аппарат? (показывает свой мобильный телефон.) Вот им я практически и снимаю теперь! Техническая сторона фотографии осваивается достаточно быстро и в конечном счете имеет не такое уж большое значение. А возрастание творческое — бесконечно. При этом не нужно искусственно усложнять и стремиться к излишней оригинальности — гениальное всегда просто. Важна не только эстетическая составляющая кадра и даже не столько его содержание, сколько чувственное измерение. Именно здесь всегда начинается искусство. Знаете, в моей книге «Единица измерения» 78 фотоиллюстраций, и только 5 из них сделаны зеркалкой, все остальное — малоформатной камерой, умещающейся в кармане. Издателей и, судя по всему, читателей это устраивает. Кстати, у нас есть такой «обряд»: при вступлении в фотоклуб «новобранцы» получают в подарок наипростейшую камеру, сделанную из спичечного коробка – т.н. «пин-хоул». И, представьте себе, снимают ею, и снимки даже на выставках появляются!

 

Через ваше фотообъединение за эти годы прошло столько людей. Чем отличается сегодняшний слушатель?

— Каждое следующее поколение не то что бы талантливее, но динамичнее, что ли. Десять лет назад фотография в принципе была абсолютно другой. Это ведь самый стремительно развивающийся вид искусства. Судя по всему, каждое следующее поколение фотографов резонирует на данную динамику. По правде говоря, я живу в состоянии тихого восторга. Бывает, через пару месяцев слушатели приносят работы, которые назвать любительскими — язык не повернется. В высшей степени примечательно, что в нынешних учебных группах все больше предпочитают репортаж, скажем, пейзажу. А ведь это очень сложный жанр! Вывод: авторов все больше интересуют люди. Вот так-то… .

 

Особенностью нового набора стало открытие класса «Эстетика видеоряда» — расскажите об этом.

— Пока планируется курс протяженностью в три месяца. В программе — изучение мирового кинематографа, приемы съемки, режиссерский сценарий, монтаж отснятого материала. Дело в том, что в подавляющем большинстве обладатели бытовых видеокамер создают некий непрерывный параноидальный видеоряд, скажем, чьей-то свадьбы этак минут на 60, просмотр которого потом не выдерживают даже новобрачные. Задача помочь людям сделать это эстетично, мало-мальски грамотно. Это по силам. Следуем неукоснительно нашему слогану: мы предлагаем только то, что умеем.

 

Вы много говорите о реалистической фотографии, что ее отличает?

— Это фотография, наследующая принципы, выработанные мировой практикой, такими мэтрами, как Анри Картье-Брессон, которого мы, конечно же, изучаем. У того же Ильи Алексеева есть два кадра: один сделан с верхней точки над баскетбольным кольцом, другой — из глубины колодца. Вот это я называю фотографической честностью. А как снимал наш выдающийся земляк, фотокор ИТАР-ТАСС Александр Овчинников, при необходимости забиравшийся чуть ли не по пояс в воду — прямо в костюме! Если я не могу объяснить, чем мне нравится фото, но не могу от него оторваться — это говорит о высокой чувственности, искренности кадра. Реализм (не натурализм!) – это всегда потрясение, потому что это жизнь, а она, реальная, выше любых даже самых изощренных фантазий.

 

Повышенный интерес к фотографии наблюдается в нашем городе уже не первый год. Не начала ли эта волна спадать?

— В моде на фотографию нет ничего хорошего, так как она порождает массу одинаковых работ. Повторюсь: зрители пресыщены китчем. Но волна не спадает, поскольку процесс создания светописного произведения технически облегчен максимально, и у фотографа больше свободы для творческой реализации. Дальше – вопрос уровня притязаний: если личный потенциал позволяет, то он реализуется легче, если он невелик… Короче, главной величиной остается все равно сам автор.

Расскажите напоследок о своих личных творческих планах.

 

— Они в большей степени связаны с литературой. Если Бог даст — появится вторая книга. Уже работаю. Кстати, не последнее место будет уделено светописи и тем фотографам, с которыми посчастливилось вместе работать, то есть с фотоклубовцами и студийцами. По-моему, они безусловно достойны того, чтобы о них писать книги. Мне стало казаться, что это, ни много ни мало, главное дело моей жизни. А вообще, если честно — вы видите перед собой счастливого человека. То, чем мы занимаемся в фотоклубе, и то, что я вижу в глазах этих ребят — не передать словами. Особенно, когда мы говорим о нравственности и духовности фотографии. Ведь она — часть нашей культуры…

 

А как же ее еще воспринимать?

 

— Представьте себе, бывает по-другому! Особенно, когда светопись сравнивают с живописью (разумеется, в пользу последней!), а ведь это в корне неправильно. Фотография больше всего сопоставима с поэзией. Если хотите — с философией. Достаточно почитать серьезные исследования в этой связи. Так ведь нет: судим, основываясь исключительно на своих собственных впечатлениях! А то и при полном отсутствии оных… Строго говоря, нет фотографии профессиональной и любительской, есть фотография творческая и другая: научная, документальная, бытовая… Но мы-то занимаемся именно творчеством. И это огромная ответственность.

 

Фото из архива Дома творческой фотографии «МЫ»

 

Страничка объединения «Вконтакте»:   vk.com/domfoto_my  

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.