«От гривны до гривенника»: продовольственные кризисы Древнего Новгорода

Новгородская группа Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии Наук и «53 новости» продолжают цикл публикаций о том, как складывалась и работала экономика Новгорода: от древности до современности. Мир, наполненный живыми идеями, конкуренцией и тягой к преобразованию — вот о чем наш новый проект «От гривны до гривенника». Говоря коротко: история денег — это история людей.

Авторы:

кандидат исторических и экономических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцент НовГУ Ярослав Васильев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин.

«От гривны до гривенника»: продовольственные кризисы Древнего Новгорода

Великий Новгород за 12 веков своего существования сталкивался с огромным числом бедствий и катастроф. История показывает, что за любым кризисом приходит подъём (так называемый «эффект низкой базы»). Если сейчас основной продовольственной проблемой является подорожание продуктов и урезание продовольственной корзины, то в средневековом Новгороде нехватка продовольствия приводила к массовому вымиранию населения.

Причины кризисов в разные периоды истории Новгородской земли значительно отличались. Ведь Новгород всегда располагался в зоне рискованного земледелия (неплодородная, болотистая почва, короткое и холодное лето). Поэтому урожай никогда не обеспечивал население достаточным количеством зерна, и его приходилось закупать в более «хлебных» (Понизовских) княжествах или у ганзейских купцов. Этим пользовались Владимиро-Суздальские, а затем – московские великие князья. В случае серьезных конфликтов с новгородцами они прекращали поставки в Новгород хлеба, а иногда и перекрывали торговые пути с юга, добиваясь подорожания продовольствия и роста недовольства жителей.

Не стоит забывать, что и климат тогда был более холодным: ХIII-XVI века носили название «малого ледникового периода». Большое число заливных лугов и влажный климат привели к развитию скотоводства. Однако одно лишь скотоводство не могло изменить общую неутешительную ситуацию с продовольствием в Новгороде.

Неурожай приводил к волнениям и бунтам, оттоку населения, продаже себя за хлеб. Неизменным спутником неурожая и голода был мор. Люди умирали не только от голода, но и от болезней, так как ослабленный организм не мог сопротивляться инфекциям. Неурожай и голод посещали Новгородскую землю довольно часто. Например, в 1128 году люди из-за голода ели листья, кору, мох; в 1161 году погибли все посевы. В 1230 году. Новгород посетили голод и мор, из-за чего  распространилось людоедство. В дальнейшем моры случались четырежды в VIII и XIV веках, десять раз — в XV веке и дважды — в XVI веке. Только в период трехлетнего мора 1508 года умерло более 15 тысяч человек, что для средневекового города было очень серьезно.

По своему разрушительному влиянию на общественную и хозяйственно-экономическую жизнь Новгорода с голодом и эпидемиями могли сравниться только пожары, бывшие сущим бичом деревянных древнерусских городов. Если сгоревшие дома можно было относительно быстро отстроить, то восполнить утраченные товары и продовольствие было гораздо сложнее. Пожары тоже случались довольно часто: семь раз в XII и XIII веках, четырнадцать раз в XIV веке (когда дважды сгорала вся Торговая сторона); тринадцать раз в XV-м и шесть раз в XVI веках.

Несмотря на такие разорительные бедствия, Новгород достаточно быстро восстанавливал свой экономический и людской потенциал, так как его хозяйственное благосостояние базировалось не столько на сельском хозяйстве, сколько на заморской торговле и развитом ремесле. Именно контроль Новгородом северного участка пути «из варяг в греки» предоставлял возможность оперативно поправить свои дела. Именно это и держало людей на волховских суровых берегах.

В связи с этим серьезным испытанием для Новгорода и его экономики были именно события, связанные с нарушением торговых связей. Так, во время нашествия Батыя на Русь в 1237-1240 годах и некоторое время после него торговый путь «из варяг в греки» не действовал, однако впоследствии торговля по нему восстановилась, хотя и не в том же объеме.

***

От редакции. Напомним, что в прошлом году на территории бывшего новгородского завода «Богемия» нашли берестяную грамоту первой половины XV века (ей присвоили номер 1148). Оказалось, что это список новгородцев, которым от автора послания на бересте достанутся рыбные деликатесы — икра, лосось, речная форель:

«От гривны до гривенника»: продовольственные кризисы Древнего Новгорода

Иллюстрация: фрагмент иконы «Видение пономаря Тарасия»

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.