«От гривны до гривенника»: новгородские торговцы и храмы

Новгородская группа Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии Наук и «53 новости» продолжают цикл публикаций о том, как складывалась и работала экономика Новгорода: от древности до современности. Мир, наполненный живыми идеями, конкуренцией и тягой к преобразованию — вот о чем наш новый проект «От гривны до гривенника». Говоря коротко: история денег — это история людей.

Авторы:

кандидат исторических и экономических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцент НовГУ Ярослав Васильев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин.

На Торговой стороне Великого Новгорода сохранилось более 20 храмов, и семь из них находятся на Ярославовом дворище. Такое скопление их на Торгу закономерно, ведь купцы были крайне заинтересованы в наличии под рукой каменных церквей, а потому активно вкладывались в их постройку. 

«От гривны до гривенника»: новгородские торговцы и храмы

Церковь Параскевы Пятницы на Торгу.

Все церкви на Ярославовом дворище, кроме двух (Николо-Дворищенский собор и Церковь Великомученика Георгия на Торгу) построены купцами. Отличить княжеские церкви от купеческих просто: они всегда одноэтажные, есть хоры, балкон, на котором стоят певчие и на котором присутствует княжеская семья со знатью и с архиепископом. Сделано это для того, чтобы не смешиваться внизу с остальными прихожанами.

При этом многие купеческие церкви — на Торгу все такие — имели два-три этажа. Большая церковь Жен-Мироносиц вообще была четырехэтажной. Сейчас перекрытие между третьим и четвертыми этажами снято, и там находится областной Детский культурный центр. Раньше люди часто были невысокими, всего 150-160 сантиметров. Наших современников старая высота этажа уже не вмещает. Впрочем, огромные церкви Жен-Мироносиц и Ивана на Опоках уступают в объеме только Софийскому собору, и их построить могли, конечно, только купцы.

«От гривны до гривенника»: новгородские торговцы и храмы

Церковь Андрея Стратилата.

Из известных богатых купцов Новгорода можно назвать Садко. Это личность в первую очередь историческая, а уже потом былинная. Звали его Сотко Сытиныч, и был он настолько богат, что стал заказчиком постройки огромного храма Бориса и Глеба. К сожалению, сейчас храм разобран из-за ветхости, а на фундаменте одной винтовой башни находится небольшая церковь-однодневка (обыденная, построенная за один день («об един день») Андрея Стратилата за зданием Присутственных мест. А ведь по плану купца Сотко церковь Бориса и Глеба была очень большая, и она немного лишь уступала Софийскому собору.

«От гривны до гривенника»: новгородские торговцы и храмы

Церковь Ивана на Опоках.

Церковь Ивана на Опоках – гильдейская церковь купцов-вощанников (торговцы воском и медом), чей уровень богатства наглядно показывал немалый вступительный взнос. Купцы объединялись в гильдии (корпорации) и, чтобы туда попасть, необходимо было заплатить Иваньскую сто (сотню), названую так по имени церкви Ивана на Опоках. Она равнялась примерно 80 гривен. Это практически целая телега серебра. Не у всякого князя были такие деньги.

Гильдия вощанников — единственная корпорация, которая имела право торговать с зарубежными партнерами, прежде всего с Ганзой, минуя Вече. Естественно, эти купцы участвовали и в управлении городом. А церковь Ивана на Опоках, построенная ими, была огромная, трехэтажная.

«От гривны до гривенника»: новгородские торговцы и храмы

Церковь Жён-Мироносиц.

Были купцы и побогаче. Четырехэтажную церковь Жен мироносиц построили на средства всего одной купеческой фамилии – Сырковых, которые были переселены сюда Иваном III после присоединения Новгорода к Москве в XV веке. Практически за век до разгрома Новгорода Иваном Грозным и уничтожения купеческой семьи опричниками, капиталы Сырковых были настолько огромными, что они могли позволить себе построить громадный храм.

Размер церквей зависел от капиталов и, соответственно, влияния. Однако строились храмы и церкви из практических соображений: первый этаж обычно занимал склад товаров, иногда там был «офис», где хранились торговые документы, меры веса и длины. Как правило, и двери на первых этажах были такими, чтобы телега могла проехать. На втором этаже был храм покровителя гильдии. Но иногда, если это были большие церкви, то «офис» мог находиться не в складском помещении, а этажом выше. Иногда под церковь отдавались сразу два этажа, тогда она посвящалась двум святым.

«От гривны до гривенника»: новгородские торговцы и храмы

В общем, постройка каменного здания — это очень дорогое удовольствие. В Новгороде нет княжеских палат из камня. Даже княжеский двор Ивана Грозного, находившийся в районе башни Кукуй, был деревянный. Но вот церкви строили не только из дерева, но и из камня. Делалось это для того, чтобы в результате пожаров церкви все же не пострадали. Это ведь были не только помещения для икон, священных книг, но и склад для товаров. Поэтому купцам было выгодно иметь хорошие каменные стены и хорошую крышу для того, чтобы товары не портились. 

Текст: кандидат исторических и экономических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцент НовГУ Ярослав Васильев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин.

Фото: Алексей Павлуцких.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.