Найдена генетическая связь между древними прибайкальскими сибиряками и коренными американцами

«АИФ» сообщил — международная группа учёных, в которую вошли и сотрудники Научно-исследовательского института и музея антропологии МГУ, обнаружили очень раннюю генетическую связь между древними сибиряками, населявшими окрестности озера Байкал, и коренными народами Америки.

fddx1Тот факт, что прибайкальские охотники-собиратели обитали в окрестностях великого озера со времён верхнего палеолита, уже давно ни для кого не секрет. Правда, как именно они жили, с кем жили по соседству мирно, а с кем воевали, доподлинно неизвестно.

Зато, изучив верхнепалеолитический геном этих людей, равно как и геномы более поздних эпох каменного и начала бронзового века, исследователи обнаружили генетическую связь прибайкальцев с первыми жителями ближайшего континента. В частности, на самую что ни на есть прямую связь с первыми американцами указывает геном верхнего палеолита.

По мнению экспертов, неоднократные генетические смешения свидетельствуют: в эпоху перехода от неолита к бронзовому веку древние люди были крайне мобильны. А потому им вольно или невольно приходилось взаимодействовать с различными соседями.

Директор НИИ и музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ Александр Бужилов считает: благодаря проекту удалось установить, что исходная прапопуляция народов Сибири и Америки очень древняя.

Для анализа был использован человеческий зуб, обнаруженный советскими археологами в пещере Усть-Кяхте-3 ещё в 1962 году. С тех пор эта находка возрастом 14 тысяч лет хранилась в институте археологии и этнографии сибирского отделения РАН. И вот, недавно музейный экспонат «сказал» своё веское слово, подтвердив генетическое сходство доисторического населения двух континентов.

Более подробные результаты исследования, которым руководил профессор института Макса Планка Йоханнес Краузе, опубликованы в журнале Cell.

К слову, в контексте всего вышесказанного было бы уместно провести аналогию с более ранними исследованиями, позволившими установить происхождение так называемого денисовского человека — вымершего подвида людей. Как показал генетический анализ, жившие там же, в Сибири, но значительно раньше денисовцы, — это сестринская группа неандертальцев. Согласно одной из научных гипотез, их эволюционное расхождение произошло около 640 тысяч, по другой — около 500 тысяч лет назад.

Фото вверху: «АИФ», внизу: журнал Cell.