В Новгородской области через 80 лет возвращают к жизни поднятый из Ильменя ИЛ-2

В Новгородской области через 80 лет возвращают к жизни поднятый из Ильменя ИЛ-2

Командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов рассказал «53 новостям» о восстановлении боевого самолета времен Великой Отечественной войны ИЛ-2, который подняли из озера Ильмень.

Сейчас штурмовик находится на «123-м авиаремонтном заводе» в Старой Руссе, но в будущем боевую машину планируется разместить в специальном музее в Демянске.

Самолет довольно большой, с размахом крыльев в 15 метров. По словам Александра Морзунова, в Великом Новгороде нет помещения, куда его можно поставить. А благотворитель, который взялся оплатить строительство музея, поставил условие — машина после восстановления должна экспонироваться в Демянске. Причем человек, который готов профинансировать проект, имя своё принципиально не хочет называть.

Пока, как отмечает поисковик, судьба экипажа штурмовика, к сожалению, не прояснилась. Причем в тот день, 14 августа 1941 года, в новгородском небе полк потерял три ИЛ-2. И из трех человек, которые были в штурмовиках, один смог впоследствии вернуться в полк, а двое пропали без вести.

В самолете при подъеме нашли парашют. Это очередная загадка: либо это снаряжение вернувшегося в часть летчика — он отстегнул парашют, так как плавать в парашюте трудно, либо владелец парашюта погиб в машине и по какой-то причине его не смогли найти.

— Насколько часто встречаются такие находки? — поинтересовались «53 новости» у Александра Морзунова.

il2100321 1

— Крайне редко, — отмечает собеседник. — В наших местах, на Ильмене, какие-то самолеты доставали в районе 1985–87 годов… Последние лет 20-30 вообще не было подобных находок в таком состоянии, когда боевая машина практически целая. Знаю, что примерно в 1985 году из демянского озера Полонец достали самолет ЯК-1. Больше прецедентов не знаю, хотя очень интересуюсь этим вопросом.

— Почему самолеты оказываются в озерах?

— Здесь несколько факторов. Зимой замерзшее озеро — замечательная площадка для посадки. Очень вероятно, что летчик останется в живых. Вот эта история с озером Полонец была как раз такой. Летчик посадил ЯК-1 в середине января 1942 года на лед. Соответственно, лед весной растаял, и самолет утонул.

Наш ИЛ-2 — другая история. Он садился на воду 14 августа 1941 года, когда фашисты штурмовали Новгород, пытались его взять. В этот момент прибыл 62-й полк, только что получивший самолеты, который вступил в бой. За время обороны города он потерял 13 самолетов. В этот день 14 августа полк потерял три машины. Как самолет оказался в озере? ИЛ-2 планировать не может, это 6,5 тонн. Поэтому если он совсем заглох, то просто падает камнем вниз, на том дело и заканчивается. Но это не наш случай!

il2100321 2

По-видимому, самолет подбили, и варианта дотянуть до берега у него просто не было. Обычно, если у них была возможность уйти на свою территорию, они уходили, чтобы садиться на своей территории. Но иногда… Вот у него начинает глохнуть двигатель, он понимает, что теряет скорость, не остается никаких возможностей выбраться, и тогда он пытается сесть. Здесь какие особенности: во-первых, мы нашли наш ИЛ-2 перевернутым, что крайне интересно. Я до сих пор не могу понять, как это произошло. Либо он аккуратно сел и стал тонуть — хвост у него деревянный, глубина там небольшая — всего около трёх метров, а самолет метров 12. И если вдруг он садится на воду, передняя часть очень тяжелая, опускается вниз… Какое-то время самолет задерживается в вертикальном или почти вертикальном состоянии, и может после этого перевернуться. Либо он переворачивается во время посадки — зарывается носом в воду и переворачивается…

il2100321 3

Машина так здорово выглядит! Для штурмовика это был первый боевой вылет. Они только сюда прилетели, и она с первого вылета не возвращается. Это совершенно новейшая машина, всего пять часов налета со всеми испытаниями и прочим. Кроме того, при перевороте получилось так, что кабина была открыта, и всю кабину завалило илом, поэтому в кабине все сохранилось в заводском варианте. Все приборы на месте, прицел, ручки, все шевелится, переключатели переключаются. Садись в кресло и взлетай.

— Могут ли в новом музее еще появиться экспонаты, кроме этого самолета?

— Обязательно появятся. Предполагается большое трехэтажное здание музея. Кроме самолета, там обязательно будут выставлены детали других машин.

il2100321 4

il2100321 5

Комментарии

сергей
04:49 11.03.2021

очень впечатляет желание остаться неизвестным спонсора данного мероприятия и что самолет должен находиться в Демянске

Олег
04:30 12.03.2021

В Демянск от трассы М-10 ведер разбитая дорога, на которой я лично потерял сразу два колеса при попытке доехать до этого славного города. Население самого Демянска 4,5 тысячи человек — да еще деревни вокруг дадут 1-2 тысячи. Самолет уникальный, достоин того — чтобы его видело больше людей. Спонсор понятно все сам здесь будет решать — но Музей с самолетом и прочим лучше бы смотрелся на повороте от трассы М-10 к Демянску — это поселок Яжелбицы. Больше людей увидит реликвию

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.