Обязательное невсеобщее: образование детей духовенства в первой половине XVIII века

В хранилищах государственных архивов Новгородской области — сотни тысяч документов. Прикосновение к каждому вызывает трепет сопричастности подлинной человеческой жизни, закончившейся десятилетия, а может быть и столетия назад, но готовой говорить с нами, живущими сегодня. «53 новости» и государственные архивы Новгородской области публикуют цикл очерков, который может стать бесконечным. Бесконечным, как судьбы людей, стоящие за длинными номерами и шифрами «единиц хранения». Возможно, генетический код нашей земли зашифрован в них…

В октябре этого года исполняется 280 лет со дня основания Новгородской духовной семинарии, открытой в 1740 году в Антониевом монастыре. Значительное количество документов Государственного архива Новгородской области раскрывает отдельные страницы истории этого учебного заведения.

Новгородская духовная семинария внесла огромный вклад в формирование не только местной элиты, но и в формирование общероссийского образовательного пространства. Ученики семинарии, получая очень разнообразное образование в стенах духовной школы, становились для простых людей, которые не имели возможности получать образование, помощниками в различных областях жизнедеятельности. Новгородскую духовную семинарию окончили многие церковные и общественные деятели.

2709a

Паспорт сторожа Михаила Петрова, выданный ему Новоторжским духовным правлением для отведения в Новгородскую консисторию детей духовенства города Торжка, определенных для обучения в семинарии. 5 ноября 1752 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 830. Л. 11.

Однако система образования в стенах семинарии сложилась не сразу. Создание системы регулярного школьного образования для детей духовенства начинается в России в Петровскую эпоху. В допетровской Руси существовало в качестве общепринятого лишь элементарное образование, дававшееся в приходских школах или на дому и состоявшее в обучении чтению, пению и письму. Первые попытки ввести обязательное школьное обучение для детей духовенства мы находим в указах Петра I, изданных в 1708 и 1710 годах. В них сказано, «… чтоб поповым, диаконовым, пономаревым, диачковым, сторожевым, просвирницыным детям учится в греческой и латинской школах, а которые в тех школах учится не похотят и их в попы и диаконы на отцовы места и никуды не посвящать, и в подьячие и ни в какие чины опричь салдатскаго чина не принимать».

Окончательно положение об обязательном обучении детей духовенства было закреплено в «Духовном регламенте», изданном в 1721 году. Этот документ обязывал епископов открывать в своих епархиях школы для обучения детей. В Новгородской епархии такая школа была открыта еще в 1706 году по инициативе митрополита Иова и успешно действовала при архиерейском доме вплоть до создания духовной семинарии.

Обучение в школе было многоуровневым: в разных классах ученики изучали грамматику церковнославянского языка, грамматику греческого языка, риторику, и поэтику. Первые набранные в школу ученики были служителями архиерейского дома и уже имели начальное образование, поэтому начали обучение с грамматики. Со временем в школу стали набирать детей духовенства и крестьян архиерейского дома, подкидышей, обучение которых начиналось с изучения Псалтири, Часослова и букваря. Только после этого они приступали к изучению грамматики церковнославянского, греческого, а с 1724 года и латинского языков.

Параллельно с архиерейской школой действовала так называемая школа ставленников или букварная школа. В ней учились дети духовенства, которые должны были получить ставленические грамоты и занять свободные церковнослужительские места, но не имели для этого достаточной подготовки. Их учили «книгочтению», Псалтири, Часослова и букваря специально определенные к ставленическим делам учителя. После успешного прохождения испытаний они отправлялись на приходы.

В первой половине 20-х годов XVIII века дети духовенства могли получить образование как по старинке – в домах своих отцов, так в школах. При этом не обязательно было изучение грамматики, достаточно было начального (рудиментарного) обучения, в курс которого входили заповеди, Часослов, Псалтырь и букварь. Более того школа была всесословной: в ней могли учиться разночинцы. Ситуация начинает меняться к концу 30-х годов XVIII века. Прежде всего, школа становится строго сословной. Учиться в ней могут только дети духовенства. В указе Петра I от 2 сентября 1723 года сказано: «По имянному его императорскаго величества указу велено поповских и дьяконских и причетнических детей, которые в подушной оклад будут не включены и к школному учению полетам их потребны, всех, которые учится могут, хотя которые во учении быть и не похотят, неволею взять в школы и учить к надежде лучшаго священства как духовным регламентом определено».

2709с

Всепокорное прошение архиепископу Новгородскому Стефану (Калиновскому) с просьбой освободить священнического сына Василия от обучения в семинарии. 1750 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 751. Л. 106.

Старая система начального образования, которое дети духовенства получали дома, теперь не освобождала их от необходимости учиться в школе латинскому языку и высшим наукам: поэтике, риторике, философии и богословию. Именно эти предметы составляли полный курс семинарского образования.

Определение детей духовенства в архиерейские школы и семинарию осуществлялось Новгородской комиссией о разборе церковников и прочих чинов. Для духовенства Новгородской епархии обучение детей в семинарии было обязательным. Духовенство обязывали представить сведения о своих детях в возрасте от 10 до 15 лет, которые должны были учиться в семинарии. Отказ от учебы в семинарии и сокрытие данных о своем ребенке влекли за собой строгое наказание: штраф, отлучение от церковной должности и лишение детей наследства отца. Требования к поступающим в Новгородскую духовную семинарию были достаточно высокими: умение читать, писать и знакомство с богослужебными книгами. Если же в результате вступительных испытаний кандидат в семинаристы не соответствовал этим требованиям, его отправляли в родительский дом для «доучения» в течение года. После этого родители «под страхом беспощадного штрафования» должны были вновь представить своих детей для поступления. В Новгороде в Белониколаевском монастыре организовали русскую школу, в которой кандидаты в семинарию проходили курс начального обучения, закончив который успешно, могли поступить в семинарию. Правда, были и «неудобные» к учению высших наук.

До 1747 года семинария сама вела списки учеников, которые могли поступить по своим «летам». Списки эти составлялись в духовных правлениях. Доставкой в семинарию детей заведовали духовные правления, отправляя по приходам своего уезда заказчиков и приставов, которые собирали мальчиков и представляли их в правления, а те, в свою очередь, со сторожами отправляли их в семинарию.

В 1747 году все дела по определению учеников в семинарию переходят в ведение духовной консистории. В духовных правлениях по-прежнему составлялись реестры детей, которые проверялись в консистории. В ней же будущие семинаристы проходили испытания. В реестрах делались соответствующие отметки: «писать обучается», «псалтирь стверживает», «псалтирь обучает», «обучается писать, токмо имеет болезнь каменную».

2709b

Реестр детей духовенства Шелонской пятины Залесской половины, высланных в Новгородскую духовную семинарию. 1752 г. Государственный архив Новгородской области. Ф. 480. Оп. 1. Д. 830. Л. 69.

Такая схема набора учеников в семинарию была малоэффективна. Духовенство обходило эту схему различными путями. В сохранившихся свидетельствах видно, что священнослужители завышали возраст своих детей или приписывали им различные болезни: «головную», «сердечную» или «животную». Можно говорить о том, что духовенство Новгородской епархии в первые десятилетия после открытия Новгородской духовной семинарии отрицательно относилось к семинарскому образованию, стараясь под разными предлогами не посылать своих детей в Новгород. Духовенство встретило обязательность обучения детей в духовной школе как новую для себя повинность. В связи с этим дело и не обошлось без применения принудительных мер. Но в дальнейшем семинария устанавливает порядок в образовательном процессе, что показывает развитие учебного заведения как важного духовно-образовательного центра.

Екатерина Федоровна Михайлова, заведующая отделом использования документов Государственного архива Новгородской области.

Николай Вячеславович Салоников, директор Музея истории Новгородского государственного университета.

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.