«Вокруг ходили люди, плакали»: авиакатастрофа Як-40 на Карла Маркса случилась ровно 40 лет назад

«Вокруг ходили люди, плакали»: авиакатастрофа Як-40 на Карла Маркса случилась ровно 40 лет назад

22 октября 1975 года пассажирский самолёт врезался в жилой дом в центре Новгорода. «53 новости» вспоминают, какие последствия повлекла за собой авиакатастрофа.

Самолёт Як-40 с бортовым номером 87458 Латвийского управления гражданской авиации в этот день летел из Сыктывкара в Ригу. Из-за неудовлетворительных погодных условий было принято решение посадить его на запасном аэродроме Смольное в Ленинграде. В это время на борту находились 19 пассажиров и четыре члена экипажа под управлением командира Бориса Викторовича Сизова. Из-за незапланированной посадки 17 пассажиров решили добираться до места назначения другими рейсами, и на борту осталось всего шесть человек, включая экипаж.

Следующая посадка должна была состояться в Новгороде, в действующем в то время аэропорту «Новгород» на Юрьевском шоссе. Диспетчер передал благоприятный прогноз погоды, поэтому было решено идти на посадку. Однако в это время в городе был густой туман, и самолёт, вместо того, чтобы сесть на посадочную полосу в аэропорту, на подлёте в самом центре города, находясь на высоте 20 метров, снёс крышу здания типографии на проспекте Карла Маркса, перелетел через улицу и в 16:53 врезался в жилой дом напротив.

В результате авиакатастрофы погибли 11 человек, из них два пассажира, четыре члена экипажа Як-40 и пять человек, находившихся на земле. Самолёт был полностью уничтожен. В жилом доме начался пожар, который перекинулся на стоявшие рядом деревья и автомобиль. Четверо жителей дома, включая 7-летнего ребёнка, погибли сразу, ещё девять человек (жильцы и прохожие) были госпитализированы. Среди них была женщина, которая умерла от ожогов спустя три дня.

«Вокруг ходили люди, плакали»: авиакатастрофа Як-40 на Карла Маркса случилась ровно 40 лет назад

Комиссия, проводившая расследование авиакатастрофы, в качестве основной причины назвала преждевременное снижение самолёта в тумане в нарушение установленной схемы захода. Кроме того, отмечалось наличие нарушений в управлении воздушным движением со стороны диспетчера и руководителя полётов. В числе недостатков было названо и неудовлетворительное метеобеспечение полётов.

Вскоре после авиакатастрофы о происшествии сообщили западные радиостанции. Советские СМИ в это же время молчали, в газетах не было никакого упоминания о крушении самолёта Як-40. Вокруг места падения поставили оцепление. Возле дома работали пожарные, скорая помощь, сотрудники КГБ, военнослужащие. Вокруг собралось очень много зевак, которые пытались сквозь туман разглядеть, что там происходит.

Таисия Леонова

Учитель географии

Я училась в институте и сдавала экзамены в Ленинграде. Машины своей у меня не было, меня возил папа. Мы возвращались домой, и в районе Чудова образовалась огромная пробка. Нас не пропускали часа три, в город движения не было. Где-то до девяти часов вечера мы были в Чудове. Там тоже был белый густой туман. На расстоянии десяти метров было не видно ничего.

Очень много милиции было. Папа спросил, в чём дело, ему сказали, что упал самолёт. Мы жили как раз в частном доме в районе аэродрома между Псковской улицей и Троицким кладбищем. Прямо над нами взлетали и садились самолёты, очень низко, казалось, что вот-вот заденут тополя. И когда сказали, что упал самолёт, мы сидели всё это время как на иголках, потому что боялись, что самолёт мог упасть на наш дом. 

Когда подъехали к месту происшествия, там всё было оцеплено. По проспекту Карла Маркса не было движения, на Псковской улице движение было частично ограничено. Обломки самолёта лежали рядом. Нам сказали, что он принял Псковскую улицу за взлётную полосу. 

Было видно квартиры, вокруг валялась мебель. Вокруг ходили люди, плакали. У кого-то, возможно, погиб кто-то из родственников, кто-то пришёл с работы и увидел разбитую квартиру. Для нас это был такой большой стресс, что мы всю ночь не спали. Я, например, тоже плакала. 

Подробнее об обстоятельствах и причинах авиакатастрофы, о последствиях, которые повлекла за собой трагедия, и свидетельства очевидцев читайте по ссылке>>>

Комментарии

николай
19:23 22.02.2021

Тогда,в 1975 я служил в Новоселицах и нас подняли по тревоге и я стоял в оцеплении этой ужасной трагедии.

Нина
19:22 27.09.2021

Я в это время училась в НСХТ им. 50 л ВЛКСМ, и у нас однокурсница прибежала около восьми вечера, она как раз проходила мимо этого дома и чудом осталась жива, когда самолёт врезался в этот дом. Она была просто в шоке никак не могла отойти от стресса. Мы побежали посмотреть, но там все было оцеплено солдатами. Ждали что по радио скажут, но ничего так и не сообщили. Потом весь дом обшили чем то, жильцов выселили, так быстро все сделали.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.