«Поезд Победы» перенес жителей Старой Руссы во времени на три четверти века
Старая Русса — начало маршрута уникального железнодорожного состава «Поезд Победы» — передвижного музея, созданного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Проект, созданный творческой мастерской «Невский баталист» совместно с медиагруппой «Красный квадрат», при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, РЖД и «Волонтеров Победы» потрясает и информационным контентом, и фондовым наполнением, и мультимедийными возможностями, и художественным решением.
К работе по наполнению содержательной части экспозиции «Поезда Победы», который начал свою просветительскую работу на вокзале Старой Руссы, Минобрнауки России привлек экспертов в рамках мероприятий «Года памяти и Славы». По крупицам собраны в главных исторических архивах страны уникальные фото- и видеоматериалы, разработано информационное наполнение интерактивных панелей.
«Российские железные дороги» сформировали специальный состав из восьми тематических и четырех технических вагонов. Сопровождает поезд-музей на всем пути следования опытная бригада. А следовать после первой трехдневной остановки в Старой Руссе передвижной выставочно-лекционный комплекс будет до конца июля далее по маршруту Гатчина — Кингисепп — Волхов — Тихвин — Череповец.
Группа художников из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко – авторы идеи и создатели экспозиции «Поезда Победы». Команда провела грандиозную работу по созданию реалистичных скульптур по уникальной технологии. Мастера использовали оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930-40-х годов для создания униформы и гражданского костюма.
Не обошлось и без высококачественных музейных реплик из аутентичных материалов. Медиагруппа «Красный квадрат» разработала специальную IT-систему для управления оборудованием и контентом в поезде.
Уже первый день работы на старорусском железнодорожном вокзале 10 июля интерактивной художественной выставки, размещенной в движущемся поезде, вызвал шквал эмоций и впечатлений у посетителей. В каждом из вагонов — уникальная история, в которой переплетаются исторические факты, драматические события военных лет, судьбы людей с охватом предвоенных лет, Великой Отечественной и Победы.
При входе в, так называемый, нулевой вагон посетители несколько удивлены: перед ними появляется… Дмитрий Харатьян. Голографический инструктор с огромного планшета знакомит с авторами и идеей проекта, а также представляет девушку Лиду, чей голос звучит из аудиогида во всех экспозиционных вагонах.
Лидия — с одной стороны, собирательный образ юной советской девушки. С другой стороны, имеет и конкретный прототип — Елену Чухнюк, машиниста паровозной колонны, водившую поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта.
В первом пассажирском вагоне посетитель попадает в довоенное время: инженеры, пионеры, летчики, а за окном — мирная жизнь. И ничто не предвещает беды…
А дальше — резкий переход от мира к войне – контраст между интерьером жилой комнаты тихим утром 22 июня 1941 года и армадой немецких бомбардировщиков за окном. Через мгновение посетители попадают в ДОТ, а следом — к Брестской крепости, символу стойкости и мужества советского человека с первых минут Великой Отечественной войны.
Еще переход — в вагоне едут на фронт совсем юные мальчишки, на лицах которых застыл страх перед неизвестностью и надвигающейся бедой. В руках у них смертные медальоны. Ближе к выходу — настоящий окоп, где каждым нервом ощущаешь, какого это — находиться под обстрелом.
Одна из самых эмоционально сложных точек маршрута — концлагерь. Даже проводницы, живущие в поезде, боятся ночью проходить через этот вагон: настолько сильными получились образы узников. Невероятны по силе воздействия и сцены пыток пленных, и скульптурные группы изможденных голодом и истязаниями людей.
Главная цель следующего, санитарного, вагона — напомнить о труде и подвиге медиков на фронте и в тылу. Тут же посетители узнают о научных разработках советского народа, которые помогли победить врага. Аудиогид Лида напоминает имена ученых и связанные с ними достижения: изобретение первого отечественного пенициллина, размагничивание кораблей, развитие металлургии, новая концепция поиска нефти, изобретение технологии легкого сплава для военной техники, система засекречивания телефонных линий, фундаментальный вклад в основу современного естествознания.
В банно-прачечном вагоне, среди душевых кабин, сушилок, ковшей и ушатов посетители сталкиваются лицом к лицу с вражескими солдатами: сюда привели пленных немцев, и среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс, взятый в плен под Сталинградом.
А из бани — в теплушку! Но… невеселая это история — о составе, идущем к Ленинграду по железнодорожной ветке Поляны — Шлиссельбург, по «дороге смерти». Одна часть вагона занята пассажирами, другая — грузом, среди которого… кошки. Их, как рассказывает Лида, завозили в Ленинград для борьбы с крысами, во время блокады, да и после нее. Но и кошек тоже ели. Голод вынуждал. Их мяуканье в клетках пробирает до дрожи. А первое состояние умиления, после прослушивания аудиогида, сменяется оторопью…
За следующим тамбуром — штаб Константина Рокоссовского со знаменитым столом, за которым полководец обсуждал план операции «Багратион». А Лида с восхищением рассказывает, как советский народ любил маршала, особенно девушки, даже не знакомые с ним лично. Тут же она передает тайну находящихся здесь мокроступов.
В последнем экспозиционном вагоне, посвященном Победе и триумфальному возвращению советских солдат, любой ощутит то двоякое чувство, что выражают лица персонажей: радость Победы и скорбь о потерях.
Завершается экскурсия по передвижному выставочно-лекционному комплексу в пустом вагоне, где можно присесть, осознать увиденное, задать вопросы подготовленным «Волонтерам Победы», написать отзыв.
Судя по заинтересованности рушан и их активности уже к завершению первого дня выставки, отзывы передаются быстрее ветра, посетители разных возрастов потрясены.
— Я понимала, что попаду в музей, но потрясена тем, что увидела: как будто ты попал в те годы и прикоснулся к тем переживаниям и страданиям, которые испытали люди, — делится впечатлением об увиденном председатель городской Думы Старой Руссы Нина Боякова, одна из первых посетителей «Поезда Победы». — Дойдя до середины поезда я поняла: надо, чтобы больше молодых побывало здесь. Это замечательный проект, направленный на патриотическое воспитание молодежи.
Фото автора.