Гастрономический туризм в России: тенденции и перспективы
В Великом Новгороде завершил работу I Международный форум-фестиваль «Перспективы развития гастрономического туризма в России». Организаторами форума выступили Федеральное агентство по туризму совместно с правительством Новгородской области, администрацией Великого Новгорода при поддержке Международного эногастрономического центра (Москва), МГИМО, Национальной кулинарной ассоциации России и Центра развития туризма «Красная Изба». Кроме того, мероприятие прошло под эгидой Всемирной туристской организации ООН.
Участники форума, приехавшие из Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Латвии, Мексики, Португалии, Узбекистана и Швейцарии и более 15 регионов РФ, обсудили актуальные вопросы развития гастрономического туризма в России, обмен российским и зарубежным опытом по формированию и продвижению гастрономических брендов.
В целом все эксперты сошлись в том, что гастрономия — одна из наиболее актуальных тенденций современного туризма. Так, например, председатель комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Сергей Марков привел в пример одно из исследований Европейской комиссии, когда разных людей попросили назвать их первые ассоциации с разными странами. Большинство опрошенных указали традиционные блюда, например, паста и пицца в Италии.
— Гастрономический туризм если и не является основным направлением, то позволяет углубить местный событийный туризм, — считает руководитель Агентства Республики Коми по туризму Юлия Рыбакова. — В основном это касается сегмента событий выходного дня, а также агротуризма, помогает продвигать фермерскую продукцию.
Так, на фестивале «Люди леса» в Коми, который посетило около 15 тыс. человек, особый акцент был сделан на кухне северного леса. В сочетании с этническими мотивами в творчестве — музыкальном, изобразительном, а также с этномодой это позволяет говорить о культуре лесных цивилизаций. Кроме того, некоторые рестораны в Коми включают в меню страницу, посвященную местной кухне, а студенты техникумов даже спроектировали «коми-фастфуд».
По словам эксперта по туризму Всемирной туристской организации ООН Марии Изабел Рамос Абаскаль, приехавшей в Великий Новгород из Мексики, сегодня на наших глазах происходят глобальные изменения в предпочтениях туристов.
— Хорошо накрытый стол — лучший способ продемонстрировать гостеприимство. Это — культура и природа у вас на блюде. Застольная беседа объединяет хозяев и гостей. Несмотря на все развитие технологий, невозможно в точности повторить блюдо вдали от тех мест, где его готовят испокон веков. Гастрономия не путешествует — путешествуйте сами!
Солидарен с гостьей из Мексики и Жозе Баральо, президент ассоциации гастрономического туризма APTEC (Португалия). По его мнению, в современном мире туристы нацелены на то, чтобы получить яркие и «вкусные» впечатления, и, в большинстве случаев, сначала попробовать товар, а потом уже приобрести его. Кроме того, многие туристы действуют из сентиментальных соображений, стремясь вернуться в атмосферу детства, домашней кухни, старых традиционных, по-русски говоря, «бабушкиных» рецептов.
— Гастрономия становится все более модной. В центре городов возникают целые сады, из-за кризиса люди возвращаются к продукции местного производства, чрезвычайно популярны мобильные приложения с рецептами. Сегодня люди лучше разбираются в различных продуктах, думают о полезности еды. Популярен экотуризм и так называемый «слоуфуд», противостоящий системе фастфудов, обеспечивающий более здоровое питание, а также сохраняющий традиции национальной и региональной кухни.
В связи с упомянутыми тенденциями, по мнению эксперта, важно готовить поваров, специализирующихся на местной кухне, налаживать отношения между производителями и сферой туризма, изучать историю кулинарии, чтобы не просто угощать гостей, но и рассказывать им нечто новое.
— Кулинарный туризм — это опыт, который невозможно забыть. Кулинария неразрывно связана с историей, традициями. А организация сельского туризма — это вовсе не так сложно, как кажется. Интересный проект можно реализовать на любой даче, — считает Жозе Баральо.
Что же могло бы стать новгородским гастрономическим брендом? Об этом участникам форума рассказывал начальник отдела развития «Центра развития туризма «Красная Изба» Андрей Васильев:
— Сначала мы хотели использовать в этом качестве снеток, но выяснилось, что он уже давно не встречается в меню и уловах рыбаков. Тогда мы обратили свое внимание на квас. Из летописей следует, что он был изобретен именно на Новгородской земле. Сегодня Великий Новгород — один из лидеров производства кваса, и с этим продуктом мы подали заявку на участие во Вкусной карте России.
Есть в нашем кулинарном багаже и пряник, который упоминается еще в источниках ХI века. Профессия пряничника считалась одной из самых престижных. Сегодня новгородцы готовят пряник по оригинальной рецептуре. Ну и, конечно, нельзя забывать о новгородском меде, который славился и в России, и в Европе. Ныне одно из крупных медовых хозяйств расположено в Батецком районе. Как отметил Васильев, продвижение всех этих продуктов происходит без привлечения бюджетных средств.
К слову, участники форума не раз упоминали новгородский центр развития туризма «Красная Изба», как один из лучших в России.
— Нынешний форум — логичное развитие таких проектов как Гурмэ-фестиваль, который в этом году пройдет в Великом Новгороде 13-16 ноября. Говорить о каких-то его результатах, я считаю, рано. Встречи и обсуждения заложили основу для развития в указанном направлении. Участники получили яркие впечатления, подкрепленные представлением «Новгородское вече». В целом, для первого раза получилось очень неплохо, — подытожил Васильев.
Доволен итогами форума и председатель комитета по туризму департамента по культуре и туризму Новгородской области Евгений Родионов:
— Конечно, этот вид туризма в России еще находится в стадии формирования. Многие регионы имеют наработки и предложения, маршруты, но не хватает единого подхода, общей информационной системы. В Новгородской области в последние годы активно развивается сельский туризм, многие объекты которого включаются в себя гастрономию. Так, например, в Новгородском районе готовится к реализации проект «Серые щи», которые будут готовиться на основе исторических источников в специально построенной для этого печи. В Боровичах есть «Лоцманская слобода», где гостей, прошедших по маршруту на реке Мста, поят травяными чаями и потчуют местным вареньем. Что же касается таких брендов, как квас и пряник, то они, безусловно, хороши. Но нам нужно искать что-то оригинальное, свое.
Советник Федерального агентства по туризму Александр Ильин задал, пожалуй, главный вопрос форума — что именно могло бы стать гастрономическим брендом России? Как уже писали «53 новости», советник по локальному туризму Всемирной туристской организации ООН Гевин Белл в своем докладе ответил так: по его мнению, брендом России является разнообразие тех блюд и напитков, которые могут предложить жители разных регионов. В целом можно сказать, что подобную точку зрения высказало большинство участников. Действительно, природа и кухня регионов нашей большой страны часто настолько сильно отличаются, что объединить их под одним брендом значит — отказаться от богатства, заложенного в наших традициях.
Фото Михаила Жигунова