«От гривны до гривенника»: иностранные деньги и товары в древнем Новгороде

«От гривны до гривенника»: иностранные деньги и товары в древнем Новгороде

Новгородская группа Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии Наук и «53 новости» продолжают цикл публикаций о том, как складывалась и работала экономика Новгорода: от древности до современности. Мир, наполненный живыми идеями, конкуренцией и тягой к преобразованию — вот о чем наш новый проект «От гривны до гривенника». Говоря коротко: история денег — это история людей.

Авторы:

кандидат исторических и экономических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцент НовГУ Ярослав Васильев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин.

Аполлинарий Васнецов. «Прошлое Великого Новгорода», 1901

Курс валют существовал всегда. Иностранные купцы приезжали для торговли в Псков, Киев, Новгород, в пограничные города. Конечно, они имели при себе деньги, которые ходили в их стране, у ганзейцев чаще всего это были европейские талеры, но встречались и другие монеты. Например, арабские дирхемы.

А вот в России долгое время не было разведано своих серебряных россыпей и золотых копей. Первые серебряные месторождения были открыты только при Петре I, а золото еще позднее – в ХIХ веке в Сибири. Поэтому в нашу страну драгоценные металлы привозили, и в ходу встречались иностранные деньги.

С укреплением Древнерусского государства, перед нашествием монголо-татар, а затем и когда появилось Московское государство, стали выпускать собственные деньги – от которых пошли те самые рубли, полушки, копейки. Это был показатель и укрепившейся роли государства и его богатства. Из-за разнообразия денег в Древнерусском государстве возникла необходимость их обмена.

При купеческих корпорациях существовали специальные люди – менялы, которые занимались обменом валюты. Нередко этим занимались и сами купцы.

Как же происходил обмен монет? На первый взгляд, все было очень просто: приезжали заграничные торговцы с валютой, которую нужно обменять на новгородские деньги. Чаще всего иностранные монеты изготавливались из серебра. Реже – из золота, поэтому их просто взвешивали и по весу уже рассчитывали равную сумму. Приходилось учитывать и доверие к отдельным видам популярных монет, изношенность и прочее. Серьезная проблема была в том, что постоянно приходилось учитывать количество недрагоценного металла в самих монетах. Например, меди. Конечно, монета с примесями стоила дешевле.

В крупных городах на Торгу существовали отдельные ряды: мясной, рыбный, суконный. Точно так же были и «пункты» обмена, куда приходили иностранные торговцы со своей валютой. Естественно, за свои услуги менялы брали определенный процент от суммы обмена. Так и создавались капиталы: первыми банкирами и ростовщиками были именно менялы. Кстати говоря, упоминания о ростовщиках встречаются уже в самых первых летописях, в том числе в киевских и новгородских, а это значит, что торговля носила устойчивый характер. Правда известно и о городских восстаниях, в результате которых страдали ростовщики, которые наряду с монастырями выдавали кредиты. Так, одно из первых упоминаний о ростовщиках на Руси относится к 1113 году, когда во время Киевского восстания разграбили целый квартал менял.

Деньги часто брали, чтобы начать торговать. Если человек не был сыном богатого купца или представителем княжеского рода, то и денег у него не было. Соответственно, появлялась необходимость займа. Все для того, чтобы нанять или построить корабль, или организовать караван.

По пути «из варяг в греки» наши купцы в основном возили на юг, в Константинополь, пушнину, мед, воск, янтарь, и даже рабов — до поры до времени. Оттуда получали предметы роскоши, изделия ремесленников, драгоценные ткани, прежде всего — шелковые, золото, вино, пряности, стоившие дороже золота. А из северных стран привозили хорошее немецкое оружие, мечи, сельдь, серебро. Особенно ценилось красное «скарлатное» сукно, изготовлявшееся в городах Фландрии – Ипре, Генте, Брюгге. Популярны были и другие шерстяные ткани. Определенное значение имел и торговый путь по северным рекам на Волгу и далее в Каспийское море, откуда привозили товары из Средней Азии.

Иностранная торговля в Новгороде осуществлялась веками, и частично прервалась только из-за нашествия монголо-татар. Однако затем она восстановилась, так как завоеватели тоже были заинтересованы в получении прибыли, в сборе налогов с купцов. Впрочем, после захвата Константинополя турками в 1453 году торговля перестала приносить прежнюю прибыль.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.