Петербургские врачи рассказали о спасении валдайского школьника, смертельно раненного гарпуном

Петербургские врачи рассказали о спасении валдайского школьника, смертельно раненного гарпуном

Этим летом «53 новости» сообщали о трагическом случае в Валдайском районе.

18 июня компания сверстников отмечала на базе отдыха окончание девятого класса. В какой-то момент выпускники решили заняться подводной охотой. Заряжая ружье, один из подростков нечаянно выстрелил в 16-летнего Илью.

Гарпун попал мальчику в живот и повредил подвздошную артерию. Ранение было смертельным. О том, как удалось спасти юношу, сегодня рассказали в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете (СПбГПМУ). Статья об этом размещена на сайте вуза.

Петербургские врачи рассказали о спасении валдайского школьника, смертельно раненного гарпуном

Рассказывает доцент кафедры хирургических болезней детского возраста Педиатрического университета, главный детский хирург Ленинградской области Андрей Иванов:

«Ранение, само по себе, смертельное. Если бы началось кровотечение в свободную брюшную полость, то из-за массивной кровопотери  ребёнок бы погиб менее чем за час. Но в данном случае произошло кровотечение в забрюшинное пространство – замкнутую полость. Сформировалась огромная гематома, которая тампонировала повреждённую артерию».

Первыми на помощь пострадавшему пришли специалисты Валдайского филиала Северо-Западного окружного научно-клинического центра имени Соколова (ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л.Г.Соколова ФМБА России»).

Петербургские врачи рассказали о спасении валдайского школьника, смертельно раненного гарпуном

«Нам позвонили с турбазы, сообщили о несчастном случае. Понять, что именно произошло, было трудно. На место происшествия выехала скорая помощь, фельдшер сообщила, что везёт человека, раненного гарпуном. Я собрал бригаду, и мы встретили пациента. Мальчика сразу забрали  в операционную», — вспоминает хирург Павел Главнов.

Врачи действовали в рамках хирургической тактики «контроля повреждений» (Damage Control). Обнаружив гематому, они выполнили тампонаду брюшной полости. Это позволило стабилизировать состояние пациента и транспортировать его в Санкт-Петербург вертолётом Национальной Службы Санитарной Авиации. 19 июня Илью доставили в клинику Педиатрического университета.

Андрей Иванов подчеркивает: хирург из Валдая поступил грамотно. Его действия помогли спасти ребёнку жизнь.

Первостепенной задачей было найти источник кровотечения. Нарушение кровоснабжения левой ноги указывало на то, что у мальчика повреждена левая общая подвздошная артерия или наружная подвздошная артерия. Выполнив диагностическую ангиографию (рентгеновское исследованием кровеносных сосудов), врачи обнаружили зону повреждения.

Петербургские врачи рассказали о спасении валдайского школьника, смертельно раненного гарпуном

Рассказывает заведующий отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения Педиатрического университета Михаил Комиссаров:

«Мы увидели пульсирующую аневризму на наружной подвздошной артерии. Есть хирургический способ решения этой проблемы, когда поврежденный фрагмент артерии заменяют фрагментом вены ребёнка. Это сложное многочасовое микрохирургическое вмешательство. Второй вариант – более щадящий: имплантировать стент-графт – металлический каркас, покрытый специальным герметичным полимером».

Учитывая тяжёлое состояние пациента, обусловленное  геморрагическим шоком и нарушением свёртывающей системы крови, врачи приняли решение выполнить эндоваскулярное вмешательство. Установка стент-графта позволила закрыть дефект в стенке артерии и восстановить кровоток. Затем хирурги удалили тампоны из брюшной полости ребёнка и провели ревизию внутренних органов.

Петербургские врачи рассказали о спасении валдайского школьника, смертельно раненного гарпуном

Послеоперационный период протекал с осложнениями: у подростка развился перитонит и сепсис. Стало понятно, что какой-то участок повреждения не обнаружили. В ходе повторной операции врачи смогли найти отверстие около 5 миллиметров в диаметре в самом начале тонкой кишки. Пришлось выполнить энтеростомию: вывести часть кишечника наружу.

В реанимации Илья провёл полтора месяца. Ему потребовалось ещё несколько сложных диагностических процедур и  хирургических вмешательств. Из-за энтеростомы мальчик терял электролиты и питательные вещества, что осложняло его состояние. Кроме того, врачам пришлось бороться с массивным воспалительным процессом в забрюшинном пространстве.

Как только состояние пациента стабилизировалось, медики закрыли энтеростому. Начался процесс заживления тканей.

«То, что этого ребёнка удалось спасти – результат командной работы профессионалов высочайшего уровня: анестезиологов-реаниматологов, хирургов, других специалистов. Из этой цепочки нельзя исключить ни одно из звеньев», – подчеркнул главный детский хирург.

Сегодня Илья чувствует себя хорошо. Вместе с мамой он вернулся домой – к отцу и младшим братьям.

Мама мальчика Инна:

«Я была с сыном все это время, меня пускали к нему каждый день. Очень тревожилась за него: он некоторое время был на ИВЛ, состояние то улучшалось, то снова ухудшалось. Было страшно. Мы безмерно благодарны врачам, которые боролись за нашего ребёнка.

По её словам, мальчик постепенно восстанавливается, отходит от шока и уже задумывается о будущем.

«Илья хорошо учится, серьезно увлекается монтажом.  Он хотел в этом году поступить в колледж при Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения, но несчастный случай нарушил все планы… Что-нибудь придумаем, главное, сын жив, и всё самое страшное позади», — говорит мама.

Желаем Илье скорейшего выздоровления!

Источник: сайт https://gpmu.org/

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.