Новгородская гостиница «Вояж» бьется за свои права год и один месяц
Именно столько исполнилось с тех пор, как «53 новости» опубликовали серию материалов о конфликте между арендатором и собственником здания, в котором расположена новгородская гостиница «Вояж».
Тогда мы представили позицию и собственника здания — ООО «Ресторан-сервис» и экспертов.
Сейчас же в редакцию нашего сетевого издания обратились те, кто арендует здание и ведет там свой бизнес. Нашим собеседником стал юрист Центра содействия бизнесу «СТЭНЛИ» — Дмитрий Горский, доверенное лицо арендатора.
— С чем связано то, что после достаточно долгого времени руководство гостиницы «Вояж» решило выступить в «53 новостях» с комментариями, связанными с конфликтом вокруг гостиницы, в которой оно располагается?
— Связано это с тем, что данная ситуация пришла сегодня к логическому завершению.
Началась она больше года назад, 9 сентября 2013 года. Тогда в гостинице «Вояж» произошел, как это обозначили в прессе — рейдерский захват. Такого понятия как «рейдерский захват» у нас в законодательстве нет. Мы расценили данные действия как «самоуправство».
Гостиницу «Вояж», а именно здание, в котором она расположено, в 2010 году арендовал для этих целей предприниматель Сергей Михайлович Першин, интересы которого мы представляем. Он арендовал его на основании договора, заключенного еще с прежним собственником здания — с компанией «Новатех».
Особенностью договора стало то, что он заключен на неопределенный срок, а в случае расторжения договора, собственник здания обязан предупредить арендатора за 9 месяцев до момента прекращения аренды.
Отношения складывались так: на момент заключения договора аренды здание требовало капитального ремонта. Першин этот ремонт выполнил и фактически арендовал это здание за стоимость работ. Стоимость их, кстати, далеко не исчерпана.
После смены собственника, после того, как это здание перешло от компании «Новатех» к ООО «Ресторан-сервис», новый владелец еще в течение года никак не заявлял своих прав на это здание. То есть данная смена произошла без особой огласки — Першина даже никто не уведомил, что у здания поменялся собственник.
9 сентября прошлого года произошло грубое выселение арендатора из здания. Притом, что самое интересное, только в момент этого выселения Першин узнал, что у здания сменился собственник. Ему даже не дали времени вывезти свое движимое имущество, то есть из здания просто выгнали всех сотрудников и закрыли его.
Что больше всего не понравилось в этой ситуации, так это то, что она явно выходила за рамки отношений арендодателя и арендатора. Те люди, которые захватывали помещения, не скрывали своих корыстных намерений. Характерный факт — при захвате здания был разобран системный блок компьютера и изъят жесткий диск, на котором велась вся бухгалтерия гостиницы, и, главное, клиентская база. На момент этих событий гостиница была очень хорошо раскручена, она сотрудничала с иностранной сетью Booking.com и отечественной «101 отель» и была полностью забронирована на несколько месяцев вперед. В принципе никто и не скрывал, что гостиницу захватывают как готовый бизнес. Откуда и появилась эта информация о рейдерском захвате.
На первоначальном этапе как представители Сергея Першина мы были вынуждены в первую очередь доказывать его права аренды на данное здание в Арбитражном суде, чтобы восстановить право пользования. Признать это право в суде оказалось достаточно легко: был действующий договор, который оплачен производством капитального ремонта данного здания, поэтому у суда не было сомнений и уже в декабре 2013 года состоялось решение в пользу Першина.
Но ответчик, компания «Ресторан-сервис», воспользовалась процессуальными возможностями Арбитражного кодекса и достаточно долго не давала вступить данному решению в законную силу. Она обжаловала решение в апелляционной инстанции.
Это рассмотрение затянулось до апреля 2014 года, и, чего мы в принципе ожидали, вышестоящая судебная инстанция поддержала позицию Сергея Михайловича Першина.
Но даже после этого компания «Ресторан-сервис» не пошла на добровольное исполнение данного решения. Вселяться арендатора в здание пришлось с помощью судебных приставов.
Вселение, если восстанавливать хронологию событий, произошло в мае этого года. Однако, и тут «Ресторан-сервис» проявил себя. Его представители пошли по городским коммунальным службам, после чего некоторые из них попытались отключить здание от электроэнергии и воды.
Когда по воле собственника здания, пошли эти отключения, мы обратились в антимонопольную службу, так как это опять же было явно направлено на нарушение существующих правил конкуренции.
На данный момент противоправные действия со стороны арендодателя не прекращаются.
Антимонопольная служба признала действия «Ресторан-сервиса» нарушающими конкуренцию по двум пунктам. Во-первых: попытка захватить готовый бизнес и запустить его под собственной вывеской, во-вторых, распространение порочащей информации в СМИ в отношении Сергея Першина, что, якобы, он владеет зданием на «дармовой» основе. На самом деле это не соответствует действительности, что подтверждено судебными решениями.
— Как дела обстоят сейчас?
— Сейчас гостиница «Вояж» работает, принимает постояльцев. В настоящее время нам пошли навстречу коммунальные службы, и мы заключили прямые договора на снабжение данного здания, но, опять же, остался вопрос о взыскании убытков за время простоя. Данное дело находится сейчас в апелляционной инстанции в арбитражном суде, суд первой инстанции признал право Першина на получение упущенной выгоды. И, еще, из общения со снабжающими службами возник вопрос: кто будет оплачивать коммунальные услуги за время простоя, того периода, когда выяснялись права владения? Что интересно, компания «Ресторан-сервис» сделала заявление об отключении здания от коммунальных услуг только после того, как вернула здание предпринимателю Першину. Сумма убытков коммунальщиков составляет сотни тысяч рублей.
Кстати, компания «Ресторан-сервис» в свое время не заключила договоров на снабжение здания коммунальными услугами и поэтому со стороны коммунальщиков сейчас ставится вопрос о предъявлении счета за бездоговорное потребление. А это услуги, которые оцениваются значительно выше тарифа.
— Каков прогноз развития конфликта? Ведь он по-прежнему актуален. «Ресторан-сервис» по-прежнему остается собственником здания, и как тогда строятся взаимоотношения с этой компанией у «Вояжа»?
— В настоящее время «Ресторан-сервис» занял непонятную для нас с правовой точки зрения позицию. Получается, что в связи с нашим вселением в здание у нас пролонгировался старый договор с прежним владельцем здания. И опять же, в течение уже более года, компания «Ресторан-сервис» никоим образом не выразила свою позицию о продлении данного договора аренды, его прекращении, или его пролонгации на каких-то новых условиях. Внятной позиции ни в одном судебном заседании от ООО «Ресторан-сервис» мы не получили. Мы попытались поставить этот вопрос в отдельном судебном разбирательстве, но опять же ничего не добились, так как представители ООО «Ресторан-сервис» попросту не являлись на заседания. Что они намерены делать со зданием, нам так и не сказали.