А вы видели игрушечную железную дорогу длиной больше 9 м? Можем подсказать, где она находится в Великом Новгороде
Надеемся, что вы уже успели побывать в новом Музее игрушки, который недавно открылся в Великом Новгороде. Совсем немного времени прошло со дня его открытия, и Новгородский музей-заповедник нас снова удивил.
Сегодня на втором этаже храма Жен Мироносиц, в выставочном пространстве фондохранилища, состоялась презентация «открытого хранения» коллекции игрушки.
По словам заместителя генерального директора Новгородского музея-заповедника по развитию и внешним связям Ольги Соболевой, это событие — заключительный аккорд, завершающий этап создания Музея игрушки.
«Впервые фонды стали доступны не только для исследователей, — сказала она. – Попасть в музейные фонды не всегда просто, а теперь любой желающий может в составе экскурсионной группы посмотреть, как организовано хранение. А это очень непростое дело, многоэтапное. Это и изучение, и реставрация, и оцифровка, и непосредственно организация самого хранения, для которого необходимо климатическое, специализированное и фондовое оборудование».
К слову, климатическое оборудование – это не просто кондиционер, а осушители и увлажнители, которые позволяют регулировать температурно-влажностный режим в помещении. Мониторинг сохранности музейных предметов ведётся постоянно.
Главный хранитель музея-заповедника Юлия Коломыцева пояснила: «Это помещение мы назвали так – выставочное пространство фондохранилища коллекции игрушки в форме открытого хранения. Это достаточно сложное, длинное название. Объясню, почему. Понятие «открытого хранения » у нас в стране не очень сильно распространено. Потому что попасть в закулисье музея очень сложно – есть определенные условия обеспечения сохранности.
В нашем музее это первая территория, куда мы можем пустить туристов. Исследователи могли попасть в музей по определенной форме заявления от учреждения или частного лица и работать индивидуально один на один с предметом. Здесь же мы хотим показать небольшим туристическим группам ту часть коллекции, которая находится в специализированном оборудовании и доступна для посетителей».
Юлия Коломыцева рассказала, как планируется работа в этом выставочном пространстве. Это не ежедневный показ по желанию туриста. Нужно будет заявка в экскурсионный отдел. Экскурсии планируется проводить один-два раза в неделю, но проводить их будут не экскурсоводы, а только хранители — Светлана Львовна Николаева и Таисия Александровна Фролова.
Группы будут небольшими — 7-10, максимум 15 человек. Причем, несмотря на тему – игрушки – группы малышей из садиков и школ здесь не ждут. Дети, конечно, смогут прийти, но с родителями, которые будут за ними присматривать. И здесь будут рады взрослым посетителям. Дело в том, что здесь все-таки фондохранилище со строгими условиями обеспечения сохранности. Так что потрогать никому ничего не дадут, но сфотографировать – пожалуйста.
Итак, коллекция.
Её нам показала Светлана Николаева. Она пояснила, чем отличается пребывание игрушек здесь и в музее на первом этаже. Если на выставке игрушки подготовлены к выставке, они отреставрированы, и их можно, например, подвесить, то здесь игрушки находятся у себя дома и им должно быть комфортно.
«Главный принцип – чтобы им было хорошо и чтобы их было можно сохранять. Плюс важно удобство для работы с ними, чтобы хранитель вовремя отдал игрушку на реставрацию», — сказала Светлана Львовна.
Игрушки здесь находятся в специальных шкафах с замками и ящиками с оргстеклом. Вся эта музейная мебель позволяет максимально эффективно использовать площади и наиболее полно представить богатую коллекцию. Да, трудно поверить, что сейчас в «открытом хранении» представлено порядка 2000 игрушек! А просто они «прячутся» в выдвижных ящиках.
Центральные витрины посвящены театру, а точнее – игре в театр. Здесь можно увидеть бумажный кукольный театр «Урания» немецкой фирмы «Шольц», созданный в XIX веке.
К театру «Урания» прилагались брошюрки с текстом пьесы, рекламный лист со спектаклями, программки, декорации и герои:
Также в театральной коллекции — авторские марионетки, перчаточные куклы Касперл-театра, индонезийские тростевые куклы театра Ваянг-голек, теневые театры разных стран мира и другие предметы.
Привлекает внимание африканская игрушка в стиле ресайклинг. Из проволоки, алюминиевых банок, полиэтилена созданы животные, машины, самолетик. Это скорее сувенирные вещи. Есть в коллекции и африканские ритуальные куклы, вырезанные из дерева, украшенные натуральной кожей и бисером.
Конечно же, здесь уделили внимание народной игрушке. Это, например, свистульки из разных стран, которые поражают разнообразием форм. Интересны игрушки с движением – кузнецы на планочках, игрушки с балансом – «сковородочку крутишь, а курочки клюют».
Посетителей удивят заводные и электромеханические игрушки, всевозможные пупсики и куклы разных размеров, даже такие малюсенькие, что удивляешься, как владельцы сумели их сохранить. Есть даже пупсики, созданные специально для купания.
Есть коллекционные куклы и даже промышленная африканская кукла, созданная на предприятии, которая даже может пищать. Вот она на фото ниже — синяя в левом верхнем углу:
Ну а если есть куклы и пупсики, то есть и огромное количество одежды, мебели и посуды для них. Кстати, по наблюдению хранителя, советская кукольная посуда не уступала по изяществу импортной.
Бросается в глаза большой Кукольный дом, изготовленный в конце XIX – начале XX века артелью в Омске. В этом же шкафу в выдвижных ящичках – всевозможное наполнение к кукольным домам разного времени.
Этот дом подарил своей дочке приказчик. Представляем, сколько радости было у ребёнка!
Отдельная тема — редкие электрические железные дороги советского производства – завода «Пресс» (1930-х гг.) и «Пионерская» завода «Москабель» (1960).
«Пионерская» особенно впечатляет (она на верхней полке на фото выше). Длина рельсов – 9,3 м! В пассажирских вагонах загорались окошечки, работали светофоры и фонари. Конечно, такая роскошная игрушка простым людям была недоступна, чаще её покупали различные клубы и кружки.
Ценные экспонаты – авторские модели советской игрушки, созданные известными художниками.
Это уникальные вещи, с которых уже начиналось производство. Здесь представлены Айболит, команда хоккеистов и елочные игрушки от Льва Разумовского, медвежонок и мышонок от Натальи Тырковой, конек-горбунок Тамары Федоровой.
В шкафу с авторской игрушкой – фантазии Натальи Писаревой (пирамида «Транспортное средство для воспоминаний») и Ирины Яблочкиной («Первобытная геометрия»).
Музей гордится работами Галины Белеховой, которая специализировалась на историческом костюме. Среди её работ — куклы по эскизам Казимира Малевича к спектаклю «Победа над солнцем».
Главный критерий для того чтобы удостоится чести попасть сюда – знаменитое имя художника. То есть любой желающий здесь своих кукол представить здесь не сможет.
Здесь есть и мультимедийная система — интерактивные мониторы, с помощью которых можно почитать подробнее о том или ином экспонате, посмотреть видеоролики и фотографии.
Это не скучные каталоги, а целое представление. Можно увидеть анимацию, например, теневой театр. Над такими «мультиками» работает уникальный сотрудник музея – искусствовед, владеющий компьютерными технологиями Мария Комарова.
Также во время презентации журналистам показали работу фотолаборатории.
Здесь с помощью профессионального оборудования фотограф Константин Храмов делает очень красивые фотографии игрушек. Он использует источники света высокой мощности, качественную технику и оптику, что позволяет проводить высокодетализированную микросъемку даже мелких деталей.
Добавим, что всего в коллекции Музея игрушки — девять тысяч предметов. Среди них — 1240 кукол, 180 медведей, почти сотня машинок, около 20 тысяч щелкунчиков. Самый маленький предмет – бирюльки, их размер – 1-1,5 см. Есть матрёшка высотой 34 сантиметра, в которую входит 16 кукол. Эти цифры назвала Юлия Коломыцева. Она также сообщила, что такая богатая коллекция позволяет обновлять экспозицию в самом Музее игрушки, например, сделать выставку новогодних украшений к Новому году. А вот в выставочном пространстве фондохранилища экспозиция меняться не будет, здесь игрушки хранятся и чувствуют себя комфортно.
Фото: Александр Томмингас, пресс-служба музея-заповедника