«От гривны до гривенника»: кредитная история новгородских церквей

Новгородская группа Санкт-Петербургского Института истории Российской Академии Наук и «53 новости» открывают новый цикл. Он расскажет читателям о том, как складывалась и работала экономика Новгорода: от древности до современности. Мир, наполненный живыми идеями, конкуренцией и тягой к преобразованию — вот о чем наш новый проект «От гривны до гривенника». Говоря коротко: история денег — это история людей.

Авторы:

кандидат исторических и экономических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доцент НовГУ Ярослав Васильев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин.

Начать мы решили с того, без чего понять жизнь жителя Древнего Новгорода понять невозможно — без связи мира духовного и материального.

Почему Церковь давала кредиты? Какие отношения связывали ее с властью? И сколько раньше стоили деревянные и каменные храмы? Порассуждать об этом мы попытаемся в публикации, которая, надеемся, будет интересна не только специалистам, но и, как говорили раньше — «широкой читательской аудитории».

«От гривны до гривенника»: кредитная история новгородских церквей

София Новгородская.

Исторически так сложилось, что Церковь могла накапливать значительные богатства. Крупные столичные монастыри, стоящие близко к верховной власти, получали и денежные капиталы, но чаще им жаловали земельные владения. Так как земли для получения с них дохода надо было обрабатывать, то у Церкви появились и собственные приписанные крепостные крестьяне. Так она стала крупнейшим феодалом своего времени.

Власть светская была заинтересована в лояльном отношении духовных властей. Церкви передавали большие денежные суммы, разрешали собирать особые налоги, беспошлинно заниматься промыслами. Зачастую — монопольно. Например, Иверский Валдайский монастырь осуществлял контроль за добычей (вываркой) соли и ее продажей.

«От гривны до гривенника»: кредитная история новгородских церквей

Дом Святой Софии — новгородская церковная вотчина ХI–ХVIII веков — был крупнейшим феодалом, крупнейшим держателем капиталов и кредитором. Более того, кредиты выдавались не только купцам, ремесленникам и предпринимателям, но также князьям. Конечно, за определенные преференции.

Во многом видна роль Церкви как первопроходца на новых землях. Новгородские охотники, ушкуйники ходили в походы на Север, осваивали новые территории, а вместе с ними шли миссионеры — монахи и священники, которые оседали на новых местах.

Так, например, появился Соловецкий монастырь, близ Михаило-Архангельского монастыря возник город Архангельск и другие центры. Церковь часто финансировала такие походы – обеспечивала постройку судна, покупку припасов, оружия, товаров для обмена с местными жителями. Так духовная власть увеличивала свое влияние, распространяя христианство. Параллельно осваивались новые земли.

«От гривны до гривенника»: кредитная история новгородских церквей

Невозможно до сих пор однозначно сказать, сколько стоила постройка церкви в XV-XVI веке. Да, это было очень дорого, поэтому подавляющее большинство храмов возводили из дерева.

Но вот цены 1913 года. Деревянная худая избенка без двора — садовый домик в современном понимании, четыре на четыре метра жилой площади — стоила примерно 70 рублей. Большой дом, крытый железом, с хорошей печью, мог стоить 1000 рублей. Каменные постройки могли стоить минимум в 10 раз больше. В целом, новгородцы, и купцы в частности, предпочитали строить деревянные жилища. В старину мало кто доживал до 50-60 лет, поэтому смысла в каменном доме, кроме как для демонстрации успешности, и не было.

«От гривны до гривенника»: кредитная история новгородских церквей

Магдебургские врата Святой Софии. Одни источники говорят о том, что это военная добыча. Другие — что их приобрели.

В Новгороде до Великой Отечественной войны, когда город почти полностью был уничтожен, имелось около 230 каменных и полукаменных домов, а деревянных более тысячи. Конечно, считалось, что для Бога надо строить как можно лучше, поэтому жители одного конца города при благоприятной финансовой ситуации могли «скинуться» и возвести каменный храм. Кроме того, при постоянных пожарах снималась проблема отстройки церкви каждый раз заново. Это не значит, что деревянных храмов не было – как раз большинство строили из дерева. Просто когда же появлялись дополнительные средства, то на месте деревянного строили каменный.

Фото: Алексей Павлуцких.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.