Островский — хорошо, а на сцене Филармонии лучше

Островский — хорошо, а на сцене Филармонии лучше

Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского показал комедию А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше». Премьера стала первым спектаклем, выпущенным на сцене Филармонии после начала реконструкции здания театра.

Постановка режиссёра Валерия Маркина вписалась в 200-летие драматурга, которое отмечает вся страна. Эта пьеса Островского не так хорошо известна неискушённому зрителю, как «Гроза» или «Бесприданница», но всё же часто ставится. Режиссёр решил сохранить аутентичность истории, которая была написана во второй половине XIX века.

Островский — хорошо, а на сцене Филармонии лучше

Сценография Екатерины Чазовой передаёт образ купеческой усадьбы старинной Москвы: это и дом хозяйки Мавры Тарасовны, и яблоневый сад, и просторный двор. Декорация трансформируется на глазах у зрителя, позволяя побывать у Пелагеи Зыбкиной. Деревянные постройки с их резным «народным» орнаментом, детали мебели и интерьера, оставляют ощущение подлинности. Маленькие приметы жизни заполняют пространство: пока зрители знакомятся с новыми персонажами, сцена заполняется ящиками с яблоками. И все домочадцы и гости сада ими беззастенчиво пользуются – швыряют, едят и даже крадут.

Островский — хорошо, а на сцене Филармонии лучше

По сюжету богатая купчиха Мавра Тарасовна (Татьяна Каратаева) строго следит за всем, что происходит в её доме, зачастую принимая властные решения за своих родственников. Так она ищет достойного по её мнению жениха для внучки Поликсены (Валерия Горелкина), хотя та уже любит другого. Хозяйке дома безразличны её чувства, она отрицает любовь, или «давно забыла, что это такое», как говорит её же внучка. Отрицание любви и страстное следование своим чувствам — одни из самых ярких тем спектакля, которые режиссёр решает подчеркнуто театрально.

Островский — хорошо, а на сцене Филармонии лучше

Вторая линия сюжета связана с сыном Мавры Тарасовны, Амосом Панфилычем Барабошевым (Павел Рудаков) и его идейной схватки с бедным молодым бухгалтером Платоном Зыбкиным (Ян Цыбульский), который закладывает последние вещи, чтобы отдать долг. Они оба представители купечества, но из-за имущественного положения и различий во взглядах на мир возникает конфликт. Между ними постоянно происходят комичные, но в то же время психологически точные перепалки. У этих героев есть и общая черта — непомерная гордость. Различия в устоях и мнениях между новым и старым поколением показывают нам ещё одну важную проблему — отцов и детей.

Островский — хорошо, а на сцене Филармонии лучше

Костюмы Светланы Чазовой тоже не дают нам забыть о том, что действие происходит в XIX веке. Но и здесь есть момент для театральной игры. Мавра Тарасовна появляется в наряде тёмных тонов, отражающем всю тьму, что копилась в ней годами. Но как только она вспоминает о былой любви, то накидывает на себя белую шаль, которая как бы показывает, что сильное чувство способно преобразить даже такого властного персонажа.

«Говорящие имена» в пьесах Островского хорошо известны. И режиссёр Валерий Маркин построил на этом развернутый на всём протяжении спектакля эффект. На Москву идёт гроза, напоминая о себе громом время от времени. А при появлении Силы Ерофеича Грознова (Анатолий Устинов) превращается в настоящую сверхъестественную бурю.

Островский — хорошо, а на сцене Филармонии лучше

Комедийность этой истории прорывается в самих ситуациях и психологически насыщенном актёрском исполнении. Старинный текст внезапно для зрителей отзывается знакомыми проблемами и мотивами, заставляя их непроизвольно смеяться.

Следующий показ спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» состоится 14 мая в 18:00 на сцене Филармонии. Не пропустите!

Фото: Марина Воробьёва.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.