«От гривны до гривенника»: Железная дорога и банки Новгородской земли

Новгородская группа Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии Наук и «53 новости» продолжают цикл публикаций о том, как складывалась и работала экономика Новгорода: от древности до современности. Мир, наполненный живыми идеями, конкуренцией и тягой к преобразованию — вот о чем наш проект «От гривны до гривенника». Говоря коротко: история денег — это история людей.

Авторы:

кандидат исторических и экономических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцент НовГУ Ярослав Васильев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского
Института истории РАН Дмитрий Асташкин.

Раньше большинство грузов возилось по водной системе. Вышневолоцкий путь – водная система по каналам реки Волхов проходила через Новгород. Возили в основном рыбу, дрова, строительные материалы: прежде всего это лес и новгородское сено, которое шло на корм петербургским и московским лошадям. А вот Николаевская железная дорога через Новгород не проходила.

Существует множество легенд почему: либо местные власти и купцы испугались, что железный конь будет топтать новгородскую землю, либо конкуренты местных купцов, в первую очередь столичные, подговорили царя дорогу через Новгород не проводить. На самом же деле при постройке руководствовались чисто экономическими соображениями. Построенная дорога прямая, ну или почти прямая. Для того, чтобы она проходила через Новгород, нужно было бы делать ее «углом», а это на 10% дороже. Страна в тот момент не была особо богатой, а потому решила сэкономить, и, таким образом, отобрала у новгородских купцов приоритеты перевозки грузов. В 70-е года XIX века, конечно, железная дорога была построена (от Чудово до Новгорода, затем протянута до Шимска и Старой Руссы), но она была узкоколейной, и поезда не могли сойти с ширококолейной дороги (Петербург — Москва). Приходилось нанимать рабочих, чтобы разгружать и загружать вагоны, а это делало товар дороже. Поэтому, конечно, для Новгорода строительство железной дороги не было положительным изменением, хоть ситуацию несколько и спасла узкоколейная дорога.

«От гривны до гривенника»: Железная дорога и банки Новгородской земли

Новгородский городской банк.

Получается так, что государственный банк образован для развития промышленности, торговли и сельского хозяйства, однако если нет промышленности, то и кредитовать некого, поэтому до появления фабрик банк и не открывали. Да, 90-е годы XIX века — это развитие промышленности, в эти годы произошел настоящий бум предприятий и финансовых организаций. Все заводы и фабрики находились в сельской местности, так как там дешевле и строительство, и рабочая сила. Крупные компании до сих пор на слуху: Боровичские огнеупоры («Вахтер и Ко»), Кузнецовские заводы (фарфоровые и стекольные), чудовский спичечный завод (занимал первое-второе место по популярности и количеству проданного товара), лесопильные и кирпичные заводы – все они появились в 1890-е годы.

Следом за ними, 1 (13 по новому стилю) ноября 1895 года, в Новгороде появилось отделение государственного банка по кредитованию. С января 1905 года Новгородское отделение арендовало двухэтажный дом на улице Славной, построенный купцом второй гильдии Петром Ширяевым, в 1912 году это здание перешло в собственность отделения.

«От гривны до гривенника»: Железная дорога и банки Новгородской земли

А сейчас там находится Отделение по Новгородской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации.

Второе отделение государственного банка по кредитованию появилось в новгородском Череповце, на котором благоприятно сказалась постройка железной дороги Петербург – Москва. Как только она была построена, город сразу расцвел. В отдельные годы население увеличилось на 25%, потому что стало удобнее торговать и возить грузы в Петербург, строились склады, появлялись рабочие места и приезжие рабочие.

В других городах Новгородской губернии отделений государственного банка не было, так как там не было активной экономической жизни. Например, в Старой Руссе жители просили об открытии банка хотя бы на летнее время, потому что там располагался, да и сейчас расположен, курорт минеральных вод. В то время поток посетителей был большой, город был известен как центр отдыха, туда приезжали и из Петербурга. Однако каждый раз приходилось возить с собой деньги, что крайне неудобно и даже опасно. Упростить всю систему могли чеки, но для этого нужен банк, который в свою очередь отказывал в открытии отделения, потому что промышленных предприятий нет и кредиты выдавать некому, а от простого перевода небольших сумм банк прибыли не получал. Поэтому город Старая Русса хоть и получил, в связи с постройкой железной дороги, больше посетителей, однако экономического роста там не случилось.

Фото: «Новгородский музей предпринимательства», отделение Центробанка РФ

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.