Правда ли, что вслед за удорожанием проездного, вскоре вырастет и стоимость одной поездки в общественном транспорте Великого Новгорода?
Очередной выпуск программы «Правда» на Новгородском телевидении был посвящен теме подорожания проездных билетов для поездок на общественном транспорте в Великом Новгороде. Последнее повышение стоимости проездных и разовой поездки произошло в прошлом году. И вот сентябрь 2015-го. Общий проездной вырос до 1 600 рублей. Цена разовой поездки осталась неизменной — 20 рублей. Не так давно Великий Новгород посетил один из ведущих российских специалистов в сфере транспорта, директор института транспортного планирования Михаил Якимов. Он отметил высокое качество общественного транспорта в нашем городе, но удивился дороговизне проезда.
Алексей Сабельский, председатель общественного совета при департаменте транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области:
У нас общественный транспорт пытаются сделать рентабельным. Это коммерческие предприятия, которые стараются получить прибыль. но это не правильный подход. Общественный транспорт – это стратегическая отрасль от которой зависит развитие города. Якимов как раз обратил внимание, что ценообразованием занимается сам перевозчик. Договариваются между собой и выносят какое-то решение в адрес департамента по транспорту. А он там уже решает. Перевозчики могут диктовать свои условия. Тут не правильная позиция властей, пассивная. Альтернативой может стать разработка методики расчета стоимости, на основе которой определяется цена билета. А перевозчики решают, работать по этой цене или не работать. Но тогда появляется опасность, что некоторые из них могут уйти с рынка. И тут на помощь может придти конкурсная система. Взять маршруты и поделить их на лоты – прибыльные и не прибыльные, но тем не менее нужные городу. Чтобы убыточные маршруты не исчезали, их объединяют с прибыльными в один лот и выносят на конкурс. А выиграть конкурс может компания даже из другого города, если она согласна с предложенными условиями. Появляется здоровая конкуренция».
Уточним, что стоимость разовой поездки устанавливается региональным комитетом по ценовой и тарифной политике исходя из определенных критериев. В нее входит себестоимость проезда и прибыль перевозчика. Встречаясь с упомянутым экспертом Якимовым, мэр Юрий Бобрышев назвал величину себестоимости — 14 рублей 30 копеек. Градоначальника поправил «Автобусный парк». В официальном пресс-релизе обозначено, что цифра соответствует 2013 году. В 2014-ом она планово составила уже 16 рублей 36 копеек. Кстати, получение оплаты за разовые поездки — наиболее выгодный вариант для финансовой деятельности перевозчиков.
Елена Михайлова, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Автобусный парк»
Разовый билет — это самый честный способ оплаты труда перевозчиков. С ним перевозчики не получали бы никаких проблем с выпадающими доходами. Они имели бы больше оборотных средств, живых денег. Эти средства они могли бы пускать в дело, на переоборудование, ремонт транспорта. И я думаю, что новгородцы вскоре оценили бы и чистоплотность при перечислении этих средств и качество самих перевозок. За счет живых денег можно многое сделать для улучшения качества оказания транспортных услуг населению».
А что же стоимость проездных? Тут свою роль начинают играть упомянутые «выпадающие доходы». Цена проездных рассчитывается исходя из стоимости разового проезда умноженной на определенное федеральными нормативами количество поездок. К примеру для общего билета — это 90 рублей. То есть максимально проездной в городе может стоить 1 800 рублей. Но местные власти могут компенсировать часть затрат перевозчиков, те самые выпадающие доходы, таким образом снизив стоимость проездного билета.
Елена Михайлова, начальник отдела по связям с общественностью ОАО «Автобусный парк»:
«Согласно местным законам, решение об изменении цены проезда принимают перевозчики. Для этого несколько компаний собираются и вырабатывают письменный документ – соглашение. В нем указывается желаемая цена разового проезда и проездных билетов. Затем это соглашение передается властям города и области. Власти смотрят и говорят – цена великовата, мы хотели бы льготным категориям снизить плату за проездные билеты и для этого мы соглашаемся из бюджета компенсировать перевозчикам выпадающие доходы. Если такое решение принято, значит проездные будут дешевле, чем можно было бы ожидать».
При установлении стоимости проездного в конце прошлого года такая договоренность между городом и перевозчиками была достигнута. Но, как выяснилось, соглашение осталось таковым только на бумаге. И перевозчики использовали свое право поднять стоимость проездных. При этом цена разовой поездки не изменилась.
Владимир Петров, руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области:
В конце прошлого года перевозчики также поднимали тариф на проездной билет. Хочется отметить, что это полномочия именно перевозчиков. Тариф устанавливает комитет по ценовой и тарифной политике области. Он конкретно рассчитывает, сколько стоит одна поездка. Что касается проездных билетов, то их стоимость определяют сами перевозчики. Но они, конечно же, согласовывают это с местными властями, в том числе с городскими. И в прошлом году, в декабре, они повысили стоимость общего проездного до 1 500 рублей и проездных для льготных категорий граждан. Нами успешно были проведены переговоры между администрацией города и перевозчиками. Родилось соглашение, в котором городские власти обещали рассмотреть вопрос о компенсации выпадающих доходов в случае снижения стоимости проездного билета. В итоге она уменьшилась до 1350 рублей. Я зачитаю один пункт соглашения: администрация Великого Новгорода обязуется в срок до 31 декабря 2014 года принять нормативно-правовой акт, определяющий порядок возмещения перевозчикам недополученных доходов, возникающих вследствие разницы между стоимостью проездных билетов на городских маршрутах регулируемых перевозок с посадкой и высадкой только в установленных пунктах для реализации населению и стоимости проездных билетов на городских маршрутах, установленной перевозчиками с 1 декабря 2014 года. Этот пункт не был выполнен. После долгих, безуспешных переговоров перевозчиков с администрацией города общая позиция выработана не была. Поэтому перевозчики приняли консолидированное решение, а мы им не имеем право запретить этого делать, повысить стоимость проездных до 1 600 рублей. Цена разового проезда, которую мы регулируем, не повышается».
Так правда ли, что вслед за удорожанием проездного, вскоре вырастет и стоимость одной поездки в общественном транспорте Великого Новгорода?
Нет, это не правда.
Видео