В репертуаре новгородского театра «Малый» появился спектакль «Дети ворона» о страшных временах

В репертуаре новгородского театра «Малый» появился спектакль «Дети ворона» о страшных временах

Говорящие птицы и куклы, туман другого мира и ленинградские дворы-колодцы, будто зачарованный город и пронзительная история. Спектакль для подростков и молодых зрителей, который появился в афише Новгородского театра «Малый», откровенно говорит о неудобных темах и страшных временах, но в очень понятном формате — здесь исторические факты накладываются на фантастический сюжет о том, как мальчик пошел против страха и победил его. Это тревожный, интересный и важный спектакль о времени Того-кого-нельзя-называть.

Юлия Яковлева создала книгу «Дети ворона» из цикла «Ленинградские сказки», смешав магический реализм с историческими реалиями тридцатых годов, эпохи начала Большого террора. Книга вышла в издательстве «Самокат» и сразу обрела как большое количество сторонников, так и тех, кто посчитал, что говорить об истории репрессий с подростками — рано, не ко времени и просто не нужно.

l0zPeWCcm3A

Внезапный ужас, который появляется в жизни двух детей Шурки и Таньки, связан с непониманием, почему невиновных родителей забирает «черный воронок». Вот сначала они — благополучные дети, Марина Вихрова играет заучку-Таньку со скрипичным футляром, Шурка в исполнении Алексея Коршунова — бесшабашный, романтичный, склонный к авантюрам— поднимает бумажку, которую выбросили из товарного вагона, это чье-то письмо родным. С маленького эпизода начинается большая история противодействия страху и его гнетущей атмосфере. Режиссер Надежда Алексеева идет по истории «Детей ворона» как по взрывоопасному ландшафту, но действие здесь бестрепетное, энергичное и стремительное — потому что сила в правде.

Актеры в черных толстовках сначала выглядят как современные люди и античный хор одновременно — они как раз и качнут маятник времени от нас, сегодняшних, привыкших к быстрой информации и фактологии, пригласят в 1938 год, где живет мальчик Шурка.

De3CIcNyAfg

Костюмы здесь быстро трансформируются — мама в красном беретике в исполнении актрисы Любови Злобиной, суетная, трепетная, порхающая над чадами, и быстро исчезающий папа (Олег Зверев), который вместо красного жилета вдруг одевает золотистый с искрой халат и превращается в сварливую соседку в бигуди, мечтающую заполучить комнату соседей по коммуналке. Помогает изменению времени и видеоарт от художника Анастасии Алексеевой — за спинами актеров он сначала выглядит как большие серые плакаты разного формата, которые оживут видеохроникой, образами птиц, узнаваемыми открытками Ленинграда, превратятся в огромное следящее око или станут порталом, который уводит по лестницам главного героя из страшного серого дома. Здесь видео — тоже своего рода увеличенные пиксели реальности, пиксели складываются в очередь около Крестов, ожидающую передачи, в волшебное ухо, которое может слышать шепот даже Крысы (замечательный эпизод с Мариной Вихровой, очень юморной и яркий, в котором Крыса обретает черты волшебного помощника).

Осиротевшие дети просят помощи у птиц — и тут исторический вектор меняется на фантазийный, птицы обретают человеческие голоса и вздорные характеры.

KOteNj1dUas

Элегантные вороны в котелках или свободные серебряные чайки, озорной воробьишка в детдомовской шапке и колготках (Кристина Машевская), самовлюбленный зазнайка-лебедь, рассматривающий свою красоту в зеркале (Олег Зверев) — их образы очеловеченные, иногда юмористические, вышедшие из детской фантазии, гораздо ближе и понятнее, чем недомолвки взрослых о Вороне и его силе. Ворон тоже появится — как кинематографический образ, облаченный в крылья-щиты, будто отлитый из чугуна, способный забрать ребенка и превратить его в куклу.

Отдельно хочется отметить образы детей, которые в виде кукол создала художница Оксана Немолочнова — трогательные, очень индивидуальные лица, которые мальчик Шурка встречает в Сером доме, куда его, как и других детей врагов-народа, забирает безымянная сила Ворона. 

5sR2 aW9wvI

Актеры обращаются с куклами-героями с огромной нежностью, у них выразительные жесты, движения, голоса и кажется, что видишь характер каждого мальчика, как бы его не унифицировала его серая казенная одежда. Шурка вырывается из плена серого дома, но в самом спектакле именно Серый дом становится паузой, в которой время спектакля будто замирает.

Страшный образ надсмотрщицы Тумбы, которая в Сером доме дает детям новые имена, создает актриса Любовь Злобина. В самом начале она еще трепетная, хрупкая мама, в Сером доме уже грубая напористая мачеха детям «врагов народа», а в конце — приемная мать, которая стойко, смело и вызывающе забирает детей и спасает их. Такой сложный драматический рисунок замечательно поддерживает талант актрисы, которая находит в своих героинях и нотку иронии, и юмора, и трагического накала, и легкости.

2 XsSTEfe2Q

Интересно, что спектакль, несмотря на сложность темы, не оставляет гнетущего впечатления, хотя в нем звучит трагичность момента. Он — яркий пример динамичного разговора с молодым зрителем о смелости и преодоления страха, в котором есть так любимая молодыми нота фантастики, юмора и геройства. Он создан современными яркими выразительными средствами с блестящим актерским ансамблем (всего четыре актера создают многонаселенную историю «Детей ворона»: Алексей Коршунов, Олег Зверев, Любовь Злобина и Марина Вихрова). Эта театральная история режиссера Надежды Алексеевой и команды «Малого» театра вызывает огромное уважение к тому, что взгляд создателей спектакля обратился именно к этой книге, к истории о детях, потерянных внутри исторического контекста. И в финале бравурного марша все острее стучит сердце… или это просто стук в двери, который напоминает: я есть.

Afisha

Фото: Марина Воробьева

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.