«От гривны до гривенника»: появление банков в Новгороде

Новгородская группа Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии Наук и «53 новости» продолжают цикл публикаций о том, как складывалась и работала экономика Новгорода: от древности до современности. Мир, наполненный живыми идеями, конкуренцией и тягой к преобразованию — вот о чем наш проект «От гривны до гривенника». Говоря коротко: история денег — это история людей.

Авторы:

кандидат исторических и экономических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцент НовГУ Ярослав Васильев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского
Института истории РАН Дмитрий Асташкин.

В России в докапиталистический период банков, в современном понимании этого слова, не существовало вплоть до середины ХVIII – ХIХ веков. Да, существовали учреждения, организации, которые исполняли функции банков: крупные монастыри, купеческие корпорации… А вот банков как организаций, осуществлявших кредит, еще не было. Они появились в Европе в период кризиса Средневековья и перехода к капитализму, потому что именно капитализм и предопределил широкое развитие кредитования. Начало нового дела – постройка фабрики, завода – требует колоссальных затрат. Естественно, в таких условиях сложно, практически невозможно, обойтись без кредита. Крестьяне, фермеры во все времена имели дело с кредитами: чтобы отсеяться, им нужно купить семена, а если денег нет, нужно идти «на поклон» к местному ростовщику.

В России переход к капитализму начался довольно поздно – в XIX веке. Хотя отдельные его проявления отмечались еще в ХVI веке. До этого времени в России не сложились объективные предпосылки для складывания капиталистических отношений. Присоединение новых земель и народов предоставили феодализму резервы, которые позволили крепостной системе продержаться до середины ХIХ века. Процесс тормозили и незаинтересованные в развитии капиталистических отношений помещики. В этом была видна позиция императора Николая I, который капиталистов не особо жаловал, а банкиров – тем более.

В его правление в стране не был открыт ни один городской банк, хотя еще Петр I, разрабатывая деление городского населения по роду занятий, предусмотрел и наличие банкиров, а Екатерина II в «Городовом положении» 1785 года планировала возможность открытия городских банков для поддержки жителей и торговли. Впрочем, в ХVIII веке ряд «казенных» банков все же учредили, но деятельность их сводилась к поддержке отживающей крепостнической системы. Неудивительно, что все они закрылись после отмены крепостного права.

«От гривны до гривенника»: появление банков в Новгороде

Новгородский городской банк.

После смерти Николая I ряд ограничений сняли. Впрочем, на 1862 год в стране имелось всего 20 городских общественных (муниципальных) банков, и некоторые из них существовали только на бумаге. Суммарный доход этих банков составлял примерно 500 тысяч рублей, причем два банка владели капиталом почти по 100 тысяч. На остальные 18 оставалось 250-300 тысяч рублей. Конечно, этого было мало для реально существующей кредитной организации. Правительство серьезной помощи банковской системе не оказывало. Давало возможность открытия городского банка только на собственные деньги, без займа, не предоставляло квалифицированных кадров.

Тем не менее, в Новгородской губернии до 1917 года учредили 7 городских общественных банков: в Тихвине, в Старой Руссе, в Новгороде, в Череповце, в Белозерске, в Боровичах, в Кириллове.

Примечательная история банка Новгорода. В 1860 году было возбуждено ходатайство о его открытии. Хоть город и имел свободные средства, но сумел учредить банк только через шесть лет, после изнурительной переписки по этому поводу с различными ведомствами. Не помогло даже обращение к императору Александру II. Тихвин не был большим и богатым городом, но тоже нашел деньги, которые пожертвовал петербургский купец Чаплин. Ходатайство на открытие Череповецкого городского банка было подано в 1863 году, и уже на следующий год его учредили. Еще быстрее открылись банки в Белозерске и Боровичах.

Банки организовали для помощи местному населению, и именно это было прописано в их уставе. Отдельной строкой значилось, что часть прибыли общественные банки отдают на городские нужды, на беднейших жителей, на уплату городских налогов и так далее. Более того, они имели основной капитал (примерно 10-20 тысяч рублей) и запасной капитал, из которого брались деньги на непредвиденные расходы.

Зачастую прибыль до определенных пределов шла в запасной капитал, а затем, когда он оказывался заполнен, вся чистая прибыль перечислялась в городскую казну.

Новгород был небольшим городом, и все друг друга знали, поэтому было просто оказать адресную помощь нуждающимся, чем и занимались городские общественные банки. Например, в 1906 году банкиры передали 1700 рублей в городские богадельни, а в 1913 году пожертвовали 4223 рубля городским училищам и бедным.

Отдельно стоит рассмотреть помощь девушкам-сиротам. Им фактически невозможно было выйти замуж без приданого, поэтому в 1906 году для этого передали 213 рублей, а в 1913 – уже 506 рублей. Для сравнения: в то время небольшой самовар стоил около 5 рублей, а худая избёнка – 70 рублей. Из практических соображений обычно приобретали швейные машинки – это очень хорошее приданое: девушка всегда будет при деньгах, шить, ведь раньше магазинов готовых платьев не было, разве что только для богатых помещиков и чиновников.

Остальные банковские учреждения не занимались благотворительностью. По крайней мере, в уставе они такой пункт не прописывали. Видимо, поэтому городские общественные банки были слабыми и уязвимыми: большую часть прибыли они передавали в город и не могли оставить себе. Последний городской общественный банк в Новгородской губернии, Кирилловский, учредили уже в 1881, когда реформы были свернуты. Правительство хотя и разрешало учреждать городские банки, но препятствовало их существованию как бесконтрольных кредитных организаций.

Это объяснялось желанием руководства страны избежать определенных рисков, так как местные общественные банки и городское хозяйство, как правило, были тесно связаны. Если капитал банка был недостаточным или занятым, то при его разорении могла расстроиться вся муниципальная жизнь. Только в 1912 году все-таки сняли ограничение об учреждении банка на занятые средства, то есть не на свободные средства города, а на взятые в кредит. Однако было уже поздно: в условиях Первой мировой войны это уже не сыграло заметной роли.

Фото: «Новгородский музей предпринимательства».

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.