Как снизить цену за проезд в новгородском автобусе?

Как снизить цену за проезд в новгородском автобусе?

1 марта цена билета на общественный транспорт Великого Новгорода выросла на 25%1 марта проезд в общественном транспорте Великого Новгорода вырос в цене. И не на один или два рубля, как это бывало ранее, а сразу на 4 рубля, или на четверть. Теперь одна поездка в автобусе, троллейбусе или маршрутке обойдется пассажиру в 20 рублей. А проездной на месяц стоит 1100 рублей, вместо прежних 800. Многие резонно спросили: если не видно разницы в обслуживании, то зачем платить больше? Мы попытались разобраться в этом, в общем-то, риторическом вопросе.

Борьба не за клиента

Так повелось, что новгородский общественный транспорт, являя собой далеко не самый плохой пример в России, развивается с небольшим запозданием относительно страны, решая по пути проблемы изменившихся запросов и спешно закупая или арендуя новый автобусный парк, когда старые машины уже совсем неприлично выпускать на линию. Так вышло и в этот раз. Новгородские власти констатировали уменьшение пассажиропотока… и вдруг резко подняли стоимость проезда. При этом приговаривали, что, мол, это не 20 рублей надо платить, а все 29, тогда и транспорт будет прибыльным, и автобусный и троллейбусный парки будут без скрипа обновляться.

Повышение цены логично должно сопровождаться повышением качества. Если второе не следует из первого, по законам рынка губительно отталкивать недовольного клиента (а мы помним, что уровень пассажиропотока падает) ещё и ценой. Иначе мы рискуем получить вместо тысяч недовольных тысячи активных автомобилистов. А это чревато пробками, увеличением выхлопных газов, переполненными парковками и взрытыми газонами. То есть, всем тем, против чего, по идее, борются специалисты-транспортники из новгородской мэрии.

В этой борьбе видно желание сделать из случайного клиента постоянного. Эдакий обмен. Хочешь чаще ездить на автобусе? Покупай проездной на месяц. В этом случае клиент получает неограниченное число поездок. Кроме того, увеличивается его мобильность — ведь тогда он сможет не ждать «своего» автобуса, а доехать с пересадкой. Для предприятий общественного транспорта это выгодно ещё и оптимизацией маршрутов — не надо будет «гонять» «лишние» автобусы на непопулярных маршрутах, потому что эти маршруты станут ещё менее популярными. Правда, в этом случае случайный клиент может и не стать постоянным. Далеко не все ездят на автобусе так уж часто, и среди них есть владельцы личного авто, либо желающие стать таковыми. Фактически, сомневающихся буквально «сажают» за руль. Разве кому-нибудь хочется переплачивать за сомнительное удовольствие трястись в пыльном автобусе?

По мнению активистов движения «Горький город» из Нижнего Новгорода — тамошнего аналога новгородского урбанистического проекта «Новый город» — повышение стоимости проезда с 1 марта с 16 до 20 рублей необходимо лишь при пропорциональном повышении качества обслуживания. И активисты решили всеми законными способами добиваться от своей мэрии отчёта, на что будут потрачены средства, вырученные от роста тарифа.

Но можно ли было избежать теперь уже неизбежного? На наш дилетантский, но всё-таки не наивный взгляд, это возможно. Конкретные цифры пусть вычисляют бухгалтеры и экономисты, а мы же остановимся на принципиальных моментах и оценим пути выхода из ситуации.

Уменьшение издержек

Использование работы кондукторов в современном транспорте — неоправданная роскошь. Кондуктор есть в каждом автобусе, он получает за это зарплату. Фактически, часть денег он собирает для оплаты своих услуг. Система воспроизводит сама себя: приходится платить лишние рубли, чтобы они прошли мимо предприятия (а значит и мимо потенциальной модернизации и улучшения качества обслуживания) прямиком в карман к «мытнику». Вот что пишет об этом в своём блоге известный транспортный эксперт, советник мэра Самары Антон Буслов:

— Кондуктор — это ОЧЕНЬ дорогой способ сбора выручки. На то есть целый ряд причин — от воровства до уровня социальных выплат в рамках ФОТ в государственные фонды. Кроме того накладывается проблема с тем, что находить кондукторов на их не очень большую зарплату со временем оказывается все сложнее и сложнее. Поэтому единственно верная тактика — отказ от кондукторной системы сбора выручки, с введением контролеров. Для этого могут применяться разной капиталоемкости технические решения, но основное решение — организационное, само решение об отказе от кондукторов. И вот выбрав пару «инновационных» маршрутов на них можно эти решения отрабатывать.

В будущем это могло бы выглядеть следующим образом. Автобусы полностью лишены кондукторов. Их заменяют валидаторы (никаких турникетов!), работающие со специальными транспортными электронными проездными. Система контроля — это увеличенный штат контролеров и гарантия быть оштрафованным на крупную сумму, если ехать «зайцем» и попасться. Проще оплатить проезд, чем штраф.

Кроме кондукторов есть много способов снизить издержки. Не все они применимы к Великому Новгороду. Скажем, если совет использовать в диспетчерской работе актуальные технические инструменты и молодые умы однозначно применим, то предложение запустить скоростной общественный транспорт для Великого Новгорода пока кажется диковинным. Для такого транспорта необходимо создание собственной инфраструктуры — от выделенных полос на дорогах, до современных посадочных станций вместо устаревших остановок, которые мы видим каждый день.

Ещё один простой, хотя и денежный, способ уменьшить издержки — это банально пустить на линию современные автобусы и троллейбусы на обновленных контактных линиях, которые будут меньше ломаться, меньше тратить топливо, быстрее ездить. Люди смогут быстрее заходить и выходить, ведь комфортный современный автобус — это низкопольный автобус, избавленный от лишних поручней посередине входа.

Чтобы избежать повышения цены за проезд, необходимо снизить издержки

Финансовый вопрос

Одним из важных решений нового мэра города Петрозаводска Галины Ширшиной, сенсационно победившей на выборах прошлой осенью, стало радикальное снижение стоимости одной поездки на местном общественном транспорте с 17 до 10 рублей. Вряд ли этому решению предшествовали серьезные исследования, но основной посыл ясен: общественный транспорт как одна из важнейших частей социальной инфраструктуры остаётся дотационной отраслью городской экономики, как это бывает во многих городах мира. Это значит, что на нём никто не должен пытаться заработать, как не пытаются заработать на детских садах, школах, государственных поликлиниках или полиции. Ведь никому не придёт в голову специально платить полицейскому, чтобы он защищал. Это забота государства.

Такой наглый «демпинг» городского транспорта вынудил тамошних маршрутчиков также скинуть цены до 15 рублей.

В Великом Новгороде пока наблюдается обратная ситуация. Здесь транспортники и представители власти при каждом повышении цены приводят цифры, которые показывают, сколько надо платить, чтобы автобусы приносили прибыль. Как правило, действительное повышение цены на несколько рублей не дотягивает до желаемого.

Но давайте будем до конца честными. В некоторых топовых городах, на которые многие любят ссылаться как на пример идеального общественного транспорта, этот самый транспорт — совсем недешёвое удовольствие не только для города, но и для пассажира. К примеру, в Москве, которая в последние пару лет стала стремительно перенимать самый передовой опыт создания комфортной городской среды, в 2013 году также состоялось резкое повышение цен на метро — с 28 сразу до 40 рублей. Многие политики решили заработать на этом политические очки и осудили «грабёж». Однако за повышение вступились урбанисты. Московский муниципальный депутат и директор общественной организации «Городские проекты» Максим Кац сравнил соотношение средних зарплат и цен на одну поездку в разных городах мира и пришел к выводу, что российские города находятся чуть ли не впереди планеты всей по этому показателю — ездить в нашей стране на автобусе пока можно много и часто:

— Цена на эти (одноразовые — прим. ред.) билеты именно за тем и повышается, чтобы их никто не покупал, кроме тех людей, кто на самом деле один раз в два месяца и ездит на метро. Люди, ездящие раз в два месяца, заплатят на 10 рублей больше, ничего страшного. Остальные, кто пользуется метро часто, купят себе «тройку» или билет на 10 поездок, а налогоплательщикам не нужно будет оплачивать им дорогие бланки (для одноразового проезда — прим. ред.), которые они выбросят и кучу кассиров, которые должны их обслуживать.

Проезд в автобусе остаётся сравнительно недорогим, но и качество обслуживания не на высоте

Что будет

Складывается впечатление, что Великий Новгород попытался пойти по пути Москвы и приучить горожан пользоваться многоразовым проездным. Но проблема в нашем случае ещё и в том, что проездные у нас продаются лишь на месяц или на две недели, тогда как логично было бы разработать свою «систему лояльности». Например, ввести удобные билеты «на час» (для пересадок) или на конечное число поездок и повысить только цену на обычный проездной талон. Главное — нащупать оптимальную для нашего города конфигурацию.

Ну и про рекламу не стоит забывать. Конечно, и лишний раз напоминать тоже нет смысла — поверхность городских автобусов испещрена рекламной расцветкой. Что мешает добавить рекламную площадь на талоны, а средства направить на компенсацию части себестоимости проезда?

Напоследок расскажем об утопии, превратившейся в реальность — для вдохновения и окончательного убеждения наших читателей в том, что нет ничего невозможного. Чуть больше года назад всё население Таллина получило право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Городские власти взвесили все «за» и «против», учли, что доходы покрывают не больше 40% расходов и решили эти расходы перенести на плечи муниципалитета. Средства, конечно же, требуются немалые, но власти и сами жители (вопрос решался на референдуме) пришли к выводу, что польза от уменьшения пробок и увеличения привлекательности городской среды для туристов и будущих жителей эстонской столицы — достойная таких трат награда. Это первый город в мире, сделавший проед для своих жителей полностью бесплатным. Даже мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг восхитился проделанной работой и заявил, что сам давно мечтает сделать общественный транспорт одинаково доступным для всех слоев населения.

Фото автора

Комментарии

Михаил Григорьев
11:30 09.03.2014

ходить пешком, это снижает цену за проезд на 20 рублей

Александр Когтев
11:30 09.03.2014

+ 20 руб. на экономии лекарств 🙂 = на 40 руб.

Михаил Григорьев
11:30 09.03.2014

Александр, Ну да, а если поездка не одна так и того больше! ))

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.