Архивы раскрывают тайны: село Смурино и его хроникёр

В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли вписан в них…

 

280221arh 2

Запись о смерти П.В. Засодимского в метрической книге церкви Успения Пресвятой Богородицы за 1912 год. (ГАНО. Ф. 480. Оп. 6. Д. 157. Л. 116об. – 117).

Литературная карта Новгородской губернии и области связана со многими именами. Но некоторые из них неизвестны широкому кругу читателей. Например, Павел Владимирович Засодимский. Он принадлежал к писателям-семидесятникам народнического направления и сотрудничал с такими крупными изданиями XIX–XX веков как «Дело», «Русское богатство», «Отечественные записки». В своем творчестве Павел Владимирович отражал крестьянский и городской быт. В этом ему помогало знание народной жизни и сочувствие обездоленным.

Местом рождения писателя является Великий Устюг, но значительная часть его жизни прошла в Новгородской губернии. С 1872 года проживал в деревне Большие Меглецы Николо-Мошенской волости Боровичского уезда и работал в школе для крестьянских детей. В это время им было написано наиболее значительное произведение — роман «Хроника села Смурина».

Зарисовки романа были узнаваемы для местных жителей: «Двести смуринских дворов расположены по обоим берегам реки Вожицы, через которую в самом селенье перекинут мост, утвержденный на огромных серых камнях и устланный сверху соломой и прутьями. Левый берег, густо застроенный, покрыт почернелыми, низкими, набок скривившимися избами с соломенными кровами. На противоположном берегу красуется ряд новых, высоких двухэтажных домов с тесовыми красными кровлями <…> Эта часть села называется Закручье».

Еще одна цитата: «Смурино испокон веку занималось кузнечным ремеслом, и именно гвоздарною отраслью этого ремесла. Земледельческое Смурино обратилось к промышленности, вероятно, вследствие малоземелья, да и потому еще, что земля-то большею частью уж шибко плоха — каменистая да глинистая и в засухи дает такие трещины, что ребенок может в них проступиться по колено. Только трудно сказать, почему предки современных смуринцев избрали для себя средством к жизни именно кузнечное мастерство: железо вблизи нигде не добывалось, а привозилось с далекого Урала».

Но не все соглашались с тем, что в своем творчестве писатель отразил действительно реальную картину. Боровичский писатель Владимир Краснов, автор яркой статьи о Засодимском и его книге, опубликованной в сборнике «Новгородский край в русской литературе», не узнал в этих описаниях родных мест и даже упрекнул романиста в тенденциозности: «Политические игры, которыми развлекалась либерально-демократическая интеллигенция тех лет, создавали своеобразную моду на крамолу в отношении государства, на рассуждения о страданиях народных, которыми тешили себя молодые люди из разночинцев и дворян, имея о предмете разговора подчастую весьма туманное и приблизительное представление, почерпнутое не столько из жизни, сколько из журналов и газет».

Народник Засодимский описал не тех крестьян, с которыми он познакомился в Боровичском уезде, а борьбу условных «жирных, кровожадных, как клопы» кулаков-мироедов (Григорий Прокудов, Кузьма Чирков) с крестьянами-активистами Дмитрием Кряжевым и Василием Кремневым. Меглецкие впечатления в «Хронике» нужно искать в бытовых зарисовках, далеких от основной сюжетной линии. Ограничимся одним показательным примером.

Учитель недавно открытой смуринской школы Верхозов посетил школу в соседнем селе Красные Горки (там преподавал Семен Васильевич). На открытом уроке речь зашла о классической басне Ивана Крылова:

«- Скажи «Стрекозу и Муравья»! – приказал Семен Васильевич, беря ласково мальчугана за плечо.

Тот отбарабанил половину басни без запинки, но вдруг остановился и ни тпру, ни ну, в смущенье, может быть, от необычной учительской ласки.

— Хорошо же ты знаешь! А сколько раз учили эту басню, а? Все еще не вытвердил! Нехорошо! Ленишься! – умеренно-строгим тоном заметил Семен Васильевич. – Садись!

Ученики с изумлением переглянулись: Терешка по такому случаю не заполучил на этот раз затрещины, хотя по всем их соображениям затрещина следовала Терешке.

— Не угодно ли вам что-нибудь спросить? – с достоинством предложил учитель Верхозову, усаживаясь в сторонке на подоконник.

— Пожалуй! – согласился тот и обратился к одному из заплаканных мальчиков: — Скажи мне: хорошо ли сделал муравей, что не накормил и не пустил обогреться к себе в муравейник стрекозу?

Ведь у него место было, корм лишний тоже был… Муравей ведь запаслив!.. Ну, что же! Хорошо он сделал?

Мальчик встал и, широко раскрыв глаза, смотрел на смуринского учителя.

— Добрый ли это муравей, или злой, а? – мягко пояснил Верхозов.

— Добрый! – сказал мальчик с заметной нерешительностью, причем Семен Васильевич самодовольно ухмыльнулся, словно хотел молвить: «Знай-де наших!»

— Почему же он добрый? – спросил Верхозов, задумчиво взглядывая на мальчика.

— А попрыгунья-то стрекоза ничего не собрала про запас… Так ей и надо! – запинаясь и после долгого колебания ответил мальчуган.

— Вы так думаете? – спросил Верхозов другого мальчика, который смотрел необыкновенно бойко и смело.

— Муравей злой… злюка… — ответил тот, встряхивая сильно волосами.

— Пожалуй, что и так! – промолвил Верхозов».

Ученики заспорили о диалоге двух аллегорических героев:

«…Я без души

Лето целое все пела». –

«Ты все пела? Это дело:

Так пойти же попляши!»

Окончание басни — многозначно. Слова Муравья справедливы, но одновременно — жестоки: они обрекают праздную Стрекозу на неминуемую гибель.

«Его <Крылова> басни отнюдь не для детей <…> Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа», — писал Николай Васильевич Гоголь. Заострим это наблюдение.

У русского народа множество пословиц, поощряющих труд: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Без дела жить — только небо коптить»… Но есть и пословицы с противоположным значением: «Работа не волк — в лес не убежит»; «Как ни мечи, а лучше на печи»; «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла» — правда трудолюбивого Муравья перекрывается правдой праздной Стрекозы. Крыловская басня оказалась сложнее, чем методические рекомендации для школы, которых придерживался Семен Васильевич. Талантливый учитель Верхозов показал, что в стихах воссоздалась сложность действительной жизни.

280221arh 1

Письмо Боровичского уездного предводителя дворянства И.И. Аничкова новгородскому губернскому предводителю дворянства П.П. Голицыну с сообщением о похоронах П.В. Засодимского. (ГАНО. Ф. 326. Оп. 1. Д. 226. Л. 1).

С 1908 года Засодимский проживал в том же Боровичском уезде, сначала в усадьбе Жадины, в трех верстах от Опеченского Посада, а в 1911 году приобрел дом в самом Посаде. Там 4 мая 1912 года он скончался и был похоронен, о чем свидетельствует запись из метрической книги приходской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Сохранилась и могила писателя, и купленный им дом, в котором он проживал в последний год своей жизни.

Анатолий Вячеславович Кошелев, старший научный сотрудник отдела использования документов Государственного архива Новгородской области 

Комментарии

Ваш верный читатель
21:07 28.02.2021

Политические игры, которые во все времена были любимым развлечением знати в России, искажали и искажают нашу историю до такой степени, что трудно верить чему бы то ни было, кроме реальных исторических документов. Но факты в них фиксируются не всегда поддающиеся однозначной трактовке из-за отсутствия необходимой для справедливых выводов информации, скажем так, «с другой стороны». Любим мы помнить то, что выгодно в данный момент для власти.
Вы пишете, что «народник Засодимский описал не тех крестьян, с которыми он познакомился в Боровичском уезде, а борьбу условных «жирных, кровожадных, как клопы» кулаков-мироедов с крестьянами-активистами. Меглецкие впечатления в «Хронике» нужно искать в бытовых зарисовках, далеких от основной сюжетной линии».
Разве такая трактовка не является частью той самой политической игры, заигрыванием с историей, приглаживанием, полировкой действительности?
В основе сюжета острый социальный конфликт: борьба крестьян-бедняков села Смурина с кулацкой верхушкой. Можно ли говорить о том, что в наших деревнях этого не было, не имея достоверных сведений?
Среди памятников регионального значения Новгородской области числится расположенная в центре села Мошенское могила Якова Васильевича Солдатова (1905-1930), председателя Ляпинского сельского совета, погибшего от рук кулаков (включена на основании Решения исполнительного комитета Новгородского областного Совета народных депутатов №161 от 23.05.1989 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры»). Этот факт ни о чём не говорит? Да, со времени создания «Хроники села Смурина» прошло более 50 лет, но такое событие, произошедшее уже при советской власти, только подтверждает остроту проблем крестьянства.
Ляпинского сельсовета, по моим данным, никогда в Мошенском районе не было. А вот деревня Лянино расположена менее чем в 10 км от Меглец.
А теперь самое главное: что знает местное население об этом памятнике регионального значения? Где эта могила и кто за ней ухаживает? Кто владеет хоть какой-нибудь информацией о том событии? Какое учреждение культуры отвечает за сохранение этой частички памяти об истории района?
Вопросы риторические. Память стёрта. Не хочу никого очернять, но у меня давно складывается впечатление, что вся армия работников культуры работает больше на оболванивание населения, чем на сохранение в народе памяти о своём прошлом. Понятие о культуре у нас своеобразное, примитивное до безобразия.
За статью спасибо! Очень приятно, что журналисты сотрудничают с теми, кто хранит крупицы истории районов.

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.