Архивы раскрывают тайны: Как новгородцы праздновали Новый год в 1902-м

В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…

Празднование Нового года — особая традиция. Кто-то отмечает этот день с особым размахом, кто-то просто переворачивает еще один лист календаря. Но ни один Новый год не обходится без ёлки.

В России обычай празднования Нового года 31 декабря ведет свое начало с Петровской эпохи. Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года предписывалось вести летоисчисление не от библейского сотворения мира, а от Рождества Христова. День «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» следовало перенести на 1 января. В указе прописали и то, как организовывать новогодний праздник. В день Нового года было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу — на тот момент Москву — хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны при Гостином дворе». После смерти Петра I рекомендациям в отношении установки елей и других хвойных деревьев следовали мало, а вот новогодние фейерверки и «иллуминации» проходили очень масштабно.

2

Открытка «С Рождеством Христовым». Начало XX века. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 1, 2.

Становление же елки как символа новогодних праздников, а до революционных событий 1917 года скорее рождественских, происходит лишь в XIX веке. Большое количество колонистов из Европы, прежде всего немцев, которые появились в Санкт-Петербургской и окрестных губерниях, тесно общалось с местным населением. Традиции, привезенные с собой, сохранялись и на новом месте жительства, постепенно входя и в жизнь местного населения. Елку на рождественские праздники ставили в императорской семье, да и великие княгини в основном были прусскими принцессами, сохранявшими привычные им обычаи. Из императорской семьи праздник елки перешел сначала в подведомственные императрицам учебные заведения, а затем стал осваиваться дворянскими семьями. Провинция отставала от столицы, хотя и не слишком сильно: разнообразные связи с Петербургом способствовали быстрому распространению елки.

Вот только помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с трудом. Святки здесь продолжали праздноваться с соблюдением народных обычаев, по старинке. Для устройства же елки необходим был образец, определенные знания и средства. Многие помещики не выезжали в столицу, не было необходимых украшений, сластей, которые обильно использовались в убранстве рождественского дерева. Лишь в последней трети XIX века елка была освоена в помещичьих усадьбах, как в Москве и Петербурге. Впрочем, и в начале XX века сохранились сведения, говорящие о том, что для многих детей елка была невиданным явлением.

261

Открытка «С Рождеством Христовым». Начало XX века. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 1, 2.

Так в заметке «Вестника Новгородского земства» от 27 декабря 1902 года сообщалось, что в Тихвинском уезде Новгородской губернии в имении Тимиревых была устроена для детей елка, на которую собралось так много детей обоего пола, что в доме было трудно поместится. Многим приходилось смотреть лишь в окна. «Дети, никогда невидавшие подобной диковинной елки, сначала были так удивлены, что не смели пошевелиться и освоились только тогда, когда им было предложено спеть песню и дозволено потанцевать. Все пришли на елку одетыми по праздничному и были настолько веселы, что трудно передать». После праздника детям были розданы гостинцы — карандаши, разные игрушки и книги. «Дети так ценят и дорожат этими подарками, что не знают, куда их и положить по приходе домой».

3

Праздник елки. Вестник новгородского земства. 1901 г. С. 22.

Первоначально елка готовилась взрослыми членами семьи тайно от детей, это был сюрприз. Приближение рождественского праздника и нарядной елки наполняло детские сердца трепетной радостью ожидания приятного. Постепенно семейный праздник разрастался — на елку стали приглашать детей родственников и знакомых. Проводить елки стали и в общественных местах. Широкое распространение получила организация благотворительных елок, как разного рода обществами, так и отдельными людьми. Средства на проведение елок зачастую собирались по подписке внутри определенного слоя городского населения, или складывались из добровольных пожертвований, или же специально выделялись городскими властями.

В «Вестнике новгородского земства» за 1902 года указывалось, что «в Новгороде в числе общественных елок прошедших праздников следует отметить елку, устроенную в помещении ремесленной управы для детей и учеников ремесленников на деньги, собранные по подписке между теми же ремесленниками. Оживление было очень большое».

Распространены были и открытки с поздравлениями с Рождеством, на которых одним из главных атрибутом всегда являлась елка. Пожелания были о благополучной встрече и счастливых проводах Рождества, поздравлениях родных и близких.

Елка, таким образом, в дореволюционное время приобрела по заимствованию из Западной Европы символ «Христова дерева». Свойство оставаться всегда зеленой способствовало превращению ее в олицетворение вечного обновления жизни, возрождения.

После революционных событий 1917 года елка фактически забывается. В тревожные годы люди думали о физическом выживании. И хотя в 1920-е елки возобновились во многих семьях и учебных заведениях, но активного празднования не проводилось. 1 января, Новый год, считался праздничным днем.

4

Постановление Президиума Ленинградского облисполкома о революционных праздниках и особых днях отдыха на 1929 г. 29 декабря 1928 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-139. Оп. 1. Д. 74. Л. 67.

Первоначально нерабочими считались и дни религиозных праздников, в том числе Рождество. Однако, постепенно широкая борьба с религией затронула эту сферу жизни. Рождество объявили праздником капиталистического лагеря. В апреле 1929 года XVI партийная конференция утвердила новый порядок и режим работы — Рождество превратилось в обычный рабочий день. Вместе с этим отменилась и елка, как способствовавшая религиозности детей.

6

Открытка «С Новым годом». 1970-е гг. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 6, 17.

Возрождение праздника началось с 1935 года, но уже не как елки к Рождеству, а как Нового года. Проведение праздничных елок под Новый год было рекомендовано устраивать для пионеров и школьников, в учебных заведениях и в детских домах, в кинотеатрах и на катках. Наряженное елочное дерево стало обязательной принадлежностью советской жизни, и на новых открытках елка стала символом Нового года. А вот основными пожеланиями все также были пожелания счастья, радости, всего самого лучшего и светлого, благополучия и всяческих удач.

Сегодня, несмотря на все перипетии истории, елка продолжает оставаться главным символом праздника, ощущения радости и предвкушения сюрпризов для взрослых и детей.

5

Открытка «С Новым годом». 1970-е гг. Государственный архив Новгородской области. Ф. Р-4517. Оп. 1. Д. 16, Л. 6, 17.

Екатерина Федоровна Михайлова, заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области.

 

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.