Эксперты утверждают: мы не должны стесняться своей русскости
Старая Русса шумно справила своё долгожданное и желанное 1000-летие. Но в череде праздничных мероприятий длившихся целых три дня и в многообразии тематических площадок, одно событие осталось незамеченным большинством горожан и гостей праздника. И совершенно напрасно. Это фестиваль русского костюма «Сарафан».
Фестивальная программа началась утром 20 сентября с конференции «Русские мотивы в истории моды и возможности их использования в современности». Она прошла в уютном камерном пространстве Научно-культурного центра дома-музея Ф.М. Достоевского. Участниками конференции стали студенты Новгородского колледжа искусств им. С. Рахманинова (специальность «графический дизайн») и студенты выпускного курса кафедры дизайна политехнического института НовГУ. Перед студентами выступила команда молодых фольклористов, которые успешно продвигают в городской среде этномоду.
В формате круглого стола тему национального костюма как части патриотической идентификации поднял гость из столицы – искусствовед и культуролог Андрей Боровский. К слову сказать, исследователи утверждают, что в силу сложившихся исторических обстоятельств мы не можем доподлинно сказать каким был традиционный русский костюм. Те немногочисленные образцы традиционной русской одежды, которые хранятся в музейных коллекциях, относятся к концу XIX началу XX века.
Как рассказала Татьяна Валькова, ведущий научный сотрудник Государственного Российского центра русского фольклора и руководитель студии традиционного костюма «Русские начала», собирающая в экспедициях по крупицам народную культуру, костюм – это наиболее яркое воплощение эстетики. Русский костюм всегда отражал самобытность, общинность и религиозность нашего народа. Он имел специфические особенности в разных местностях, но в тоже время воспринимал новые тенденции и менялся.
«Сейчас в обществе сформирован запрос на «русскость» во внешнем облике, одежде», – отметила Софья Владыкина, искусствовед, вышивальщица, художник по текстилю и руководитель мастерской «Славутица», – и дизайнеры уже предлагают одежду и элементы повседневного и праздничного костюма, выполненные в традициях и по технологиям русского национального костюма. Например, во многих регионах набирает силу тенденция отмечать свадьбу в национальных русских костюмах».
В рамках конференции прошли две творческие лаборатории: «Русские традиции и русская мода: история, парадоксы и тенденции» и «Русский традиционный костюм. Материалы, технологии». Участники увидели традиционную женскую крестьянскую одежду, восстановленную по старинным образцам и технологиям мастерицами студии «Русские начала», а также услышали много интересного из истории моды нашего национального костюма. Это было настолько интересно и познавательно, что в конце мелькнула мысль: аудитория у столь авторитетных экспертов-фольклористов могла и должна была быть намного больше.
Самой яркой частью фестиваля «Сарафан» стал вечерний показ коллекций одежды, который состоялся на территории старорусской здравницы. В дефиле приняли участие несколько авторских коллекций. Основу показа составили лучшие изделия из коллекции русского народного костюма Студии «Русские начала» (Москва), традиционный казачий женский костюм и современная коллекция мужских рубашек «Дума Сокола» в национальном стиле дизайнера Варвары Зениной (Москва), коллекция авторских венцов ручной работы мастерской «Славутица» Софьи Владыкиной (Санкт-Петербург). В показе также участвовали изделия марки «Золотой песок» (Москва) и меховые изделия мастерской «Снежность» (Новгородская область). Каждый выход моделей зрители встречали громкими аплодисментами, ведь это был настоящий праздник национальной моды, одежды с русским характером.
Завершилось яркое и необычное для Старой Руссы событие выступлением любимого рушанами новгородского ансамбля народной песни «Сорока», солистки которого не перестают удивлять публику красочными и оригинальными костюмами, выполненными в русском стиле.
Фото автора