Плач Медеи. Театр «Малый» обратился к древнему мифу

Плач Медеи. Театр «Малый» обратился к древнему мифу

Новгородский театр «Малый» начал новый сезон с обращения к древнему мифу о Медее, который и в наши дни звучит актуально и смело.

Режиссер Надежда Алексеева придумала, как показать греческую трагедию в условиях, максимально приближенных к реальности. «Медея» — очень частная история одной семьи и одной женщины, которая оказывается предана мужем и заброшена в другую страну. Она готова к мести, чтобы доказать право на существование рядом с мужчиной.

Спустя две тысячи лет слова Еврипида о роли женщины звучат как манифест феминизма. Медея оказывается сильнее Ясона в своей ярости, но только ответственность за конфликт здесь несут оба героя.

Место действия может показаться странным – рифленый забор скрывает часть сцены, золотые цветы в вазонах выглядят мертвыми и высушенными засухой. Это часть границы, которая уже отделяет Медею от нового места, где будет счастлив без нее Ясон, сторожевой пост Коринфа, где есть проход для Ясона, который хочет выбрать новую жену. Но где Медея просто беженка перед длинным зеркальным забором.

Плач Медеи. Театр «Малый» обратился к древнему мифу

Руины греческого театра и колонн все время будут рефреном над головами героев – видеолента спектакля сначала будет отражать место действия, ту самую Грецию, где происходит встреча Медеи и Ясона. А потом сгустится до медиаэкранов, на которых будут транслировать страшные новости об убийстве, принесенные вестником.

Мы, зрители, почти не замечаем этих экранов, но они все время довлеют над героями. Вообще, чувство рока одно из самых сильных ощущений в спектакле. Зрителю здесь отводится роль наблюдающего божества, потому что мы все знаем финал истории. Ссорящиеся супруги, дети – жертвы в этой истории, война одной семьи, которая погубит всех.

В спектакле показаны сразу два возраста Медеи и два ее состояния. Медея молодая, которую играет Марина Вихрова, еще надеется, что чувства можно вернуть, она для Ясона и возлюбленная, и мать его детей, и соучастница, которая все время напоминает о преступлениях. Именно она помогла Ясону получить золотое руно, но в глазах соплеменников она помогла чужеземцу, убила брата, покинула родину ради своих чувств.

Плач Медеи. Театр "Малый" обратился к древнему мифу

Медея в исполнении Марины Вихровой полна энергии и нерва, она порывистая и все время готова к новому бегству, к открытию новых стран. На ней высокие ботинки, она одета в шорты, незаметную кофту, все это — скрывающее тело, неброское, скорее, мальчишеское и способное спрятать в темноте или сумерках. В ее темпе пульсирует жесткий ритм группы Muse, он подгоняет и делает жесткими ее речи. И потому все время кажется, что перед нами история двух беженцев, которые устали от вечной спешки и преследования. Их чувства попросту выгорели в бесконечных битвах. Ясон (актер Алексей Коршунов) уже лишен блеска героического прошлого, он бесконечно устал и хочет мира, новой семьи без лишних эмоций и оставить Медею, эту руину своего прошлого. В спектакле есть пронзительный монолог, когда Ясон вспоминает, как пылали его чувства к Медее и как он сгорел в этом костре.

Плач Медеи. Театр «Малый» обратился к древнему мифу

Медею и Ясона в зрелом возрасте играют актриса Любовь Злобина и актер Олег Зверев, которые почти сошли с божественных театральных небес. Они герои мифа, и оба доходят до высот античной трагедии, когда каждое слово ловишь, чувствуя за ним тысячелетний пафос.

Пафос — не потому что громко, а потому что сильные чувства делают их соучастниками трагедии. Ясон в исполнении Олега Зверева — величественный и мудрый правитель, который сделал свой выбор, любящий своих сыновей, но как политик отвергающий страсть Медеи.

А Медея в исполнении Любови Злобиной – та, которая решается на преступление и убивает детей, чтобы расстроить будущий брак уже нелюбимого мужа. Это античная героиня со звенящим страстным голосом, с бесконечными достоинством принимающая удар судьбы. Она одета в белое — пока еще вершится и строится план, ее одежды сохраняют неприкосновенность и чистоту, ее страсть способна растопить самое жестокое сердце. Но когда Медея остается одна, в ее голосе звенит только месть.

Плач Медеи. Театр «Малый» обратился к древнему мифу

А в финале белоснежные одежды будут окроплены кровавыми каплями. Медея разрушает себя, чтобы показать Ясону силу своей любви или то, как в ненависть превращается любовная лихорадка, как страсть перерождается в месть. Потрясенные, они оба — и Медея, и Ясон — занимают свое место в пантеоне мифологических героев. Морали не будет, когда умирает любовь. Медея не заплачет.

Текст: Ольга Дурнина

Фото: Марина Воробьева

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.