Андрей Колодин: «На территории позитива»
Андрея Колодина новгородцам, хоть сколько-нибудь знакомым с местной культурной жизнью, представлять не нужно. Уже более 10 лет этот человек воспитывает юных и не очень фотографов. Осенью прошлого года выставка его подопечных «Соната для луча света с оркестром (анданте)» стала самой масштабной за историю новгородской светописи, вобрав в себя более тысячи работ около 120 авторов. А недавно выпускник самого первого набора школы-студии фотографии, ныне ветеран фотоклуба, Илья Алексеев оказался в числе 12 счастливчиков, которых компетентное жюри выбрало из 53 претендентов для участия в фотопроекте Северного журналисткого центра и Института региональной прессы. Илья и его коллеги примут участие в работе творческой мастерской в городе Орхус (Дания). Итогом станет книга с фотоисториями всех участников под общей темой «Соседство», а также передвижная выставка.
О сегодняшней жизни фотообъединения мы решили поговорить с его бессменным руководителем.
Андрей Иванович, в июне 2011 года открылся Новгородский дом фотографии, под своды которого переместилось объединение, вами возглавляемое. Этот «переезд» ознаменовал некий новый этап в истории фотоклуба и школы-студии при нем?
— Тогда мы промыслительно оказались у истоков создания Новгородского Дома фотографии и, кроме прочего, привнесли в него образовательный процесс. Сейчас существуем в новом формате, который «узаконил» годами существующее положение вещей: сосуществование в одной «упаковке» городского фотоклуба и авторской школы-студии творческой фотографии, все вместе — Дом творческой фотографии «МЫ». Обучение светописи у нас проходит, как и прежде, по отработанной многолетней схеме: после девяти месяцев ученичества выпускники получают возможность вступить в фотоклуб. Это неизменная стратегия объединения, стремление упрочить то, что наработано десятилетием — мы прочно заняли нишу реалистической, если позволите, честной фотографии, которую не смешивают с дизайном и гламуром.
Сколько на данный момент человек в клубе и что это за люди? Возраст, род занятий?
— Костяк клуба — более тридцати человек. Возрастного ценза нет. Изначально было больше молодежи, в последние годы стали появляться люди старшего поколения. Что же касается школы-студии, то здесь возрастные рамки расширились в обе стороны — от старшеклассников до пенсионеров.
С чем это связано?
— Представьте себе человека, который, скажем, всю жизнь продавал веники в бане. А у него осталась творческая невысказанность. Он, может, в юности хотел стать художником или режиссером. И конкретно в сфере фотографии он хочет сказать свое слово, найти свои ориентиры. Кто-то на пенсии вышивает крестиком, а кто-то — фотографирует.
Расскажите о новейшей истории объединения.
— Безусловно новое – это участие в международном фотофестивале, организованном нашими земляками в Болгарии, фотолагеря и фотодесанты с выездом, например, в Иверский монастырь, в Выборг. Так фотоклубовцы и студийцы учатся творить в команде, не только создают, но и презентуют свои работы, быстро и слаженно организуя выставку. Новая строка в нашей практике – создание филиалов объединения в Новгородском районе, в области: воплощение этого в жизнь уже идет полным ходом.
А есть в районах люди, которым это нужно?
— Найдутся, я уверен. Нет же сейчас человека, который не знал бы, что такое фотоаппарат. Его можно заинтересовать интерактивной выставкой, мастер-классами. Ведь за пределами областного центра люди этим не избалованы. Видели бы вы глаза питомцев детского дома в Рогавке, где наши ребята проводили фотопраздники!.. Эти задачи прописаны в нашем уставе: мы ведь разумеем себя, если хотите, этакими фотографическими миссионерами. И как-то само-собой прижилось в клубе обращение – «соратники»…
Как к вам приходят новые слушатели?
— Их привлекают, прежде всего, наши выставки. Люди реагируют на ту составляющую, которую принято называть нравственной. Как написали нам в книге отзывов: «Вы идете путем, который противоположен тому, что мы видим с телеэкранов в ментовских сериалах и новостной чернухе». Между прочим, у нас на дверях в студию написано: «Территория позитива». Люди пресыщены фотопошлятиной. Восприятие, оценка давно искажены. Те, кто приходит к нам, интуитивно ощущают, что фотография, которой их запичкали — это «не совсем то». Они хотят другого, чего-то, что заставило бы их серьезно переживать. И мы помогаем им воспитать хороший вкус, а заодно и найти свой авторский стиль. По счастью это удается, и это наша самая большая радость.
Что самое сложное в обучении фотоискусству?
— Как раз помочь понять, что светопись — это искусство. Невероятно, но споры в этой связи продолжаются и по сей день – даже порой среди искусствоведов! «Научиться грамотно снимать – дело нехитрое» — это цитата из В.Т. Стигнеева, выдающегося отечественного исследователя светописи. И это можно сделать за две недели и бесплатно, скажем, при помощи интернета. Мы не учим фотографировать – мы изучаем фотографию. Как результат – решительный творческий рост: каждый (!) наш слушатель – участник коллективной экспозиции. А ведь добрая половина из тех, кто к нам приходит, поначалу ставит знак равенства между техническими возможностями своей камеры и собственным творческим потенциалом. Бывает весьма непросто убедить, что дело не только в пикселях… Фиксация действительности фотокамерой – это еще далеко не творчество. Закат красив, а котик умилителен и без всякого участия фотографа. Мы учим пропускать увиденное через себя, бередить душу и только после этого показывать мир, причем, не свой внутренний, а внешний — во всем его многообразии и величии. Ведь цель любого вида пластического искусства – рождение образа. Это – пароль! Без него в творчество не войти. А образ можно только выстрадать. Поэтому я всегда уклоняюсь от ответа на вопрос: какую камеру купить? Говорю — сперва научитесь снимать глазами.
Мобилография процветает. Как часто ученики приносят вам снимки с телефона, и как вы на них реагируете?
— Вот видите этот аппарат? (показывает свой мобильный телефон.) Вот им я практически и снимаю теперь! Техническая сторона фотографии осваивается достаточно быстро и в конечном счете имеет не такое уж большое значение. А возрастание творческое — бесконечно. При этом не нужно искусственно усложнять и стремиться к излишней оригинальности — гениальное всегда просто. Важна не только эстетическая составляющая кадра и даже не столько его содержание, сколько чувственное измерение. Именно здесь всегда начинается искусство. Знаете, в моей книге «Единица измерения» 78 фотоиллюстраций, и только 5 из них сделаны зеркалкой, все остальное — малоформатной камерой, умещающейся в кармане. Издателей и, судя по всему, читателей это устраивает. Кстати, у нас есть такой «обряд»: при вступлении в фотоклуб «новобранцы» получают в подарок наипростейшую камеру, сделанную из спичечного коробка – т.н. «пин-хоул». И, представьте себе, снимают ею, и снимки даже на выставках появляются!
Через ваше фотообъединение за эти годы прошло столько людей. Чем отличается сегодняшний слушатель?
— Каждое следующее поколение не то что бы талантливее, но динамичнее, что ли. Десять лет назад фотография в принципе была абсолютно другой. Это ведь самый стремительно развивающийся вид искусства. Судя по всему, каждое следующее поколение фотографов резонирует на данную динамику. По правде говоря, я живу в состоянии тихого восторга. Бывает, через пару месяцев слушатели приносят работы, которые назвать любительскими — язык не повернется. В высшей степени примечательно, что в нынешних учебных группах все больше предпочитают репортаж, скажем, пейзажу. А ведь это очень сложный жанр! Вывод: авторов все больше интересуют люди. Вот так-то… .
Особенностью нового набора стало открытие класса «Эстетика видеоряда» — расскажите об этом.
— Пока планируется курс протяженностью в три месяца. В программе — изучение мирового кинематографа, приемы съемки, режиссерский сценарий, монтаж отснятого материала. Дело в том, что в подавляющем большинстве обладатели бытовых видеокамер создают некий непрерывный параноидальный видеоряд, скажем, чьей-то свадьбы этак минут на 60, просмотр которого потом не выдерживают даже новобрачные. Задача помочь людям сделать это эстетично, мало-мальски грамотно. Это по силам. Следуем неукоснительно нашему слогану: мы предлагаем только то, что умеем.
Вы много говорите о реалистической фотографии, что ее отличает?
— Это фотография, наследующая принципы, выработанные мировой практикой, такими мэтрами, как Анри Картье-Брессон, которого мы, конечно же, изучаем. У того же Ильи Алексеева есть два кадра: один сделан с верхней точки над баскетбольным кольцом, другой — из глубины колодца. Вот это я называю фотографической честностью. А как снимал наш выдающийся земляк, фотокор ИТАР-ТАСС Александр Овчинников, при необходимости забиравшийся чуть ли не по пояс в воду — прямо в костюме! Если я не могу объяснить, чем мне нравится фото, но не могу от него оторваться — это говорит о высокой чувственности, искренности кадра. Реализм (не натурализм!) – это всегда потрясение, потому что это жизнь, а она, реальная, выше любых даже самых изощренных фантазий.
Повышенный интерес к фотографии наблюдается в нашем городе уже не первый год. Не начала ли эта волна спадать?
— В моде на фотографию нет ничего хорошего, так как она порождает массу одинаковых работ. Повторюсь: зрители пресыщены китчем. Но волна не спадает, поскольку процесс создания светописного произведения технически облегчен максимально, и у фотографа больше свободы для творческой реализации. Дальше – вопрос уровня притязаний: если личный потенциал позволяет, то он реализуется легче, если он невелик… Короче, главной величиной остается все равно сам автор.
Расскажите напоследок о своих личных творческих планах.
— Они в большей степени связаны с литературой. Если Бог даст — появится вторая книга. Уже работаю. Кстати, не последнее место будет уделено светописи и тем фотографам, с которыми посчастливилось вместе работать, то есть с фотоклубовцами и студийцами. По-моему, они безусловно достойны того, чтобы о них писать книги. Мне стало казаться, что это, ни много ни мало, главное дело моей жизни. А вообще, если честно — вы видите перед собой счастливого человека. То, чем мы занимаемся в фотоклубе, и то, что я вижу в глазах этих ребят — не передать словами. Особенно, когда мы говорим о нравственности и духовности фотографии. Ведь она — часть нашей культуры…
А как же ее еще воспринимать?
— Представьте себе, бывает по-другому! Особенно, когда светопись сравнивают с живописью (разумеется, в пользу последней!), а ведь это в корне неправильно. Фотография больше всего сопоставима с поэзией. Если хотите — с философией. Достаточно почитать серьезные исследования в этой связи. Так ведь нет: судим, основываясь исключительно на своих собственных впечатлениях! А то и при полном отсутствии оных… Строго говоря, нет фотографии профессиональной и любительской, есть фотография творческая и другая: научная, документальная, бытовая… Но мы-то занимаемся именно творчеством. И это огромная ответственность.
Фото из архива Дома творческой фотографии «МЫ»
Страничка объединения «Вконтакте»: vk.com/domfoto_my