Путевые заметки: по касательной Золотого кольца России

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца России

Корреспондент сетевого издания «53 новости» Алексей Сабельский совершил очередную небольшую любительскую экспедицию. В прошлую поездку объектом изучения стали города и веси Северо-Запада. На этот раз в поле зрения путешественников попали Тверская, Ярославская и Вологодская области.

Участники неформального сообщества «Новгородское географическое общество» отправились в поездку впятером на двух машинах, одна из которых — вполне современная городская иномарка, другая — почти раритетные «жигули» 1980 года выпуска. Посты про будни экспедиции и её итоги публикуются в блоге-журнале автора данного материала под названием Moriarty Magazine и в паблике проекта «ВКонтакте».

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца России

Случайные открытия

Как говорил известный дизайнер Артемий Лебедев в телерекламе, «не понимаю, почему наши люди не едут путешествовать по России при первой же возможности». Мы с ним солидарны, поэтому иногда выбираемся в поездки по местам, в которых ещё не бывали. Каждый новый километр пути открывает маленькие, но интересные открытия: причудливые названия населённых пунктов и рек, особенности деревянного зодчества и каменной архитектуры, местная кухня, человеческий говор и местный жаргон, локальная идентичность. Всё это для пытливого ума географа — да и журналиста тоже — интереснее разрекламированных памятников и экскурсий.

Экспедиция была названа «По касательной Золотого кольца России». Но нам интересен не исторический колорит, а настоящая, повседневная жизнь. Обзоров храмов и памятников в сети хоть отбавляй, хотелось обратить внимание на то, что скрывается за историческим лоском. И вот что мы увидели.

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца РоссииВо время переездов — а проехали мы за несколько дней пару тысяч километров — мы нередко выбирали не трассы, а дороги межрайонного, иногда даже местного значения. Один раз такой подход сыграл с нами дурную шутку. Между Пошехоньем и Вологдой хотелось срезать путь через местные дороги. Но там, где на карте значится грунтовка, дорога в принципе закончилась. Далее шли поля, леса и кусты, куда не всякий на внедорожнике осмелится поехать. Пришлось возвращаться и менять направление движения.

Культурные различия можно увидеть в любых мелочах. Резные оконные наличники в Новгородской и Вологодской областях выглядят легко и филигранно, совсем не под стать тяжёлым оконным окладам в Ярославской области, где и крыши домов иногда оказывались другими — четырёхскатными.

Почти всю дорогу по сельской местности нас преследовало ощущение наступившей безысходности. Исчезновение села и для Новгородской области является проблемой, но именно в Тверском и Ярославском регионах мы наблюдали массовое запустение деревень. Заброшенные, полуразрушенные деревни и урочища нам попадались одно за другим. Характерная картина: бревенчатые дома, в окнах которых до сих пор висят занавески, соседствуют с уже развалившимися строениями. А посередине нередко возвышается впечатляющих размеров колокольня храма, разумеется, не действующего.

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца РоссииНо и положительные примеры случайных открытий можно привести. На северо-востоке Ярославской области наткнулись на село Кукобой. Дурашливое название. Когда въезжаешь в него, ничего особенного не ожидаешь — ну село и село. Как всегда плохие дороги, старый жилой фонд, запущенное хозяйство. И тут — на тебе, огромный и прекрасный собор Спаса Нерукотворного образа, построенный в начале XX века. Сегодня местные тоже не опускают руки: пытаются развивать туризм и даже закрепили за собой звание родины Бабы Яги.

Малые города с большой историей…

Ярославская земля — большой полигон для исследования истории Русского государства. В те времена, когда Новгород развивался как обособленный регион Восточной Европы, ориентировался в своей политике на европейские страны, здесь находилось средоточие междуусобной русской политики. Но поначалу Ростов входил в состав государства Рюрика с центром в Новгороде.

В XI начинается возвышение Ростова, который впоследствии становится сначала одним из центров Ростово-Суздальского княжества, а затем столицей Ростовского. В XVI веке здесь появляется митрополит, хотя и до этого времени Ростов считался крупным религиозным центром. В XVII веке был отстроен очень богатый и красивый митрополичий двор. Его сейчас называют Ростовским кремлём, хотя, строго говоря, он кремлём не является.

Сегодня Ростов — районный центр Ярославской области, 31-тысячный уездный город. Былое великолепие митрополичьего двора и монастырей поддерживается, городок является крупным (по российским меркам) туристским центром. Правда, сразу же под стенами кремля мы видим сады и огороды, а в закоулках можно снимать кино про разруху послевоенного времени.

Кстати, про кино. Здесь снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Узнаёте место?

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца России

Похожее впечатление составил ещё один город Золотого кольца России Углич. Впервые он упоминается в летописях в середине XII века, когда угличане вместе с киевлянами и новгородцами выступили в поход против суздальского князя и «основателя» Москвы Юрия Долгорукого. В целом город не был крупным центром и больше упоминается в военной истории. Например, угличане построили деревянную крепость и сплавили её вниз по Волге к Казани, где с её помощью Иван Грозный завоевал город.

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца РоссииЕщё в этом месте прервалась жизнь последнего Рюриковича, 8-летнего царевича Дмитрия, имевшего права на российский престол. Впоследствии этот эпизод стал одним из ключевых в Смутном времени, породив, как минимум, двоих известных широким массам самозванцев-Лжедмитриев.

С тех пор в Угличе сохранилось множество памятников истории. Здесь есть улица Кремль, а вот сам деревянный кремль был разобран ещё в XVIII веке. Внутри него стоит церковь царевича Димитрия на Крови, установленная на том самом месте и в память о вышеописанной трагедии. На фотографиях в интернете храм кажется огромным, а на деле оказался почти кукольным, под стать возрасту убиенного царевича. Сам город по своему виду и атмосфере напоминает Старую Руссу. Даже численность населения почти совпадает.

… И маленькая жизнь больших городов

Великий Новгород принято сравнивать с его равным по величине (хотя почему-то называемым «младшим») соседом Псковом. Но мы нашли ещё один город, который можно сравнивать с нашим.

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца России

Ярославль стал главным пунктом нашего путешествия. Мы приехали погостить к нашему старому товарищу, который переехал пару месяцев назад в этот город из Астраханской области — поближе к исторической родине своей семьи. И нам, по большому счёту, этот город тоже понравился.

Он похож на Великий Новгород. Здесь нет своего кремля. Ярославль крупнее (600 тысяч человек) и по своей структуре отличается. Но и сходств тоже масса. Здесь, как и у нас, красивый и ухоженный центр и совсем не такие окраины. Правда, здесь они в большей степени обособлены и иногда смахивают на близлежащие посёлки-спутники.

Здесь, как и у нас, два автомобильных моста через реку Волгу, соединяющие две разорванных водной преградой части города, которых явно не хватает.

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца РоссииЗдесь же, как и в нашем городе, исторические памятники органично вписаны в среду, таким образом, что вокруг них течёт активная жизнь. Особенно порадовала длинная набережная, которая отдана людям, а не машинам. По вечерам движение на дороге вдоль реки почти пропадает, и проезжая часть становится фактически пешеходной. Здесь, в знаменитых ярославских беседках, любят назначать свидания и делать первые семейные фотографии. На нижнем ярусе обустроена широкая велодорожка. Хотя она и не тянет на транзитный маршрут, но хотя бы подходит для велопрогулок.

В центре довольно тихо. Если у нас мимо главной площади города проходит одна из центральных улиц, то здесь движение на Советской площади рядом с административными зданиями и на прилегающих улицах сведено к минимуму. Местами даже установлены знаки «движение запрещено». Поздно вечером мы прогулялись по этим улицам, прошли набережную и увидели, как степенно и неторопливо отдыхает этот город.

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца РоссииА наутро ждал ещё один сюрприз. Внезапно мы заметили в самом центре прямо на одном из исторических на вид зданий вывеску «Центральный рынок». Решили зайти, ведь где можно увидеть настоящую жизнь, как не на рынке (или на вокзале)? Арка в здании — как портал в другой мир. Сразу за входом начинается жизнь торговцев-иностранцев и висящих на пластиковых вешалках футболок и лифчиков. Кто-то плюётся от провинциальщины таких мест, а вот для нас это достойная альтернатива сетевым магазинам: продукты напрямую от производителя в целом более высокого качества.

Запомнился диалог в лавке с шаурмой, в котором продавец сначала даже не понял, что мы от него хотим.

— Здравствуйте, а вы шаверму делаете?

— Что, простите?

— Ну, шаверму.

— А, шаурму? Делаем, конечно.

Конец нашего пути пришёлся на Вологду. Дорога через Рыбинск (уж очень хотелось посетить и этот город) изрядно нам надоела (тот самый путь с отсутствующей дорогой, описанный выше), и вот мы подъезжаем сюда.

Вологда, напротив, совсем на Великий Новгород не похожа. 300-тысячное население расселено весьма компактно. С 65-метровой колокольни в самом сердце Вологды видно абсолютно весь город: центральная часть из деревянных домиков и соответствующих им по размерам каменных строений, и более-менее равномерный слой новостроек на окраинах. В голову закрадывается крамольная мысль: зачем идти осматривать достопримечательности, если можно всё увидеть сверху?

Путевые заметки: по касательной Золотого кольца России

Вся русская посконность здесь: фирменное «окание», когда-то распространённое и в Новгороде, деревянное домостроение, резной палисад и другие знакомые каждому русскому человеку вещи, связанные с этим городом, вплоть до фирменного вологодского масла на местном рынке.

Рынок удивил. Вроде бы обычный, каких можно найти в каждом городе: с кавказцами и выходцами из Средней Азии, орехами и восточными приправами, свежим мясом и шавермой (кстати, и здесь она почему-то зовётся шаурмой). Посреди всего этого настоящая молельная комната… для православных, в городе, где и так расположено множество храмов и, кажется, нет ни одной мечети.

***

Сейчас сложилась благоприятная конъюнктура для путешествий по России. Но мы выше конъюнктурных предпочтений и уверены, что для путешествия по родной стране всегда должно найтись время. Отсутствие границ на пути следования, может быть, и заставляет кого-то скептически хмыкнуть, мол, ну и что? То ли дело в другой стране! Но настоящие границы в головах и в культуре, для каждого региона своей, неповторимой.

Фото автора

Комментарии

Виктория
09:09 22.06.2015

Обалденно интересно! Спасибо.

Владимир Сениченко
11:19 16.07.2015

Присоединяюсь! Пишет с глубиной, со знанием темы. Хороший слог, вечно совершенствуется в написании объемных материалов. Очень интересны его статьи на городскую тематику, новые рубрики-проекты, также заслуживают внимания!

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.