Премьера в театре «Малый» по закону джунглей
В моём детстве книжка про Рикки-Тикки-Тави была столь же любима, как и о приключениях Маугли. Это безусловная детская классика, в которой есть кобры Наг и Нагайна, симпатичный мангуст и победа над абсолютным злом. Для театра история Рикки-Тикки-Тави – дань классической детской литературе. В Новгородском театре для детей и молодёжи «Малый» первая премьера сезона для маленьких зрителей получилась солнечной, красочной и заразительной своей наивностью и героикой.
Cпектакль «Великая война Рикки-Тикки-Тави» — это не только погружение в мультивселенную Редьярда Киплинга, которая знакома юным театралам по книгам и мультфильмам – это попытка узнать, откуда берётся смелость, если вокруг совсем страшно. Постановка режиссёра Надежды Алексеевой честно и открыто говорит с маленькими зрителями о том, что героями не рождаются, а становятся в борьбе со своим страхом.
Рикки-Тикки-Тави готов к подвигам, но ещё слишком мал. И потому рассказать о герое берётся невольная свидетельница – пожилая крыса Чучундра. Пожилая она не в силу возраста, а в силу опыта: её роль исполняет актриса Юлия Степанова, создавая комичный и обаятельный образ суетливой дамы. Она носит сумочку в индийском стиле и авоську, щеголяет в объёмном расшитом комбинезоне и всегда готова помочь словом (но не делом). Она мечтает выйти на середину, но никогда не бывает в центре повествования. Потому что джунглям нужен новый герой.
Таким героем и становится Рикки-Тикки-Тави, дерзкий подросток в разноцветной куртке, с хвостом-щёткой и бойцовскими повадками. В образе Рикки-Тикки актриса Кристина Машевская воплотила самые яркие качества – её мангуст неопытен, но честен, боится, но действует и заражает верой в свои подвиги всех остальных. Он готов к прыжку и действию, готов спасти людей, даже если они пришельцы в этих бескрайних джунглях. Его грим – боевая раскраска, он готов к паркуру в своих битвах и трепещет от важности собственной миссии. Но, конечно, это ребёнок перед лицом взрослых – взрослые в этом мире семейство кобр.
Андрей Данилов в роли змея Нага – обаятельный злодей, который царит в мире джунглей в компании Нагайны (Марина Вихрова), ему нет равных в юморе и драматическом накале, он увлечён своим величием и силой. Их капюшоны – чёрные зонты, их облик королевский: сочетание чёрного и белого, серебряного и траурного (и убийство шпионское: укол зонтиком!). И как ни странно, маленькая публика с удовольствием наблюдает за этой парой, выказывая им симпатию – потому, что оба героя получились чрезвычайно комичными. Даже как-то жалко, что они должны погибнуть — побеждённые, они уходят в дебри джунглей, становясь их живой частью.
На сцене действительно царят джунгли – разноцветные лианы заполняют всё пространство и экран, который похож на раскрытую книгу (видеодизайн Анастасии Алексеевой и художник-оформитель Оксана Немолочнова). Именно на этих видеостраницах будут появляться цитаты из сказки Киплинга и теневой театр. Мир английской семьи, которая поселилась в Индии, здесь представлен выразительными фигурами на тенях, которые пьют чай, стреляют из ружей и встречаются за ланчем – и как будто это отсылка к знаменитой заставки передачи «В мире животных». Только в далёком прошлом на такой заставке мы видели танцующих страусов и журавлей, а тут в обратном зеркале животные видят людей, которые заняты своими делами, эдакое «В мире людей». Заходя за экран, мангуст превращается на тени в очаровательного живого зверька-куклу, который вьется вокруг мальчика Томми и его мамы. Рассказывая о потопе, который поглотил семью мангуста, на экране лианы превращаются в волны реки, а индийский сад становится детским рисунком с пальмами.
Самые «индийские герои», практически вышедшие с киноэкрана Болливуда, это семейство птиц, которые берутся помогать в войне с кобрами: их разноцветные костюмы и украшения — звонкая, пышная дань индийскому кинематографу, их жестовые разговоры и позы – отличная ироничная отсылка к персонажам кино. Актёр Алексей Тимофеев – самовлюблённый певец и отец семейства, сочиняющий гимны новому герою, он всегда появляется в момент песни и несёт радость. Елена Федотова в образе птицы, которая отвлекает змей, его верная подруга и очень красивая индийская «птица сирин» с летящими жестами.
В этой солнечной компании мангуст Рикки-Тикки-Тави закончит свою битву – с песнями и танцами, как это принято в индийском разноцветном фильме, и только не забудет, что за всеми его подвигами маячила тень рассказчицы Чучундры. Маленькие зрители на час влюбляются в колоритный мир джунглей и хочется верить, что после спектакля обязательно потребуют прочитать на ночь Киплинга.
Текст: Ирина Миллер.
Фото: Марина Воробьёва.