На конференции «Новгородика» обсудили проблему называния третьего моста

На конференции «Новгородика» обсудили проблему называния третьего моста

Почему новгородцам в Средние века было запрещено пить немецкое пиво, как лучше назвать третий мост — это и многое другое обсудили на конференции «Новгородика-2015».

Международная конференция «Новгородика — 2015. От «Правды Русской» к российскому конституционализму» открылась вчера, 24 сентября, в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. Конференция будет работать два дня, она проходит в Великом Новгороде уже в пятый раз. Свои доклады представят 180 учёных из более 30 городов России, а также из Белоруссии, Украины, Финляндии, Латвии, США.

На конференции «Новгородика» обсудили проблему называния третьего моста

Как рассказала директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова, в этом году «Новгородика — 2015» посвящена 1000-летию первого русского письменного свода законов «Русская Правда», 150-летию Новгородского государственного музея-заповедника и Году литературы в России.

Всего на конференции работают семь секций.

— Больше всего времени на конференции посвящено историческим докладам По теме истории у нас работают две секции с одинаковым названием — «История и археология». Я веду секцию, где будут заслушаны доклады по истории Новгорода XVIII — XX века, — рассказал профессор Новгородского университета Борис Ковалев.

Старший научный сотрудник Института Российской истории РАН Павел Лукин (Москва) выступил с докладом, посвященным ганзейским документам как источнику по истории древнерусского права.

— Я исследую взаимоотношения Новгорода и Ганзы, документы, связанные с деятельностью ганзейской конторы в Новгороде. Этот материал слабо исследован в плане изучения внутренней истории Новгородской республики. Между тем по своему значению и богатству материал этих источников XIII-XV веков также ценен для ученых, как и берестяные грамоты, — рассказал «53 новостям» Павел Лукин.

По словам ученого, основными источниками по истории древнего Новгорода являются летописи и акты. Но они сообщают об официальных событиях города, а берестяные грамоты представляют собой деловую и бытовую переписку и показывают нам реальную ткань жизни древнего города.

Так, летописцев интересовали, в первую очередь, политика, стихийные бедствия и другие природные явления, войны и нашествия. Однако летописи не рассказывают, как, например, в Новгороде в Средние века было устроено жилищно-коммунальное хозяйство. Современники считали это несущественным, а вот благодаря ганзейским документам можно установить, как в городе решался вопрос о проводке дренажной трубы.

— В своем выступлении я, в частности, говорю о том, как соотносились правовые законы с правовой практикой, как решались судебные дела в реальности. Например, как новгородский тысяцкий, который ведал судом по торговым делам, решал в реальности вопросы, прописанные в договоре между Новгородом и Ганзой, как он применял или не применял правовые нормы, прописанные в этом договоре, — продолжает Павел Лукин.

Так, новгородцам было запрещено ходить на немецкий двор и пить пиво в трактире. Но, видимо, немецкое пиво настолько нравилось новгородцам, что они нарушали это правило. О таких нарушениях жителей города сообщает сохранившийся немецкий документ.

Как выяснилось, реальные взаимоотношения между немецкими купцами и новгородцами были более тесные и близкие, чем это описывают официальные документы.

Судя по названию конференции, можно догадаться — большинство докладов посвящено истории и культуре Новгородской земли — древней, средневековой, советской, современной. Так, профессор кафедры журналистики НовГУ Татьяна Шмелева рассказала о культурной практике увековечивания в Великом Новгороде.

— В своем докладе я рассуждаю о том, что представляет собой культурная практика увековечивания, каков ее веер возможностей, как она проявляется в новгородском словаре, — рассказала нашему сетевому изданию Татьяна Шмелева. — Новгородцы любят все увековечивать и не хотят расстаться с этой идеей, особенно на фоне проблемы называния третьего моста. Изучив литературу, можно сделать вывод, что новгородский словарь не знал увековечивания вплоть до 1964 года, когда в названиях улиц начали увековечивать героев войны. В 1991 году эти имена убрали, и тогда жители города переживали настоящую травму разувековечивания. Через два года город нашел компромисс — некоторые улицы стали носить двойные названия типа Черемнова-Конюхова.

На конференции «Новгородика» обсудили проблему называния третьего моста

По словам специалиста, увековечивание прочно вошло в социальное сознание новгородцев.

— На заседании топонимической комиссии, куда я входила, часто говорили: «Мы в долгу перед Гагариным», имея в виду переименование улицу Гагарина в Федоровский Ручей. Это переживается как культурная травма. И сейчас, как только возникает вопрос наименования, сразу же предлагается увековечивание. А ведь у нас есть широкий репертуар для увековечивания, и бедные улицы города не должны нести на себе этот огромный культурный труд, — говорит Татьяна Викторовна. — Я очень надеюсь, что новый мост назовут Деревяницким, хотя экзотических предложений много. Например, третий мост предлагают назвать в честь 70-летия Победы. Разве это увековечивание? В народе такое название моста могут сократить до Семидесятки или Семидесятника. На мой взгляд, это может возвести нашу историю на бытовой уровень.

Заседания различных секций проходит в Гуманитарном институте НовГУ, в Варлаамо-Хутынском Спасо-Преображенском монастыре и в Свято-Юрьевом монастыре.

Ряд докладов посвящен 200-летней годовщине со дня смерти поэта и государственного деятеля, министра юстиции Гавриила Державина.

Конференция проводится при поддержке департамента культуры и туризма Новгородской области.  

Фото с портала НовГУ

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.