Велосипеды меняют город: поворотный 2014-й в Великом Новгороде

Велосипеды меняют город: поворотный 2014-й в Великом Новгороде

2014 год — очень важный для Великого Новгорода в плане развития велосипедной инфраструктуры. В текущем сезоне акцент впервые сместился от частного к общему. В стенах чиновничьих кабинетов заговорили не просто о велодорожках или велопарковках, а об общей концепции, о которой активные новгородские велосипедисты твердили два последних года.

Новгородцы на велопробеге 9 августа 2014 года

Более-менее активная дискуссия о пользе велосипедного движения велась в обществе и органах власти уже более пяти лет. Вспоминаются трогательные материалы в СМИ во второй половине нулевых о первых велосипедных парковках в Великом Новгороде.

Тогда это казалось значительным событием велосипедного мира. Что такое велосипедизация и с чем её едят, в то время мало понимали и власть, и журналисты, и большинство горожан. Это был модный девайс для спорта и активного отдыха — в магазинах случился бум именно на горные велосипеды, а не на городские.

Но уже тогда появились первые велосипедисты, заговорившие о своих правах на пространство улиц. Впрочем, с неподготовленными чиновниками они вели переговоры об отдельных велодорожках и веломаршрутах и писали пространные манифесты в интернете. Поначалу эти группы людей воспринимались обществом в качестве маргиналов, странных мужчин и женщин в шортах-велосипедках и шлемах, вызывающих на фоне центральных улиц и официальных учреждений зрительный диссонанс.

Лишь в прошлом году участники недавно созданных проектов «Новый город» и «Велосипедизация Великого Новгорода» напрямую заговорили с представителями мэрии о необходимости создания единого документа, подразумевающего организацию велосипедного движения на основе единой концепции и программы. Этот этап подготовил почву для более серьёзного диалога и взаимодействия.

В феврале текущего года эта история получила развитие в виде собранной по инициативе депутата и одного из активных участников «Нового города» Константина Хиврича встречи с представителями городского депутатского корпуса, мэрии и общественности. Очень насыщенное и долгое обсуждение свелось к одной мысли, к которой пришли представители всех заинтересованных сторон — необходимости создания межведомственной рабочей группы по развитию велосипедной инфраструктуры.

Стоит отметить, что к этому моменту парад велосипедизации уже успел захлестнуть крупные российские города, такие, как Москва, изначально имевшая весьма посредственные условия для велосипедного движения, и Воронеж, позиционирующий себя как один из самых прогрессивных городов страны. «Маргиналы» на маунтинбайках стали сменяться людьми на городских и дорожных велосипедах.

Новгородцы на велопроменаде летом 2014 года

Активное взаимодействие общественности с чиновниками, а также внезапно возникшая мода на велосипедизацию побудили первых лиц области обратить внимание на проблему. Губернатор Сергей Митин, использующий велосипед в качестве формы досуга, на очередной велопрогулке получил травму, после чего инициировал выделение бюджетных средств и создание региональной и городской программ велосипедизации.

— Есть предпосылки сделать город удобнее для велосипедистов. Департаменту по физической культуре и спорту вместе с комитетом архитектуры, департаментом строительства и мэрией было поручено совместно с представителями общественности разработать проект велосипедизации Великого Новгорода, чтобы мы могли в бюджет 2015 года внести соответствующую статью расходов,

отметил в начале августа Сергей Митин.

В качестве кураторов процесса поначалу был назначен департамент по физической культуре и спорту Новгородской области, что дало основания общественности заявить о том, что велосипед до сих пор чиновниками воспринимается исключительно как физкультурный снаряд, а не средство транспорта. Однако после ряда публикаций в СМИ, в том числе на страницах нашего издания, а также комментариев неравнодушных новгородцев в блоге губернатора, руководить процессом взялась лично первый вице-губернатор Вероника Минина, возглавившая соответствующую рабочую группу на областном уровне. Программу поделили на три направления: транспортное, туристическое и спортивное. А сама рабочая группа решила заниматься стратегическим и финансовым планированием, оставив развитие велоинфраструктуры в конкретных населённых пунктах на суд местных властей.

От дорожки до маршрута

Все последние годы велосипедисты ругались на первые новгородские велодорожки: им не нравилось, что все объекты зарождающейся велоинфраструктуры никак не связаны между собой.

Неоднократно звучал следующий тезис: никто же не заставляет водителей каждые 200 метров выходить из машины и толкать её перед собой, так почему же велосипедистов заставляют проходить часть пути пешком там, где можно было бы проложить велодорожку?

С этим вопросом представители общественности пришли на второе заседание межведомственной комиссии по развитию велоинфраструктуры в мэрии Великого Новгорода уже в сентябре. На этом заседании широко обсуждалось создание первого в Великом Новгороде законченного веломаршрута, который запланировано проложить из Антонова до Юрьева монастыря по набережной Александра Невского, пешеходному мосту, Троицкой и Орловской улицам, вдоль озера Мячино и реки Волхов до монастыря и обратно по Юрьевскому шоссе. Как раз незадолго до этого на набережной А. Невского по инициативе вице-мэра Павла Морозова и неожиданно для многих участников рабочей группы появилась велоразметка, вызвавшая споры из-за несоответствия ГОСТу и отсутствия согласования на велокомиссии.

Велоразметка на набережной Александра Невского, сентябрь 2014 года

— На пешеходный мост оттуда вообще невозможно заехать, если не делать большой крюк. Таким образом, непонятно, как они собираются эту набережную с пешеходным мостом соединять. Разметка не по ГОСТ. Знаков нет — считай, просто украшение,

— объяснил свою позицию велосипедист, участник рабочей группы Игорь Шаповалов.

Чтобы разрешить возникшие споры, Павел Морозов и представители общественности, входящие в велокомиссию, проинспектировали первый веломаршрут на велосипедах.

Основных вопросов по веломаршруту оказалось несколько, и касаются они практически всех участков маршрута. По ряду вопросов активисты и вице-мэр Морозов пришли к компромиссу. В частности, был закрыт вопрос создания велоразметки на пешеходном мосту. Вместо этого было предложено проложить маршрут через Волхов двумя путями: по мосту Александра Невского (на велосипеде) и пешеходному (пешком). Кроме того, велосипедная разметка на набережной А. Невского будет приведена в соответствие с ГОСТ и будет рассмотрен альтернативный путь по автомобильному проезду вдоль набережной.

Большие вопросы вызвал участок дороги вдоль Волхова и озера Мячино. Есть опасения, что его может затопить уже следующей весной. Кроме того, строительство велодорожки в этом месте — удовольствие достаточно дорогое и гораздо более масштабное, чем усыпка песчано-гравийной смесью или вырубка кустов. В то же время, здесь отстутствуют автомобильные дороги и открываются живописные виды на Юрьев монастырь, Витославлицы и Рюриково городище. Поэтому велосипедисты согласились ездить в этом месте при условии наличия ровной и сухой велодорожки.

Участники инспекции первого веломаршрута едут по тропинке между Волховом и озермо Мячино

Велосипедист Игорь Шаповалов предложил закрыть для движения легкового транспорта участок малоиспользуемой односторонней дороги на дамбе, ведущей от Витославлиц до Юрьевского шоссе:

— Можно было бы сделать одностороннюю дорогу от Юрьева монастыря до шоссе по дамбе велопешеходной с движением общественного транспорта. Всё равно этот участок мало используется и не повлияет на интенсивность движения по шоссе.

Однако данное предложение не вызвало энтузиазма у чиновников.

Свежий взгляд со стороны

В свете решения сложных и неоднозначных задач очень интересно мнение эксперта, взглянувшего на наш город со стороны. 2 октября Великий Новгород посетил транспортный архитектор из Москвы Сергей Костиков. Эксперт провёл в стенах центра «Диалог» лекцию (которую, к сожалению, проигнорировали городские чиновники) на тему «Велосипеды изменяют города». Костиков рассказал о том, как формировалась велосипедная инфраструктура в европейских городах и с чем они столкнулись на этом пути:

— В Европе в свое время произошел переворот в сознании. Стали делать города удобными для пешеходов, пассажиров общественного транспорта, велосипедистов. Велосипеды занимают в городе в 7 раз меньше места, чем автомобили, общественный транспорт при максимальной загрузке — в 35, следовательно, площадь города используется эффективнее. Казалось бы, сделали неудобно для водителей автомобилей, но у них появилась альтернативная возможность перемещаться по городу иными способами. И в результате машин на дорогах стало меньше и водителям тоже стало лучше. Получились города, удобные для всех.

Архитектор уверен, что горожанам необходимо предоставить максимально возможный и равнозначный выбор средства передвижения, благодаря чему уровень автомобилепользования и, как следствие, количество пробок, шума и вредных выбросов должны снизиться. Ведь горожанин выбирает самый удобный, быстрый и дешёвый вид транспорта. Часто самым дешёвым и быстрым, к тому же бесшумным и максимально безопасным для окружающих оказывается велосипед.

Но самая интересная часть лекции касалась Великого Новгорода. Чтобы не быть голословным, Сергей Костиков сначала посетил город и изучил его планировку, историю застройки и основные транспортные потоки. Эти данные понадобились ему для разработки рекомендаций по развитию велосипедной инфраструктуры.

Одна из важных задач — это организация велосипедного движения в традиционно сложных транспортных узлах и на перекрёстках. Их необходимо сделать так, чтобы велосипедисту не приходилось спешиваться, и при этом они не должны мешать движению других транспортных потоков, прежде всего, пешеходных.

Возможная велосипедная развязка на стыке улиц Германа, Людогоща, Чудинцева, Псковской, Черняховского, Стратилатовской и Воскресенского бульвара

Кроме того, Сергей Костиков предложил ликвидировать незаконную парковку автомобилей через дорогу от ТЦ «Диез» на набережной и проложить там защищённую физическими ограждениями велосипедную дорожку.

Возможный вариант организации велосипедного движения на набережной мимо ТЦ «Диез»

 

Большое внимание архитектор уделил набережным и окружающему новгородские памятники истории и архитектуры пространству. Так, Костиков считает излишне щепетильным нынешнее отношение к организации городской жизни вокруг Кремля и Ярославова дворища и предлагает, на первый взгляд, спорное решение проложить велодорожку по центральной части Кремля и по пешеходному мосту.

Возможный вариант организации велодвижения на пешеходном мосту понравился не всем

Напротив, самым «вкусным» оказалось предложение сделать улицу Ильина пешеходной. Для этого нужно всего ничего: на ней и так почти отсутствует автомобильное движение, зато рядом находится гимназия и красивая архитектура, располагающая к неспешному городскому променаду и созданию вдоль улицы различных кафе, ремесленных и сувенирных лавок. 

Такой могла бы выглядеть улица Ильина, если бы стала пешеходной

В целом, Сергей Костиков очень позитивно отзывался о нашем городе:

— Новгород сумели не изуродовать, как многие областные центры в 90-е годы. Фактически, Новгороду совсем немного надо сделать, чтобы стать в один ряд с современными европейскими городами и превратиться в по-настоящему удобный и комфортный для людей город.

***

2014 год является, возможно, поворотным в развитии велоинфраструктуры Великого Новгорода. Причин считать так несколько. Это и выделение отдельной статьи расходов на велосипедизацию в бюджете 2015 года, и создание соответствующей программы, даже при всей её неоднозначности и физкультурной направленности, и практически постоянная дискуссия между чиновниками, общественностью и экспертами на эту тему, и, наконец, появление, пусть пока и на бумаге, первого городского веломаршрута.

Впервые основной повесткой дня для новгородских велосипедистов, как и для чиновников, стали не многочисленные велопробеги и красочные акции, а регулярная и рутинная работа по лоббированию создания современной транспортной инфраструктуры и предоставлению горожанину выбора средства передвижения, работа над ошибками, поиск новых идей и компромиссов между всеми участниками процесса. Важное наблюдение: повестку дня задаёт именно общество, тогда как действия власти заключаются в реагировании на неё. Велосипедная общественность стала более настойчивой, а чиновники — более открытыми.

Фото автора и Максима Озерцова, иллюстрации Сергея Костикова

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.