На конференции «Новгородика» обсудили проблему называния третьего моста
Почему новгородцам в Средние века было запрещено пить немецкое пиво, как лучше назвать третий мост — это и многое другое обсудили на конференции «Новгородика-2015».
Международная конференция «Новгородика — 2015. От «Правды Русской» к российскому конституционализму» открылась вчера, 24 сентября, в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. Конференция будет работать два дня, она проходит в Великом Новгороде уже в пятый раз. Свои доклады представят 180 учёных из более 30 городов России, а также из Белоруссии, Украины, Финляндии, Латвии, США.
Как рассказала директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова, в этом году «Новгородика — 2015» посвящена 1000-летию первого русского письменного свода законов «Русская Правда», 150-летию Новгородского государственного музея-заповедника и Году литературы в России.
Всего на конференции работают семь секций.
— Больше всего времени на конференции посвящено историческим докладам По теме истории у нас работают две секции с одинаковым названием — «История и археология». Я веду секцию, где будут заслушаны доклады по истории Новгорода XVIII — XX века, — рассказал профессор Новгородского университета Борис Ковалев.
Старший научный сотрудник Института Российской истории РАН Павел Лукин (Москва) выступил с докладом, посвященным ганзейским документам как источнику по истории древнерусского права.
— Я исследую взаимоотношения Новгорода и Ганзы, документы, связанные с деятельностью ганзейской конторы в Новгороде. Этот материал слабо исследован в плане изучения внутренней истории Новгородской республики. Между тем по своему значению и богатству материал этих источников XIII-XV веков также ценен для ученых, как и берестяные грамоты, — рассказал «53 новостям» Павел Лукин.
По словам ученого, основными источниками по истории древнего Новгорода являются летописи и акты. Но они сообщают об официальных событиях города, а берестяные грамоты представляют собой деловую и бытовую переписку и показывают нам реальную ткань жизни древнего города.
Так, летописцев интересовали, в первую очередь, политика, стихийные бедствия и другие природные явления, войны и нашествия. Однако летописи не рассказывают, как, например, в Новгороде в Средние века было устроено жилищно-коммунальное хозяйство. Современники считали это несущественным, а вот благодаря ганзейским документам можно установить, как в городе решался вопрос о проводке дренажной трубы.
— В своем выступлении я, в частности, говорю о том, как соотносились правовые законы с правовой практикой, как решались судебные дела в реальности. Например, как новгородский тысяцкий, который ведал судом по торговым делам, решал в реальности вопросы, прописанные в договоре между Новгородом и Ганзой, как он применял или не применял правовые нормы, прописанные в этом договоре, — продолжает Павел Лукин.
Так, новгородцам было запрещено ходить на немецкий двор и пить пиво в трактире. Но, видимо, немецкое пиво настолько нравилось новгородцам, что они нарушали это правило. О таких нарушениях жителей города сообщает сохранившийся немецкий документ.
Как выяснилось, реальные взаимоотношения между немецкими купцами и новгородцами были более тесные и близкие, чем это описывают официальные документы.
Судя по названию конференции, можно догадаться — большинство докладов посвящено истории и культуре Новгородской земли — древней, средневековой, советской, современной. Так, профессор кафедры журналистики НовГУ Татьяна Шмелева рассказала о культурной практике увековечивания в Великом Новгороде.
— В своем докладе я рассуждаю о том, что представляет собой культурная практика увековечивания, каков ее веер возможностей, как она проявляется в новгородском словаре, — рассказала нашему сетевому изданию Татьяна Шмелева. — Новгородцы любят все увековечивать и не хотят расстаться с этой идеей, особенно на фоне проблемы называния третьего моста. Изучив литературу, можно сделать вывод, что новгородский словарь не знал увековечивания вплоть до 1964 года, когда в названиях улиц начали увековечивать героев войны. В 1991 году эти имена убрали, и тогда жители города переживали настоящую травму разувековечивания. Через два года город нашел компромисс — некоторые улицы стали носить двойные названия типа Черемнова-Конюхова.
По словам специалиста, увековечивание прочно вошло в социальное сознание новгородцев.
— На заседании топонимической комиссии, куда я входила, часто говорили: «Мы в долгу перед Гагариным», имея в виду переименование улицу Гагарина в Федоровский Ручей. Это переживается как культурная травма. И сейчас, как только возникает вопрос наименования, сразу же предлагается увековечивание. А ведь у нас есть широкий репертуар для увековечивания, и бедные улицы города не должны нести на себе этот огромный культурный труд, — говорит Татьяна Викторовна. — Я очень надеюсь, что новый мост назовут Деревяницким, хотя экзотических предложений много. Например, третий мост предлагают назвать в честь 70-летия Победы. Разве это увековечивание? В народе такое название моста могут сократить до Семидесятки или Семидесятника. На мой взгляд, это может возвести нашу историю на бытовой уровень.
Заседания различных секций проходит в Гуманитарном институте НовГУ, в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре и в Свято-Юрьевом монастыре.
Ряд докладов посвящен 200-летней годовщине со дня смерти поэта и государственного деятеля, министра юстиции Гавриила Державина.
Конференция проводится при поддержке департамента культуры и туризма Новгородской области.
Фото с портала НовГУ