11 апреля 2015 года: Пасхальное послание Митрополита Новгородского и Старорусского Льва

11 апреля 2015 года: Пасхальное послание Митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Пасхальное послание Митрополита Новгородского и Старорусского Льва временно управляющего Петрозаводской и Карельской епархией боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской и Карельской митрополий

Величай душа моя/Воскресшего в третий день из гроба Христа/Подателя жизни вечной

(запев 9 песни Пасхального канона).

 

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сёстры!

Христос Воскресе!

Поистине священна и достойна всякого торжества, — восклицает святой Иоанн Дамаскин, — эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного Дня Воскресения, в которую Вечный свет для всех воссиял во Плоти из гроба» (Пасхальный канон, песнь 7, тропарь 3).

11 апреля 2015 года: Пасхальное послание Митрополита Новгородского и Старорусского ЛьваНочь, озарённая всполохами рассвета, может символизировать и нашу пребывающую в состоянии греховного сна душу, затронутую лучами Правды Воскресшего Христа. Но под светоносным Днём Воскресения святой Иоанн Дамаскин подразумевает, прежде всего, тот единственный в истории День, который превратил бессмысленность человеческой истории в надежду вечной жизни. Очень трудно представить себе картину величественной гармонии, складывающейся из бесчисленных коротких человеческих жизней, казалось бы навсегда канувших в безвестность метущейся Вселенной. Сколько этих случайных людских судеб было и ещё, наверное, будет. Приходивших в эту жизнь с надеждами на бесконечное блаженство и уходивших в безвестность непроглядного мрака «в путь всея земли». Что можно сказать по случайно сохранившейся фотографии какого-нибудь крестьянина новгородской губернии конца XIX века о его сомнениях и надеждах? Но, с другой стороны, эту величественную картину человеческой истории, в которой однажды воссиял светоносный День Воскресения, невозможно уже представить без образа этого новгородского крестьянина, однажды прожившего свою жизнь. И это потому, что Свет Воскресения и просвещает, и освящает всех. И уже нет этой тьмы, наполняющей вселенную холодной безучастностью к человеческим страданиям. Нет бессмысленного веселья, а есть всеобщая радость о Христе Воскресшем, объединяющая людей веры и надежды.

11 апреля 2015 года: Пасхальное послание Митрополита Новгородского и Старорусского Льва

День Воскресения, радостное начало! Возликуем и восславим праздник сей и обменяемся миротворным целованием. Назовём же братьями не только друзей, вспомогателей и сострадателей, но и врагов наших. В честь Воскресшего да простится всё: забудем обоюдные прегрешения»,

— восклицает святой Григорий Нисский, обращаясь к своим пасомым в IV веке. Он хочет, чтобы чудо пасхальной радости стало для каждого его прихожанина началом действительного возрождения его духовной жизни. Но для этого нужно простить не только любимых и нужных, но и случайных, и враждебных. Любовь ведь и есть истинное чудо человеческой жизни! Она не выгодна людям, которые ставят перед собой чисто земные эгоистические цели. Стремятся во что бы то ни стало быть успешнее других. Любовь требует верности и жертвенности. Отречения от себя. Но именно в этом отречении человек и обретает себя во Христе. С Ним умирает и в Нём обретает полноту своей жизни, возрождаясь для вечности в истинном Небесном Отечестве.

Лжецом апостол и евангелист Иоанн Богослов называет того, кто не научившись любить ближнего, утверждает, что любит Бога (I Инн. 4,20).

Также нельзя, пренебрежительно относясь к своему отечеству земному, обрести отечество Небесное. Любовь не рождается из рационального решения, это — не интеллектуальный выбор. Любовь рождается из человеческого сердца, как узнавание себя в другом, через приятие жизни другого в своё сердце.

По любви к твари предал Отец Сына Своего на крестную смерть»,

— пишет святой Исаак Сирин. И не потому, что не мог искупить наши грехи иным образом, но чтобы смертью Единородного Своего Сына научить нас преизобилующей Своей любви. Чтобы любовью приблизить нас к Себе. Однако любовь есть всегда и ожидание ответного стремления. Причём, стремление это должно быть всецело свободным, льющимся из глубины благодарного сердца.

И по великой любви Своей не благоволил наш Небесный Отец стеснить свободу нашу, — пишет святой Исаак Сирин, — хотя и силен Он сделать это, но благоволил, чтобы любовию нашего сердца приблизились мы к Нему».

Наше Отечество переживает сегодня нелёгкие времена. Но не забыто православным сознанием Земли русской бессмертное напутствие преподобного Сергия Радонежского:

Любовию и единением спасёмся!»

Как Христос Своею Божественной любовью преодолевает косность адской безжизненности, так и мы трудом и терпением, совершая наше служение ближним, достигнем преображающей нас любви Воскресшего Христа. И эта любовь — залог нашего спасения. Она сообщает нам способность сердцем своим услышать призыв пасхального песнопения:

Приидите в славный день Воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царства Христова, воспевая Его как Бога во веки».

Христос Воскресе!

+Лев

Митрополит Новгородский и Старорусский

Пасха Христова

Великий Новгород

2015 год

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.