Гастрономический туризм в России: тенденции и перспективы

Гастрономический туризм в России:  тенденции и перспективы

В Великом Новгороде завершил работу I Международный форум-фестиваль «Перспективы развития гастрономического туризма в России». Организаторами форума выступили Федеральное агентство по туризму совместно с правительством Новгородской области, администрацией Великого Новгорода при поддержке Международного эногастрономического центра (Москва), МГИМО, Национальной кулинарной ассоциации России и Центра развития туризма «Красная Изба». Кроме того, мероприятие прошло под эгидой Всемирной туристской организации ООН.

Участники форума, приехавшие из Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Латвии, Мексики, Португалии, Узбекистана и Швейцарии и более 15 регионов РФ, обсудили актуальные вопросы развития гастрономического туризма в России, обмен российским и зарубежным опытом по формированию и продвижению гастрономических брендов.

В целом все эксперты сошлись в том, что гастрономия — одна из наиболее актуальных тенденций современного туризма. Так, например, председатель комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков привел в пример одно из исследований Европейской комиссии, когда разных людей попросили назвать их первые ассоциации с разными странами. Большинство опрошенных указали традиционные блюда, например, паста и пицца в Италии.

Председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков

— Гастрономический туризм если и не является основным направлением, то позволяет углубить местный событийный туризм, — считает руководитель Агентства Республики Коми по туризму Юлия Рыбакова. — В основном это касается сегмента событий выходного дня, а также агротуризма, помогает продвигать фермерскую продукцию.

Так, на фестивале «Люди леса» в Коми, который посетило около 15 тыс. человек, особый акцент был сделан на кухне северного леса. В сочетании с этническими мотивами в творчестве — музыкальном, изобразительном, а также с этномодой это позволяет говорить о культуре лесных цивилизаций. Кроме того, некоторые рестораны в Коми включают в меню страницу, посвященную местной кухне, а студенты техникумов даже спроектировали «коми-фастфуд».

По словам эксперта по туризму Всемирной туристской организации ООН Марии Изабел Рамос Абаскаль, приехавшей в Великий Новгород из Мексики, сегодня на наших глазах происходят глобальные изменения в предпочтениях туристов.

— Хорошо накрытый стол — лучший способ продемонстрировать гостеприимство. Это — культура и природа у вас на блюде. Застольная беседа объединяет хозяев и гостей. Несмотря на все развитие технологий, невозможно в точности повторить блюдо вдали от тех мест, где его готовят испокон веков. Гастрономия не путешествует — путешествуйте сами!

Эксперт по туризму Всемирной туристской организации ООН Мария Изабел Рамос Абаскаль (слева)

Солидарен с гостьей из Мексики и Жозе Баральо, президент ассоциации гастрономического туризма APTEC (Португалия). По его мнению, в современном мире туристы нацелены на то, чтобы получить яркие и «вкусные» впечатления, и, в большинстве случаев, сначала попробовать товар, а потом уже приобрести его. Кроме того, многие туристы действуют из сентиментальных соображений, стремясь вернуться в атмосферу детства, домашней кухни, старых традиционных, по-русски говоря, «бабушкиных» рецептов.

— Гастрономия становится все более модной. В центре городов возникают целые сады, из-за кризиса люди возвращаются к продукции местного производства, чрезвычайно популярны мобильные приложения с рецептами. Сегодня люди лучше разбираются в различных продуктах, думают о полезности еды. Популярен экотуризм и так называемый «слоуфуд», противостоящий системе фастфудов, обеспечивающий более здоровое питание, а также сохраняющий традиции национальной и региональной кухни.

В связи с упомянутыми тенденциями, по мнению эксперта, важно готовить поваров, специализирующихся на местной кухне, налаживать отношения между производителями и сферой туризма, изучать историю кулинарии, чтобы не просто угощать гостей, но и рассказывать им нечто новое.

— Кулинарный туризм — это опыт, который невозможно забыть. Кулинария неразрывно связана с историей, традициями. А организация сельского туризма — это вовсе не так сложно, как кажется. Интересный проект можно реализовать на любой даче, — считает Жозе Баральо.

Жозе Баральо, президент ассоциации гастрономического туризма APTEC (Португалия)

Что же могло бы стать новгородским гастрономическим брендом? Об этом участникам форума рассказывал начальник отдела развития «Центра развития туризма «Красная Изба» Андрей Васильев:

— Сначала мы хотели использовать в этом качестве снеток, но выяснилось, что он уже давно не встречается в меню и уловах рыбаков. Тогда мы обратили свое внимание на квас. Из летописей следует, что он был изобретен именно на Новгородской земле. Сегодня Великий Новгород — один из лидеров производства кваса, и с этим продуктом мы подали заявку на участие во Вкусной карте России.

Есть в нашем кулинарном багаже и пряник, который упоминается еще в источниках ХI века. Профессия пряничника считалась одной из самых престижных. Сегодня новгородцы готовят пряник по оригинальной рецептуре. Ну и, конечно, нельзя забывать о новгородском меде, который славился и в России, и в Европе. Ныне одно из крупных медовых хозяйств расположено в Батецком районе. Как отметил Васильев, продвижение всех этих продуктов происходит без привлечения бюджетных средств.

К слову, участники форума не раз упоминали новгородский центр развития туризма «Красная Изба», как один из лучших в России.

— Нынешний форум — логичное развитие таких проектов как Гурмэ-фестиваль, который в этом году пройдет в Великом Новгороде 13-16 ноября. Говорить о каких-то его результатах, я считаю, рано. Встречи и обсуждения заложили основу для развития в указанном направлении. Участники получили яркие впечатления, подкрепленные представлением «Новгородское вече». В целом, для первого раза получилось очень неплохо, — подытожил Васильев.

Доволен итогами форума и председатель комитета по туризму департамента по культуре и туризму Новгородской области Евгений Родионов:

— Конечно, этот вид туризма в России еще находится в стадии формирования. Многие регионы имеют наработки и предложения, маршруты, но не хватает единого подхода, общей информационной системы. В Новгородской области в последние годы активно развивается сельский туризм, многие объекты которого включаются в себя гастрономию. Так, например, в Новгородском районе готовится к реализации проект «Серые щи», которые будут готовиться на основе исторических источников в специально построенной для этого печи. В Боровичах есть «Лоцманская слобода», где гостей, прошедших по маршруту на реке Мста, поят травяными чаями и потчуют местным вареньем. Что же касается таких брендов, как квас и пряник, то они, безусловно, хороши. Но нам нужно искать что-то оригинальное, свое.

Председатель комитета по туризму департамента по культуре и туризму Новгородской области Евгений Родионов

Советник Федерального агентства по туризму Александр Ильин задал, пожалуй, главный вопрос форума — что именно могло бы стать гастрономическим брендом России? Как уже писали «53 новости», советник по локальному туризму Всемирной туристской организации ООН Гевин Белл в своем докладе ответил так: по его мнению, брендом России является разнообразие тех блюд и напитков, которые могут предложить жители разных регионов. В целом можно сказать, что подобную точку зрения высказало большинство участников. Действительно, природа и кухня регионов нашей большой страны часто настолько сильно отличаются, что объединить их под одним брендом значит — отказаться от богатства, заложенного в наших традициях.

Фото Михаила Жигунова

Заливное из морепродуктов с чечевичным пюре и землей из бородинского хлеба, приготовленное в рамках одного из мастер-классов форума.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.