Константин Хиврич: фестиваль «Словиша» и в течение года может объединять людей

Константин Хиврич: фестиваль «Словиша» и в течение года может объединять людей

Ближе к концу августа нас вновь ждёт фестиваль музыкальных древностей «Словиша».

«Словиша» — название-то какое! Многогранное, красивое, ласковое, мелодичное, новгородское. Это имя, вырезанное на древних гуслях, напоминает и «Слово», и старославянское «словѣнє», и Словенское море… Есть в нём и сила, и доброта. Напоминает оно и о Владимире Ивановиче Поветкине, который занимался реконструкцией тех самых пятиструнных лирообразных гуслей «Словиша», найденных на Троицком раскопе в слоях XI века.

А некоторые, оказывается, слышат в этом названии и глагол «ловить». Неслучайно логотип фестиваля напоминает летящую птичку. Об этом нашему изданию рассказал председатель комитета культуры и молодежной политики администрации Великого Новгорода Константин Хиврич.

— Насчет «Словиши» можно многое придумывать, и это хорошо, когда название у каждого вызывает свои ассоциации, — говорит Константин. —  В этом и суть крутого бренда, когда слово живет само по себе. Название родилось в прошлом году очень легко, когда появилась идея гусельного фестиваля, а затем мы стали называть его фестивалем музыкальных древностей. Потому что не только на гуслях замыкается вся эта история. Историки спорят, что же означала та надпись на гуслях XI века — имя ли это мастера, или гусли так назывались, и так звали того, кто ими владел. Или, может быть, это вообще какая-то фраза? Здесь тоже можно додумывать.

sl1

— Участник предстоящего фестиваля Василий Иванов в интервью изданию «Область культуры» отмечает, что у «Словиши» — отличная команда. Понятно, что есть учредители, мы их знаем*. Но кто в этой самой команде, на которой всё держится?

— Да, помимо учредителей есть некий оргкомитет, люди, которые в прошлом году этот фестиваль инициировали. Это, собственно, мы с Антоном Каменским, и нам очень активно и тогда, и сейчас помогает Даниил Донченко, который сделал довольно много разных событий, в том числе, на историческую тему. Плюс много разных партнеров, например НовГУ в лице Даниила Крапчунова, Игоря Фомина. Нам помогают музей-заповедник, и Андрей Катаев, который в прошлом году возглавлял «Русь Новгородскую» и включил этот фестиваль в «Новгородские Спасовки». Он тоже очень болеет за будущее фестиваля. То есть, «Словиша» — это такой коллективный продукт.

— Кстати, Даниил Крапчунов как-то прочитал наш материал об уникальной коллекции гармошек, о будущем которой переживал её собиратель, пожилой человек. Он тут же связался с владельцем коллекции, и теперь она постепенно перебирается в Новгородский университет…

— Здорово! Вот, в том числе, одна из задач таких фестивалей — чтобы люди по-другому посмотрели на вещи, которые у них хранятся. Может, у них эти гусли висели всю жизнь, а они и не знали, что это гусли. Чем больше людей разными путями как-то соприкасаются с этим, тем интереснее продвигать традиционные темы. Потому что, к сожалению, традиционная культура у нас мало того, что забыта, так еще и была в советское время заменена симулякром, созданным фильмами, домами пионеров и оркестрами русских народных инструментов. Это совсем другая культура.

— Я встречала немало людей, которых тоже возмущает этот «симулякр»…

Hivrich

— Меня это не возмущает, как искусство. Меня это возмущает, как подмена понятий. По сути, это всё равно, что сравнивать рок-музыку и испанскую гитару. Испанская гитара до сих пор жива в традиции, но рок-гитара, электрогитара — это совсем другой инструмент. Это совсем разные культуры.

— Я слышала, что в этом году география «Словиши» и состав представленных инструментов расширятся.

— Когда мы задумывали этот фестиваль, брали в основу гусли, поскольку есть гусли археологические, которые реконструировал Поветкин, и есть гусли традиционные новгородские и псковские — особый вид музыкального инструмента. И как аналог традиционные гусли есть и в Прибалтике, Финляндии, Карелии. Ученые называют их «балтийский псалтериум» как вид инструмента. Кантеле (Карелия, Финляндия), кокле (Латвия), каннель (Эстония), канклес (Литва) — в разных прибалтийских государствах и, наверное, в других частях Европы есть аналоги гуслей.

Нам хотелось представить все виды этих инструментов. Потому что они, может, внешне и похожи, но и традиции разные, и репертуар. и манера игры. Многое их связывает, но есть отличия. В этом году к нам приедут гости из Латвии и Эстонии, Литвы и Белоруссии.

Участница «Словиши-2018» Аушра Буткаускене с пятиструнными канклес (Литва)

Pr

Есть люди, которые, как и Поветкин, как и Каменский, изучают древние инструменты. И не только струнные, но и духовые. Тот же Василий Иванов продвигает русскую волынку, возрождает эту традицию, потому что она была утеряна в начале XIX века и по сути заменена гармошками, как более универсальным инструментом, который не зависит от погоды. Но мы знаем, что волынки у нас были. Они существовали практически во всех странах Европы, а в России были представлены в основном в таких приграничных районах. Но инструмента нет, и традиция не жива.

Это что касается научно-просветительской части фестиваля.

В то же время, у этих музыкальных инструментов начинается вторая жизнь, когда их начинают использовать фолк-музыканты, рок-музыканты и даже люди, которые играют электронную музыку. Они как-то переосмысливают народный инструментарий и пытаются найти новые краски. Поэтому возникла идея сделать концертную часть, шоу.

Причем некоторые исследователи, что будут проводить презентации своих инструментов, выступят и на сцене.

— Расскажите о музыкальных коллективах, которые приедут на фестиваль.

— Мы приглашаем некоторых хэдлайнеров, которые профессионально занимаются музыкой. Это, например, ансамбль «Отава Ё» из Петербурга, который выступит на открытии.

Otava

Или, например, «YARGA SOUND SYSTEM» из Петрозаводска. Это тоже смесь народной и электронной музыки и даже перфоманса. Довольно известный коллектив. Будет группа «Drolls» из Петрозаводска, которая уже неоднократно бывала в Новгороде, последний раз они у нас были на Ганзейской неделе. У них есть две программы — средневековая, где они выступают в костюмах а-ля XV век, и скоморошья программа, с которой они участвовали в съемках фильма «Александр Невский» в своё время. Они пытаются создать некий образ скомороха на основе различных источников, и у них довольно весело и драйвово это получается.

Drolls

Будут музыканты из Петербурга, Москвы, Риги, Минска, гость из Иркутска, будет дуэт варганистов…

— Варган, насколько я помню, был и в прошлом году?

— Да, его представляли сестры Дегтярёвы, Аксентий Бескровный. А сейчас приедут ребята, которые будут выступать и представлять русский варган. В частности, и реконструкцию новгородского варгана, ведь мы знаем, что в средневековом культурном слое найдено более десятка варганов. Это было нормой для средневековой Европы — играть на варганах, их находят повсеместно — от Исландии до Новгорода, а сейчас есть ассоциации с этим инструментом, как с чем-то таким алтайским, дальневосточным. Но он был во многих культурах.

— Помимо научно-популярной и концертной части, что ещё планируется?

— Поскольку это будет территория Ярославова Дворища, мы планируем устроить медовую ярмарку, тем более, что рядом Медовый и Яблочный Спасы. Мёд будет из районов Новгородской области. А ещё к нам присоединяется в этом году народная мануфактура «Мир гуслей»…

— О да, я как раз хотела спросить об этом отдельно — ведь предполагается и продажа инструментов, и массовый мастер-класс по игре на гуслях.

— Да, это ребята, которые вышли на мануфактурный поток инструментов разных стилей под разную цену. К сожалению, в январе у них сгорела мастерская, но они с помощью народных средств восстановили ее и активно продвигают. Они вывели гусли на другой уровень.

Manufaktura

Бесплатный массовый мастер-класс «Гусельные присиделки» по игре на гуслях проведёт Василий Фоменко из Москвы. На этом мастер-классе минут через 5-10 люди уже начинают играть простые мелодии. Народная музыка, с одной стороны, сложна, потому что это все-таки часть народной обрядовой культуры, но, в то же время, она довольно проста, потому что её мог исполнять и ребенок, и взрослый человек, который не является профессиональным музыкантом. Мы тут можем противопоставить в каком-то смысле народную музыку и профессиональную музыку. И в этом смысле народная музыка близка к современной рок-музыке и эстраде, потому что она проста для восприятия, проста в исполнении, не требует нотной грамоты и большого количества времени для освоения инструмента. То есть человек, по сути, брал инструмент после работы или во время, когда, например, пас скот и ему нужно было подавать сигналы… Вот так и рождались инструменты — в крестьянской среде, в городской среде…

Поэтому нам кажется, что подобный формат фестиваля уместен. В прошлом году нас критиковали, например, за солому — мол, что это такое «сельхозное» в Новгороде. Но ведь мы находим эти инструменты в городе, к тому же, если мы представим себе век XV, то не думаю, что Великий Новгород сильно внешне отличался от современной деревни. Поэтому сено и мёд — это вполне нормально, тем более, что мы находимся на территории Торга, где вообще могло быть всё, там торговали явно не только ремесленными изделиями, но и чем-то сельскохозяйственным.

seno

— Кстати, о площадках — они будут теми же, что и в прошлом году?

— Да, у нас будет три формата. Первый формат — лекции-презентации в Центре Поветкина. Второй формат — музыка в архитектуре. Это когда те же исследователи-музыканты будут без подзвучки просто играть на этих инструментах, озвучивать их и рассказывать о них возле храмов и сооружений Ярославова дворища. В прошлом году мы такой вариант опробовали, и он понравился. А также сценический комплекс и еще какие-то площадки на Ярославовом Дворище тоже будут задействованы под ярмарку и мастер-классы.

— Всё очень интересно, всё хочется услышать и посмотреть, но есть ли что-то, что ну никак нельзя пропустить?

— Нам бы, конечно, хотелось, чтобы много людей пришло на открытие фестиваля в пятницу вечером. Это будет концерт двух коллективов — новгородской «Соймы» и звёзд — «Отава Ё». Кстати, этот известный в фольклорных кругах коллектив, который существует почти 20 лет, почему-то до сих пор объезжал Новгород. Поэтому нам очень приятно, что они согласились принять участие.

— Помимо концерта, что ещё планируется на открытии?

— Мы предполагаем, что будут приветственные слова от представителей правительства, мэрии, наших партнеров. Конечно, будет и некое театрализованное открытие. Во второй основной день у нас планируются лекции, музыка в архитектуре и концерт до вечера, а третий день в основном займут лекции, но также будет небольшой концерт новгородских музыкантов и коллектива народности сету из Эстонии. Они будут выступать со своими традиционными наигрышами, песнями и мелодиями.

— А ещё в этом году к странам-участницам добавилась Беларусь.

— Да, из Беларуси приедет очень известный этномузыколог Денис Сухой. Он играет на разных инструментах.

DenisSuhoi

Денис со товарищи будут выступать коллективом, и он расскажет про дуду. То есть у нас получается, что на фестивале представлены не только музыканты и коллективы, но ещё и спектр инструментов. Они сами по себе интересны, на них можно играть, о них можно рассказывать.

— Я тут даже выписала себе неизвестные мне названия инструментов-гостей «Словиши-2018»: йоухикко, кугиклы…

— Йоухикко — такой струнный инструмент вроде гудка, кугиклы — такие флейты Пана, похожие на те, с которыми к нам приезжают индейцы из Южной Америки. Но тут будет ансамбль «Репей» из Москвы. У них женский состав, и они занимаются подобными инструментами и пытаются совместить традиции. Например, они делают специальную программу на стихи Цветаевой. То есть полностью народная традиция и стихи поэта XX века.

Repei

— Среди инструментов представлена ещё доандреевская балалайка. Очень интересно, ведь у нас в Боровичах ровно 100 лет назад была открыта первая в России фабрика по изготовлению балалаек, на которой изготавливали усовершенствованные народные инструменты по моделям Василия Андреева. А на «Словише» мы познакомимся с доандреевской балалайкой.

— Да, их тоже сохранилось несколько типов. Приедет исследовательница из Петербурга, из Шереметьевского дворца (Музея музыки) Варвара Летягина. Вместе с мастерской из Ульяновска (у которой есть отделения в Питере и Москве) и Василием Ивановым, о котором мы уже сегодня говорили, они разработали новую реконструкцию.

varvara

Кстати, исследователь из Австрии Ульрих Моргенштерн, который приезжал к нам на фестиваль в прошлом году (он один из крупнейших в мире специалистов по русской волынке), увлекается и доандреевской балалайкой.

Ещё у нас на фестивале можно будет увидеть лодкострун.

— А это ещё что такое?

— Это лодка, на которую натянуты струны. Её привезет «YARGA SOUND SYSTEM» из Петрозаводска. Они делают вокруг лодкоструна некий перфоманс.

Lodka

Это, конечно, не традиционный инструмент, скорее, вариация на тему. Но в данном случае мы и не говорим о том, что у нас должны быть только традиционные инструменты. Мы пытаемся показать инструментальную традицию, которая до сих пор жива, показываем, что из нее можно сделать. Плюс мы добавляем шоу.

— С лекциями-презентациями, концертами и шоу всё понятно, а есть ли у «Словиши» и научная сторона, можно ли наш фестиваль в чём-то сравнить с научной конференцией?

— Естественно, научная сторона есть. Но мы называем её называем научно-популярной, научно-просветительской частью. Это не как таковая научная конференция, но какие-то элементы её будут. Ведь всё равно происходит обмен мнениями у исследователей, они общаются, рассказывают об открытиях. В прошлом году, например, был доклад по чантеру (это игровая часть волынки), который был найден в Старой Руссе. И Ульрих Моргенштерн даже предложил несколько гипотез, как могла бы звучать эта волынка, он проанализировал диаметр отверстий, предположил диапазон инструмента. Это уже научный подход. Но на этот раз научных докладов как таковых не будет, скорее, будут популярные лекции об инструментах с примерами игры.

Антон Каменский

kam

— Насколько «Словиша» может стать интересным фестивалем не только для новгородцев, но и для туристов?

— А вот как понять — что интересно туристам? На самом деле — всё, что угодно. Здесь важен вопрос подачи и чем наше событие отличается от других.

— Кстати, в чём изюминка «Словиши»?

— Во-первых, другого такого фестиваля музыкальных древностей больше нет. Есть этнофестивали, есть фолькорные фестивали, но они в большей степени ориентированы на песенную традицию. А у нас здесь именно инструментальная традиция. Во-вторых, у нас ещё и уникальный город, потому что здесь — археология.

Туристов Новгород вообще должен в целом привлекать, а когда мы в Новгороде ещё и открываем различные бренды, аспекты нашей истории, и подаем их в событийном формате, когда можно и отдохнуть, и чему-то научиться, и просто хорошо провести время, и побывать на классном концерте — это то, что должно цеплять людей.

Новгородская «Сойма»

Soima

— Все события «Словиши» — бесплатные для посетителей?

— Это абсолютно бесплатное мероприятие. Все лекции, концерты, мастер-классы. Кроме, конечно, ярмарочной части — с мёдом, сувенирами, музыкальными инструментами. Там будет всё так, как обычно происходит.

— Как думаете, в будущем будет ли ещё расширяться круг представленных инструментов и география участников?

— Конечно. Вот мы начали анонсировать фестиваль, и уже поступают отклики, даже из Сибири люди пишут нам, что хотят поучаствовать в «Словише». Это говорит о том, что есть заинтересованность.
Я вот читаю интервью с многими нашими гостями-участниками, и они все говорят, что таких фестивалей по сути нет. А ведь для кого-то это может быть именно тот формат, в котором они хотели бы участвовать. Например ансамбль СКМ (старинной крестьянской музыки), в котором играет Василий Иванов. Они пытаются сделать нескучной крестьянскую музыку, подают это в аутентичном ключе, но при этом драйвовом.

skm

Мы сегодня испорчены тем, что повсеместно звучит попсовый вариант псевдорусской музыки, так, что даже те люди, которые интересуется традицией, находятся в плену штампов. От образа, который сформировался в советское время, тяжело отойти. Так вот, большинство людей, которые к нам приезжают, в своей деятельности — научной, творческой, музыкальной— стараются показать именно подлинную традицию, побудить людей поинтересоваться ей глубже. Ведь всё это было совсем недавно. Ведь бабушки ещё играли на этих гуслях в 80-ые годы. Есть даже съемки, когда 90-летней бабуле дают гусли, которые она лет пятьдесят не снимала со стены. И у нее руки вспоминают, она начинает исполнять наигрыш — вот она, традиция…

— А если помечтать, какое будущее вы хотели бы для «Словиши»?

— Мы хотели бы, чтобы этот бренд с каждым годом развивался. Чтобы, возможно, этот фестиваль стал площадкой для каких-то серьезных научно-фольклорных мероприятий. Мы прорабатываем эту тему, может быть, что-то уже получится в следующем году.

Кстати, второй фестиваль всегда самый сложный. Первый всегда проходит так или иначе, а вот второй должен дать направление на будущее — либо всё заканчивается, либо всё становится на рельсы. Конечно, мы хотели бы, чтобы этот фестиваль стал как минимум трёхдневным, ежегодным, с большим количеством участников.

Участница «Словиши-2018» Laura Lukenskienė (Лаура Лукенскене, Литва). Она расскажет о традиции игры на многострунных канклес, её формировании в начале XX века.

Laura

Возможно, добавили бы научной составляющей, активнее подключили бы музей, чтобы осветить археологические аспекты. Можно было бы расширить палитру тем фестиваля с помощью фольклорных союзов и различных организаций. Это наши перспективы. То есть, «Словиша» — не просто событие ради веселья. Это серьезный долгоиграющий проект, форум, который и в течение года может объединять людей.

* (Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина, администрация Великого Новгорода, правительство Новгородской области, Новгородский музей-заповедник, туристический офис «Русь Новгородская»)

Фото: группа фестиваля и представленных музыкантов; Надежда Нечипоренко, Андрей Бессонов, открытые источники сети.

pFlKDzfGC2k


Программа фестиваля:


17 августа (пятница)

19:00 – 21:00 – открытие фестиваля на Ярославовом дворище (большая сцена). Выступление коллективов СОЙМА (Великий Новгород), ОТАВА Ё (Санкт-Петербург).

18 августа (суббота)

10:00 – 13:00

Лекции-презентации участников фестиваля — исследователей традиционных народных инструментов в Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина (ул. Ильина, д. 9″Б»):

1) Антон Каменский (В.Новгород) — Музыкальные инструменты средневекового Новгорода
2) Владимир Марков (Иркутск) и Ирина Богатырёва (Москва) – Русский варган
3) Варвара Летягина (Санкт-Петербург) — «Доандреевская» балалайка
4) Игорь Соловьёв (Петрозаводск) – Йоухикко

14:30 – 16:00

«Музыка в архитектуре Древнего Города»
(цикл лекций-концертов возле храмов Ярославова дворища)

16:00 – 21:00

Выступление коллективов на большой сцене Ярославова дворища:

КОРЕЛА (Санкт-Петербург), DROLLS (Петрозаводск), Ольхонские ворота (Иркутск – Москва), Ко́лісьнія (Минск, Белоруссия), Skanumajas muzikanti (Рига, Латвия), РЕПЕЙ (Москва), Ансамбль СКМ (Санкт-Петербург), YARGA SOUND SYSTEM (Петрозаводск).

19 августа (воскресенье)

Лекции-презентации участников фестиваля — исследователей традиционных народных инструментов в Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина (ул. Ильина, д. 9Б):

10:00 — 13:00

1) Василий Иванов (Санкт-Петербург) — Тальянки Северо-Запада
2) Денис Сухой (Белоруссия) – Белорусская дуда
3) Марина Крюкова (Москва) – Кугиклы (флейты пана)

15:00 – 18:30

1) Ксения Мехнецова (Санкт-Петербург) — Псковские и новгородские гусли
2) Гулджахон Юссуфи (Эстония) — Эстонский каннель
3) Илмарс Пумпурс (Латвия) — Латышские кокле
4) Лаура Лукенскене (Литва) — Традиция игры на многострунных канклес, её формирование в начале XX в.
5) Аушра Буткаускиене (Литва) – Пятиструнные канклес

11:00 –14:00

Krugovina3

Выступление коллективов на большой сцене Ярославова дворища: Külapillimehed (Эстония), КРУГОВИНА (Великий Новгород, на фото), GUTAGÅRD (Великий Новгород), SHEDDA (Великий Новгород), ГУДАРИ (Петрозаводск).

17–19 августа

«Гусельные присиделки» — массовый мастер-класс по игре на гуслях от Василия Фоменко (Москва). Народная мануфактура «Мир гуслей» на фестивале представит инструменты собственного производства. У гостей фестиваля будет возможность купить отличные гусли по карману и научиться на них играть. Мастер-классы проведут Сергей Горчаков и Евгений Воробьев-Летошников. МЕДОВАЯ ЯРМАРКА. 

Комментарии

пурген
07:00 09.08.2018

Во-первых, если мы выступаем против подмены понятий, то на кой ляд коммерческое шоу в Старой Руссе называли Княжей бпратчиной? Можно было поименовать богатырскими абавами,. Да как угодно, но без этой самой грубой подмены ! Во-вторых, В Спасовки должна быть литургия кульминацией праздника. А ее в программе нет.И Епархии нет в числе организаторов.
И к 10 утра даже с ранней литургии в День Преображения Господня не все успеют без опозданий в центр Владимира Поветкина из разных приходов города.А там как назло — лекция Дениса.

пурген
07:35 09.08.2018

Как Лермонтов там говорил?Сие, друзья мои,под сению желтеющих акаций алтарь у вас не наш, а муз и граций.Псалтирь и не звучит.Молчит в великой скорби пронизительно ее струна.И лишь одна Цевница, блудница, озорница играет и поет, под ветром станом гнется и пана в гости ждет.И пан с бородкой острой рукой одной берет конкле,другой — каннель, ногой варган ,из под хвоста дудит в орган. Хихикая, мелодию выводит на йоухикко .Ах да «Веселие, уж взятое гробницей и ржавый предков меч…»- вот так там говорится.Увы, и меч у вас не предков.Подделка для забав, игрушка не для войн, а для пиров и скоморохов.И скипитр при нем для всех царей-Горохов.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.