Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Сегодня в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Золото Византии» — совместный проект двух государственных музеев-заповедников — Новгородского и Херсонесского.

На этой выставке можно увидеть более двухсот экспонатов. Это фрески, мозаики, россыпи смальты, церковная утварь, изделия из золота, бронзы, глины и кости. Экспонируются не только сокровища Византии, но предметы античной эпохи, найденные на раскопках Херсонеса.

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Фрагмент мозаичного пола V-VII в.

Как отметила в видеообращении генеральный директор музея «Херсонес Таврический» Елена Морозова, организаторы вложили в название «Золото Византии» особый смысл, ведь Византия впитала себя всё самое лучшее из античного мира и создала уникальную культуру, наследницей которой является Россия.

Отметим, что выставка приурочена к 570-летию гибели Византийской империи. Причем именно 29 мая 1453 года турки-османы захватили Константинополь. По словам куратора выставки, заведующей отделом византийской истории ГМЗ «Херсонес Таврический» Татьяны Яшаевой, изначально не все отнеслись с пониманием к идее привязать экспозицию к такой траурной дате.

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

«Но мы посчитали, что необходимо сделать выставку, чтобы напомнить всем о том великом духовном и культурном наследии, которое оставила нам Византия в самых разных областях – это и церковное зодчество, и монументальное, декоративно-прикладное искусство. Но главный дар, который был сделан нам Византией – Православие, православная культура», — пояснила Татьяна Яшаева. По её словам, название «Золото Византии» нужно понимать в широком смысле – это драгоценное наследие, которое оставила нам Византийская империя.

«Его невозможно отделить от современности. Как золотые нити в парчовой ткани, так наследие Византии вплетено в материальную и духовную культуру всего человечества», — сказала она.

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Ларец. Византия (конец X — начало XI вв.). Западная Европа (XVII в.). Кость, дерево, металл, шёлк. Этот шедевр хранится в собрании Новгородского музея-заповедника. Ларец привёл в восторг гостей из Херсонеса

Заместитель гендиректора ГМЗ «Херсонес Таврический» по научной работе Лариса Седикова отметила, что наши города находятся на огромном расстоянии, но их связывает великая византийская культура. Духовное единство Херсонеса и Новгорода базируется на Православии.

Настоятель новгородского храма св. благоверного князя Александра Невского протоиерей Сергий Мельников также напомнил о связях между древней Крымской и древней Новгородской землей и о том, что мы являемся наследниками традиций византийского искусства. Но важен и аксиологический акцент этой выставки, ведь она напоминает нам о тех духовно-нравственных ценностях, которые когда-то были, а теперь поставлены западным миром на второе место. По словам отца Сергия, византийская эпоха – это действительно золото, сокровище, драгоценный камень, к которому мы снова и снова будем обращаться. Причем будем черпать в ней и другие взаимосвязи – в том числе, Церкви и государства. Об этом слагали гимны императоры, изображение которых можно увидеть на артефактах, представленных на выставке, писали об этом и святые отцы.

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

«Думаю, что это очень важная выставка и с точки зрения нашего сегодняшнего дня и нашего развития… Мы вновь и вновь обращаемся к прошлому России, а чтобы его понять, чтобы все правильно переосмыслить и осознать, что важно для нас, обращаемся ещё глубже – к византийскому прошлому… Мы — наследники Византии, мы – Византия после Византии. По-настоящему трезво и правильно посмотреть в будущее мы можем, только рассмотрев наше прошлое, и, в частности, «Золото Византии», — сказал отец Сергий.

Выступили на открытии выставки также исполнительный директор Союза музеев России Ольга Граблева и директор Научного центра «Эрмитаж — Италия» Ирина Артемьева. Ирина Сергеевна отметила, что находка и реставрация одного из главных экспонатов выставки – фрески Богоматери с Младенцем были связаны с сотрудниками Эрмитажа.

Удивительную историю этой фрески, шедевра византийской живописи, подробно рассказала Татьяна Яшаева. Слушая её, вновь и вновь вспоминаешь слова – случайностей не бывает.

Фреску нашли в Балаклаве, недалеко от Севастополя, в генуэзской крепости, где много лет велись раскопки. В 2004 году там работали представители Эрмитажа совместно с археологами Крыма. В ту экспедицию неожиданно попросились и реставраторы фресок Елена и Артём Степановы из Эрмитажа, специалисты очень высокого уровня. Их предупредили, что храма там нет, но они были готовы поехать и, как оказалось, не зря.

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Раскопки проводились на стенах оборонительной башни.

«По правилам археологии, место, где стена соединяется со скалой, нужно хорошо зачистить. Начали зачистку, идёт земля, земля, затем под стену уходит какое-то углубление… Оттуда выгребают землю, и вдруг вместе с ней начинают вылетать кусочки этой фрески, — говорит Татьяна Юсуфовна. – К счастью, в этот момент рядом оказались реставраторы. Они сразу поняли ситуацию и приняли нужные меры, взяли всё под свой контроль. Там же студенты копают, и они могут что-то выбросить не глядя. Но ни один кусочек не пропал! А ведь тысячи кусочков были.

Самое главное, что там произошел резкий перепад температуры. Фреску вытащили из немножко сырого грунта в 50 градусов жары… На глазах начал рассыхаться верхний слой, было возможно отхождение краски. Но реставраторы оказали правильную первую помощь в полевых условиях, как надо всё упаковали, сложили, а потом уже в лабораторных условиях продолжили работать с фреской и сложили такой дивный образ».

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Замечательно, что на открытие выставки из Санкт-Петербурга приехали те самые реставраторы Степановы, которые спасли фреску.

В конечном итоге оказалось, что это фреска первой половины XIV века, периода Палеологовского ренессанса. Работа столичного константинопольского мастера.

«Что еще удивительно — эта фреска сама нам явилась, — добавляет Татьяна Яшаева. — Она была написана в первой половине XIV века, а сняли её в 1375 году. Это печально известный год на территории Крыма, когда турки захватили крымский полуостров. Один за другим они захватывали крепости-города. И вот какой-то благочестивый христианин решил спасти фреску от осквернения и аккуратно снял её со стены храма (толщина штукатурки сантиметр – полтора, не более), сложил в ткань и спрятал в тайник в крепости как клад до лучших времен. Но очевидно, что для него лучшие времена не наступили. Она пролежала там сотни лет».

По словам Татьяна Яшаевой, вполне возможно, что прятать фреску приходилось под обстрелами. «Турки заходили в город, а он думал о том, как спасти драгоценное наследие Византии», — сказала она и отметила, что мы должны быть признательны этому неизвестному человеку».

Вы сможете увидеть этот чудесный образ и другие экспонаты до 15 января 2024 года — столько будет работать выставка. Она располагается на третьем этаже Музея изобразительных искусств, рядом с ещё одной замечательной экспозицией — «Рахманинов. Колыбель гения».

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Диптих с изображением креста на Голгофе. Конец XI — начало XII века. Медный сплав. Из собрания музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Блюдо с изображением льва и змеи. XIII век. Глина, лазурь, краски. Из собрания музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Фрагменты каймы фелони (Византия (?), XII век). По монастырскому преданию, эта фелонь принадлежала преподобному Антонию Римлянину. Из собрания Новгородского музея-заповедника

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Капители. V — VI вв. Мрамор. Из собрания музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Гиря в виде фигурки императора, сидящего на троне. IV век. Медный сплав. Из собрания музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной
Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной
Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной
Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Добавим, что в рамках проекта научные сотрудники Херсоненсского музея-заповедника  прочитают несколько лекций по истории античного и средневекового Херсонеса, истории его раскопок, формирования коллекций и выставочной деятельности музея.

Одно из главных сокровищ выставки «Золото Византии» — древняя фреска с невероятной историей, трагической и чудесной

Фото автора

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.