«Вчера мы проливали кровь за империю и несли слово Сигмара,
так помолимся же, чтобы сегодня было так же весело, как вчера!»

Пока обычные люди готовились к осени и 1 сентября, лес под тверской деревней Новинки на последнюю неделю августа превратился в мистический и опасный, покрытый джунглями континент Люстрию.

Населён он весьма богато и разнообразно: многочисленные фракции людей, уходящие корнями в различные этносы и эпохи реальной истории, разумные прямоходящие крысы, культисты Хаоса, навсегда изменённые до неузнаваемости дарами своих тёмных богов. И конечно орки – простые и веселые ребята, ценящие более всего «пастукаца и полутать блистяшки». Количественно население тоже немалое — более тысячи участников.

Для неподготовленного человека всё это звучит несколько дико, но для людей, хорошо знакомых со вселенной Warhammer FB и ролевыми играми, это одно из ключевых событий года. Полевые ролевые игры серии «Вархаммер» от мастерской группы «Крафт» проходят в конце августа вот уже почти 10 лет. И по праву считаются самым крупным подобным событием на постсоветской территории, ведь даже на первых играх серии собиралось более тысячи участников, а в последние годы переваливало за две. Технически игры МГ «Крафт» также одни из самых продвинутых. Именно здесь внедрили в России европейские стандарты ролевых игры, опирающиеся на красивое и безопасное протектированное оружие и полимерные доспехи (вопреки игрушечному названию весьма атмосферные и прочные).

«Юдишка! Выходи пастукаться! Ну хоть на полчоппы!»

Территория игры, именуемая полигоном, разделена рекой на сторону светлого блока, где осели города условно добрых рас: людей, гномов и эльфов; и на сторону тёмного блока, где обитала нежить, скверна хаоса, орки, крысы-крысы и кровавые эльфы-каиниты.

На полпути между фракциями находится нейтральный торговый город, охраняемый зачарованным великаном, который пресекает конфликты наиболее доходчивым для вооруженной толпы способом – здоровенной дубинкой. В городе идет бойкая игровая и пожизневая (за рубли) торговля, действует гладиаторский ринг. Там же стоит новое веяние в РИ – монтируемая душевая, которая собрала немало восторгов от клиентов: возможность помыться как следует после дня беготни в доспехах и сражений по щиколотку в песке — бесценна.

Чуть дальше находится мастерская локация, где происходит регистрация игроков и решаются организационные вопросы. Здесь же находится медпункт, пользующийся определенной популярностью: простуды и аллергии игровым заклинанием не вылечить и от клещей не избавиться.

Между городами курсируют путешественники: торговцы, обычные граждане, группы вооруженных авантюристов и военные отряды. Несмотря на то, что крупные столкновения происходят только между фракциями, на дорогах даже внутри блока редко бывает спокойно: беспринципные разбойники, чересчур бдительные защитники и вражеские партизаны не дадут почувствовать себя как на прогулке. Да и в городах непрерывно жизнь бурлит приключениями и опасностью: заговоры, перевороты, личные амбиции и поиск шпионов и еретиков. Кстати, в мире «Вархаммера» охота на ведьм довольно опасное занятие, так как у найденной ведьмы могут обнаружиться ядовитые когти, второе сердце или что похуже.

Время от времени несколько вооруженных отрядов собираются в армию и маршируют в сторону врага. Сопровождаемые аккомпанементом барабанов, волынок, боевых рогов, кричалок и боевых кличей, топотом многочисленных ног и бряцанием доспехов, такие армии слышны на километры вокруг, сдувая путников и мелкие отряды с дорог под защиту кустов и стен. В народе они именуются «катками», ибо способны раскатать, не заметив, любое сопротивление, кроме другого такого же катка или чужих стен.

Подобное столкновение же является апофеозом вооруженных конфликтов на игре. Именно для него готовились доспехи и осадное оружие. В бою сходится до нескольких сотен человек, строй находит на строй, а в дело идет вполне серьёзная тактика. Удачное расположение щитов, копий и стрелков может решить исход боя ещё до первого удара, так же, как обход с фланга или удар из засады — мгновенно перечеркнуть это преимущество. Поле битвы полно адреналина, звонких ударов, грохота выстрелов и яростных кличей. Совершается множество героических побед и не менее героических смертей, а также смешных курьёзов, которые, порой, обсуждаются прямо на поле боя поверженными воинами обеих сторон, ожидающими медпомощи или похорон.

В конце игры все игроки выстраиваются на парад. Каждая команда проходит круг почета, по дороге стукаясь оружием или обнимаясь со вчерашними врагами. Ведь для приключения хороший враг не менее важен, чем союзник, а на следующей игре есть шанс оказаться по одну сторону баррикад.

Организаторов в конце парада качают на руках. Несмотря на дурные предсказания недоброжелателей и закрытие Люстрии 2014 посреди игры, Люстрия 2015 удалась. Сказочники устроили отличную волшебную историю и по праву заслужили обожание. И уже сегодня у них есть планы на следующий год.

Кто же и зачем ездит на полевые игры? 15 лет назад слова «ролевые игры» ассоциировалось с пьяными студентами, бегающими по лесу в плаще из занавески, а чаще с плеткой и кожаным нижним бельём. К счастью, с тех пор общество стало отличать ПРИ от БДСМ и сатанизма. А вчерашние студенты за эти годы успели повзрослеть, обзавестись семьями и серьёзной работой, но так и не бросили своего увлечения. Частенько пара поженившихся ролевиков привозит с собой и отпрысков.

Конечно, работа и дом не позволяют, как в молодости, перебираться с одной игры на другую, но, с другой стороны, финансы теперь позволяют обзавестись приличной экипировкой, а тщательность выбора игры – хорошо к ней подготовиться. Есть и новое поколение студентов, которые недостаток денег возмещают «прямыми» руками и долгим трудом над снаряжением и мало похожи на легендарных занавесочников. Порой на игру попадают «цивильные» близкие старых игроков: супруги, родители, друзья. Такие гости либо уходят, не оценив, либо втягиваются и остаются в движении.

Ездят же за эмоциями и новым опытом. Игра такого уровня и масштаба позволяет испытать ощущения, недоступные в жизни современного горожанина. Побыть средневековым солдатом, живущим по приказу и прогуливающим получку, как в последний раз, потому что он, может быть, и правда последним, а деньги мёртвым не нужны — уникальный опыт для дизайнера. Полазить по крысиным норам и понять, что означает «замыкающий» в узком лазе, где каждая щель таит ловушки и врагов и не все твои спутники надежны — бесценно для программиста. Ползти на брюхе по лесу, прячась от преследователей и готовя засаду. Впрочем, некоторые навыки, получаемые на игре, могут пригодиться и в реальной жизни. Пусть командуешь, интригуешь и торгуешься ты в игре, но с живыми людьми. И порой человек обнаруживает в себе таланты, которыми никогда не пользовался, так как не имел шанса или повода.

Как описала ощущения одна из игроков Кира: «Чтобы понять то, что испытывают люди на игре, нужно просто побывать там. Каждый день, прожитый в лесу, дарил новые эмоции и ощущения».

У любого человека есть возможность испытать это на себе. Ведь «Вархаммеру-2016» быть, и впереди целый год на подготовку.

Фото автора