В рубрике «Новгородика» Андрей Никитин рассказал о любимце двух императоров — полководце Иване Дибиче

В рубрике «Новгородика» Андрей Никитин рассказал о любимце двух императоров — полководце Иване Дибиче

Губернатор Новгородской области Андрей Никитин продолжает знакомить подписчиков с историческими деятелями, изображёнными на памятнике «Тысячелетие России».

На этот раз он рассказал о герое наполеоновских войн, любимце двух императоров, главнокомандующем победоносным забалканским походом, последнем из четырёх полных кавалеров ордена Святого Георгия Иване Ивановиче Дибиче:

«Урождённый Ганс Карл фон Дибич происходил из лужицких сербов. Его отец служил адъютантом при Фридрихе II, но позже перешёл на службу в русскую армию.  

Юный Дибич был определён прапорщиком в лейб-гвардейский Семёновский полк в возрасте 16 лет. Первый подвиг он совершил в сражении при Аустерлице. Получив ранение в правую руку, не покинул поля боя и продолжил участие в битве, за что был награждён золотой шпагой «За храбрость».

Своего первого «Георгия» он получил за проявленную смекалку и способность прогнозировать в битве при Гейльсберге. Увидев, как собирался строй французов, он предугадал, на каком участке будут сосредоточены максимальные силы противника, и предложил своему начальству переместить артиллерию с прицелом на это направление. Расчёт оказался верным, и этот эпизод решил исход битвы.  

После подписания Тильзитского мира Дибич служил при генеральном штабе. Несмотря на то, что он считался штабным работником, во время Отечественной войны 1812 года Иван Иванович воевал на поле боя и получил второй орден Святого Георгия. В числе немногих поддержал Барклая-де-Толли в его плане идти на Париж.  

Ещё до восстания декабристов Дибич был назначен начальником генерального штаба. К нему стекалась вся информация о работе тайных политических организаций. Иван Иванович был убеждённым монархистом и заговорщиков терпеть не мог. По его приказу ещё накануне восстания начались первые аресты. Он был в числе первых, присягнувших на верность новому императору Николаю I, чем снискал его полное доверие.

Русско-турецкая война 1828-1829 годов вознесла Ивана Дибича на вершину полководческой славы. Во время этой войны он получил почётное прозвище Забалканский. Благодаря успешному блефу относительно численности русской армии Дибич добился подписания Андрианопольского мира. Турками были признаны все русские завоевания на Кавказе, передана огромная часть черноморского побережья от Анапы до грузинского Поти. Согласно мирному договору все российские подданные могли вести беспошлинную торговлю на территории Турции, кроме того русские были неподсудны турецким властям. Российские суда получили беспрепятственный проход через Босфор и Дарданеллы, при этом у России появилось право закрывать проливы для любой третьей страны.  

Неудача в подавлении польского восстания в 1830 году омрачила славу полководца и вызвала споры у современников о его военном таланте, но всё же его фигура была помещена среди других героев на памятнике «Тысячелетие России».

Напомним, ранее Андрей Никитин рассказал в традиционной рубрике «Новгородика» о поэте и первом министре юстиции России Гаврииле Романовиче Державине.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.