Мы ВКонтакте

Разговор с Владимиром Петровым: как изменится общественный транспорт Великого Новгорода

Алексей Сабельский
13.05.2015, 16:04

Общественный транспорт Великого Новгорода оставляет противоречивые впечатления. С одной стороны, городские маршрутки спустя несколько лет после появления пришли в упадок и фактически не играют какой-либо существенной роли в системе общественного транспорта, что говорит, с другой стороны, об эффективной системе в целом.

Примечательно, что в Великом Новгороде автобусный парк частично оснащён новыми машинами, работающими на экологичном газовом топливе. Да и столпотворение народа в салоне можно наблюдать только в часы пик на самых загруженных маршрутах.

Между тем, крупнейший перевозчик ОАО «Автобусный парк» испытывает серьёзные финансовые трудности, а часть его автопарка взята в аренду, а троллейбусное депо, являющееся частью вышеуказанного предприятия, находится в глубоком упадке. В 2014 году стоимость разового талона на проезд выросла сразу на 4 рубля, до 20 рублей, а проездной на месяц стоит 1350 рублей, и спрос на него в последнее время упал. Пассажиропоток также снижается, а это значит, что падают и доходы предприятий-перевозчиков. За 2014 год перевозчики зарабатывали в месяц 71,8 миллионов рублей с учётом субсидий, а тратили 84,7 миллиона рублей. Ежемесячные убытки достигли 12,9 миллионов рублей.

Руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области Владимир ПетровВ последнее время департаментом транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, в введении которого с 1 января 2015 года оказался весь муниципальный общественный транспорт, предпринимаются попытки снизить издержки и провести оптимизацию маршрутной сети, чтобы спасти ОАО «Автобусный парк», 100% акций которого также недавно переданы в собственность региона. О проблемах городского общественного транспорта и перспективах их решения корреспондент сетевого издания «53 новости» поговорил с руководителем регионального департамента транспорта  и дорожного хозяйства Владимиром Петровым.

— В последние годы произошло сокращение пассажиропотока. При этом отменяются маршруты. Не получится ли, что в результате пассажиропоток ещё больше упадёт?

— Пассажиропоток падает не от того, что люди начинают ходить пешком, а потому что начинают ездить на машине. Количество людей пользующихся общественным транспортом сейчас падает, а потом стабилизируется. Есть определённое количество людей, которые могут ездить на машине ежедневно, и они будут всегда так делать.

— Нет планов увеличивать привлекательность общественного транспорта, чтобы люди меньше садились за руль автомобиля и больше ездили на автобусе? Большее количество автомобилей провоцирует всё больше пробок.

— Вот как раз компромисс между общественным транспортом и личным автомобилем и даёт возможность не иметь пробки. То есть если сейчас улицы забиты большими автобусами, создаются пробки.

Для справки: Великий Новгород обслуживают 37 автобусных маршрутов и 5 троллейбусных. С 18 мая отменяются автобусные маршруты №27 и 33 и троллейбусные маршруты №4 и 5. Будут продлены до улицы Коровникова маршруты №8А и 22. Меры по оптимизации маршрутной сети позволят экономить до 5 миллионов рублей в месяц.

— Ну так не автобусы же виноваты в появлении пробок.

— Виноваты в том, что этих автобусов очень много на наших улицах. Их необходимо оптимизировать так, чтобы они довозили людей до места назначения, но не мешали движению. Вы посмотрите, они же пустые ходят.

Мы целый месяц собирали отзывы по поводу оптимизации, посмотрели, что люди предлагают. Может быть, мы не правы где-то, но увидели, что №33 и улица Коровникова — это проблема. Отзывы «оставлять всё как есть, не надо ничего менять» не принимаются, а что касается сегодняшней ситуации, мы вводим изменения в тестовом режиме. Смотрим, как пассажиропоток меняется, делаем замеры и по итогам, в двадцатых числах мая, увидим новую картину и примем соответствующие решения. Мы увеличили количество выходов в час пик по тем маршрутам, где были замечания: на маршрутах №14, 19, 20, 4, 6. Мониторинг идёт каждый день, и мы думаем, где уменьшить, где увеличить промежутки между выходами.

— В Европе уровень автомобилизации раза в полтора-два выше, чем в Великом Новгороде, но при этом пассажиропотоки на общественном транспорте в последние десятилетия у них увеличивались.

— В любом европейском городе в центре города парковки платные. Посмотрите в Финляндии, вы свободных парковок не найдёте, только на 15-20 минут. При этом стоимость топлива у них намного выше. Экономика заставляет людей ездить на более дешёвом виде транспорта.

— По поводу топлива я бы поспорил. Я был в Неаполе, там как раз все ездят на личном транспорте, но там стоимость топлива такая же, как в Финляндии, где многие ездят на общественном транспорте.

— Всё зависит от муниципальных властей. Если мы захотим, чтобы все сели на автобус, мы введём платные парковки, и все пересядут на автобус. Но я считаю, что нужно искать компромисс. Если мы видим, что улицы узкие и забиты припаркованными машинами, то стоит просто ввести запрет остановки или сделать где-то платные парковки в центре города, а на периферии всем разрешить парковаться. Почему нет? Не стоит загонять всех в автомобиль или в автобус.

Стоимость марки бензина Аи-95 в Италии в среднем составляет 1,7 евро, в Финляндии 1,52 евро, в России 0,61 евро.

— А есть ли планы создания выделенных полос для общественного транспорта?

— У нас это сделать невозможно из-за ширины улиц.

— Но в европейских городах ещё более узкие улицы.

— Нужно рассматривать каждый город отдельно. К сожалению, у нас дорожная сеть в городе где-то полурадиально-кольцевая, но не замкнутая. А на Торговой стороне прямоугольный рисунок улиц. Поэтому выделять полосу на Большой Московской будет просто издевательством для новгородцев. Получится, правая полоса будет пустая, а левая забита.

— Нет ли планов модернизировать контактную сеть для троллейбусов и заменять подвижной состав, чтобы создать более экологичную систему?

— Мы даже не заметили, как перешли на автобусы, которые ездят на газомоторном топливе, и не дымят, как раньше это делали «Икарусы». Что касается троллейбусов, транспорт недорогой. Но создавать инфраструктуру и содержать накладно. Для того, чтобы успешно развивать троллейбусное движение, необходимо расширять сеть.

— Но есть же троллейбусы на автономном ходу, их даже в России выпускают.

— Есть. Но пока в планах этого нет. В приоритете сейчас другое — это введение автоматической системы оплаты проезда. С 1 января 2016 года мы по закону обязаны её ввести.

— Как будет выглядеть система валидации?

— Посмотрели разные системы, обратили внимание на Казань. Всё равно не уйти от системы валидации с использованием кондукторов. У них на сумке аппарат, по которому проводят карточкой, и информация считывается, снимаются деньги за проезд.

— А не было мысли сделать автоматические аппараты учёта?

—Есть такая идея. Но представьте себе, подходит автобус «четвёрка», открывается передняя дверь, и 200 человек входят в переднюю дверь. Всё равно неудобно.

— Но можно все двери открывать.

— Тогда все будут заходить и никто не будет платить за проезд.

— Можно увеличить количество контролёров.

— Штрафы контроллёры, к сожалению, накладывать не могут. В Европе штраф до 200 евро. И у них штраф имеет право накладывать любой контролёр, даже не связанный с государственной структурой. В Европе частным компаниям это делать разрешено. У нас, к сожалению, нет. Когда разрешат, мы сами от системы с кондукторами откажемся. Но это федеральные законы.

— Планируется ли вводить временные билеты, например, на 60 минут?

— Вот когда система валидации будет внедрена, тогда можно. Я не сторонник революции, я сторонник эволюции. После введения электронной системы мы, возможно, выпустим карточки, по которым можно будет ездить 60 минут. Но сейчас об этом говорить даже не стоит. Нужно сначала проработать один вопрос, а потом переходить к следующему.

Есть другой пример. В Таллине бесплатный проезд для жителей города. Но тогда мы с вами будем платить налог. Но платить никто не захочет.

— Раз уж заговорили о будущем, каким вы видите городской общественный транспорт через 5 или 10 лет?

Это однозначно автоматическая система учёта пассажиров. Рано или поздно на федеральном уровне должен быть принят закон по контролёрам, которые смогут накладывать штрафы. Минимум контроля и больше самоконтроля — я вижу таким общественный транспорт. Что касается технического состояния, я считаю, автобусы должны ездить по нашим улицам не более пяти лет. Нам самим это будет приятно. Но нужно дать возможность перевозчикам зарабатывать, чтобы они могли закупать новые автобусы.

Фото автора и Михаила Жигунова

                                                                                                                                                                                                       
Просмотров: 2167
Комментарии

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу.

Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами.

Читайте также
06.12.2015   06.12.2015
7 событий ноября