Архив раскрывает тайны. Первый заведующий новгородским партархивом

Архив раскрывает тайны. Первый заведующий новгородским партархивом

Сотрудники ГАНИНО у могилы Василия Павловича и Анны Елистратовны Евстратовых. 10 марта 2020 года.

10 марта в России отмечается День архивов. Этот профессиональный праздник введен решением коллегии Федеральной архивной службы России в 2003 году.

Становление архивного дела — многовековой процесс. Появление самых ранних письменных документов на Руси историки относят к первой половине Х века, когда были заключены договоры князей Олега и Игоря с Византией. Цитирование этих важных документов в Повести временных лет в начале XII века подтверждает, что они сохранялись в княжеском архиве не менее двух столетий. В древнем Новгороде свой архив существовал в Софийском соборе, несомненно, создавались и частные архивы, без которых невозможно было управлять обширными боярскими владениями.

Значение архивной службы для государства подчеркивает дата, выбранная архивистами для праздничного дня. Ровно 300 лет назад, 28 февраля (10 марта по новому стилю) 1720 года Пётр I подписал «Генеральный регламент или Устав»  первый акт, который определил основы организации государственного управления. С этого времени архивы являлись самостоятельными структурными частями коллегий  во главе архивов стояли архивариусы, причем при Коллегии иностранных дел и Ревизион-коллегии были образованы объединенные архивы: «всем делам всех Коллегий, которые не касаются приходу и расходу» и «которые касаются приходу и расходу».

Спустя еще двести лет  1 июня 1918 года  в России был образован Единый государственный архивный фонд, в который вошли дела и документы правительственных учреждений, законченные к 25 октября 1917 года, а также должны были передаваться «ныне производящиеся» дела и переписка. Этот документ заложил основы организации архивного дела в РСФСР и, позднее, Советском Союзе и позволил сохранить и упорядочить огромные массивы документальной информации.

Одновременно в России началась работа по собиранию, обработке и изучению документов по истории революционного движения и Коммунистической партии. В течение первого десятилетия советской власти была создана обособленная от государственной архивной службы система партийных архивов. 29 марта 1929 года в составе Института В.И. Ленина при ЦК ВКП(б) был образован Единый партийный архив.

Документы, отложившиеся в деятельности партийных и комсомольских организаций Ленинградской области, поступали в Ленинградский партийный архив (с 1941 года  партийный архив Ленинградских обкома и горкома ВКП(б)). С выделением Новгородской области свой партархив появился и в Новгороде. Решение о его создании было принято бюро Новгородского обкома ВКП(б) 14 июня 1946 года.

Первым заведующим партархивом был утвержден Василий Павлович Евстратов, большевик с 1918 года, в феврале того же 1946 года демобилизованный из Красной армии в звании капитана. Вернувшись в Новгород, Василий Павлович был направлен на работу в редакцию газеты «Новгородская правда», но уже в марте командирован на трехмесячные курсы архивных работников при ЦК ВКП(б).

30 мая, еще находясь на курсах, В.П. Евстратов писал первому секретарю обкома ВКП(б) Г.Х. Бумагину, что «первым тяжелым вопросом» станет поиск подходящего помещения для архива (трех больших комнат для хранения фондов и двух небольших  для научной работы): оно должно было быть каменным, ни в коем случае не в подвале и не в полуподвале, отапливаемым, иметь вентиляцию… Поиск соответствующего необходимым условиям места в разрушенном городе действительно был серьезной проблемой, но власти нашли возможность обустроить архив, хотя частично  всё-таки в подвале. В апреле 1947 года в Новгород начали прибывать документы Ленинградского партархива, которые складывали на первом этаже одного из зданий обкома ВКП(б)  бывшего педтехникума в Кремле (ныне  колледж искусств имени С.В. Рахманинова).

1667 1 2 7

 

1667 1 2 7a

Докладная записка заведующего партийным архивом Новгородского обкома ВКП(б) В.П. Евстратова в сектор филиалов и местных партархивов Института Маркса, Энгельса, Ленина при ЦК ВКП(б) об организации партархива. 25 апреля 1947 г. ГАНИНО. Ф. 1667. Оп. 1. Д. 2. Л. 7-7об.

25 апреля В.П. Евстратов сообщал в Институт Маркса, Энгельса, Ленина при ЦК ВКП(б) (центр научно-методического руководства всеми партархивами страны):

«Доношу, что 23 апреля с[его] г[ода] партархив Новгородского Обкома ВКП(б) приступил к работе.

22 апреля из Ленинградского партархива привезена первая партия партдокументов  фонд Новгородского Губкома ВКП(б), Боровичского Окружкома, Горкома и Райкома ВКП(б),  всего 22 тыс. единиц хранения. Это только 1/6 наших фондов, хранящихся в Ленинградском партархиве. Остальные будем завозить как справимся с транспортом.

Фонды получены, в смысле сохранности, в хорошем состоянии, но без архивной разработки. В фондах попадаются материалы других фондов; многие единицы хранения сшиты так, что читать документы невозможно; есть единицы хранения, сшитые металлическим сшивателем; в документах попадаются металлические скрепки, булавки; описание на обложках часто не соответствует содержанию документов; некоторые единицы хранения даже не сшиты, другие были сшиты, но разваливаются; даже инвентарные описи с большими дефектами: неизвестно, кем и когда составлены; не указано количество листов в единице хранения; некоторых единиц хранения, значащихся в описях нет, но никаких отметок куда переданы нет. Стоит буква «Н» и всё. Большинство единиц хранения не имеет даже нумерации и, конечно, заверительных надписей. Одним словом  материалы архивно не обработаны и над их обработкой придется посидеть.

Пока шел ремонт помещения, я облазил государственный архив и обнаружил в нем 353 единицы хранения из различных фондов парторганизаций Новгородской губернии и округа. Мы дали им полную архивную обработку и теперь приобщим к основным фондам. Кроме того, в государственном архиве я обнаружил около 500 единиц хранения различных фондов парторганизаций, отошедших к Ленинградской области; заберу их из государственного и сдам в Ленинградский партархив. Кроме того, мною организован архив партизанских отрядов, действовавших на территории области из 560 документов. Часть из них скопирована из архива Ленинградского Штаба партизанского движения, часть собрана на периферии. Сбор документов в районах продолжается. Документы скомплектованы в 27 единиц хранения, архивно обработанных.

Помещение партархива расположено в здании Обкома ВКП(б) в I этаже, состоит из 6 комнат и коридора. Помещение сухое, светлое, с паровым отоплением и электрическим освещением. Оборудовано стеллажами. Кроме того, для партархива предназначен сухой и отапливаемый подвал под этим же помещением. Он будет оборудован как только удастся его освободить. Полагаю, что фонды, находящиеся в Ленинграде, разместятся в I этаже, подвал же будет для новых поступлений.

Штат. До 1 января 1947 г. я работал один, с 1 января получил заведующего фондами т. Сарафанова, вполне соответствующего этой должности. Обком ВКП(б) обещает на днях дать научного сотрудника, работавшего ранее зам. зав. отделом пропаганды Обкома ВКП(б). Подобрана и на днях приступит к работе в должности архивариуса комсомолка т. Рымина. Подбирается через Горком ВКП(б) кандидатура на должность второго архивариуса».

10032011Судьба Василия Павловича Евстратова, на плечи которого легла работа по созданию нового архива в Новгороде, складывалась непросто. Несколько раз ему приходилось менять жизненный путь и место проживания: послушник, учитель, журналист, лишь на склоне лет, пройдя три войны и блокаду Ленинграда, он стал работать в архиве. В автобиографии, составленной в 1924 году, В.П. Евстратов подробно описывал свои детские и молодые годы.

Василий Павлович родился в январе 1888 года на станции Верещино Старорусского уезда в семье железнодорожного телеграфиста-монтера. После окончания Новгородского городского четырехклассного училища в 1902 году отец отдал Василия учеником в переплетную мастерскую в Торжке, где будущий архивист проработал около года. Ранняя смерть отца «чуть не свела» его с ума  признавался позднее В.П. Евстратов, и именно с ней он связывал свой уход в религию. «Жаждавший духовных подвигов» юноша за год обошел несколько монастырей Тверской епархии, но оказался недоволен образом жизни монахов, а вскоре увлекся идеями марксизма.

Влияние двоюродного брата, инженера-путейца и большевика, способствовало образованию Василия: по его совету он выдержал экзамен на сельского учителя, экстерном окончив Новоторжскую учительскую семинарию. Но через три года, когда В.П. Евстратов работал в школе деревни Оброни Демянского уезда, его настигли неурядицы, заставившие вновь изменить течение жизни. Два месяца молодой учитель провел в заключении и за распространение «вредных» идей был всё-таки лишен права преподавать.

Так начался путь В.П. Евстратова в журналистику. Первой газетой, в которую он устроился, был новгородский «Волховский листок», но проблемы с полицией и левые взгляды не позволяли надолго задержаться на одном месте. Василий Павлович вернулся в Тверскую губернию, затем перебрался в Ярославскую. За несколько лет ему пришлось сменить несколько изданий, а так как газетная работа в провинции оплачивалась грошами, свой бюджет он подкреплял канцелярскими работами и даже пением в церковных и светских хорах. Незадолго до начала Первой мировой войны В.П. Евстратов стал редактором газеты «Угличский край» и прочно осел в Угличе.

22 марта 1916 года после двухмесячного заключения за «антиправительственную статью» он был призван в армию. Так Василий Павлович оказался на фронте, сначала рядовым, а после  ротным фельдшером 422-го пехотного Кашинского полка: «Февральская революция, о которой мы узнали в середине марта, застала нас в Румынии, а Октябрьская революция  на передней линии окопов, в Стоходских болотах. Благодаря этому политическая жизнь в нашем полку была очень скудна, т. к. мы были как бы оторваны от всего мира и жили своей чисто окопной жизнью. Из газет к нам доходила одна кадетская «Киевская мысль», или вовсе скрывавшая происходившие в стране революционные события, или передавала их в сильно извращенном виде. Лучшей информацией для нас в то время были немецкие прокламации». Большевиков среди солдат не оказалось, и Василий Павлович временно примкнул к ячейке социал-демократов-интернационалистов.

Вернувшись в январе 1918 года в Углич, бывший фронтовик сразу оказался в гуще активной политической жизни. Партийной организации РСДРП(б) в уезде еще не было, в уездном исполкоме заправляли эсеры, во главе газеты «Угличская правда»  официального органа исполкома  стоял некто Троицкий, выдававший себя за анархиста… К лету ситуация изменилась: Василий Евстратов принял участие в создании уездного комитета РКП(б), возглавил газету и союз советских служащих, в декабре стал членом уисполкома и заведующим отделом труда с оставлением в должности редактора. С 1918 года он отсчитывал и свой партийный стаж.

11 августа 1919 года его вновь мобилизовали. В.П. Евстратов служил комиссаром санитарной части Восточного фронта, устанавливал советскую власть в Минусинске, затем несколько месяцев проработал в Главном военно-санитарном управлении в Москве. В марте 1921 года по собственному желанию он был назначен комиссаром Рыбинского эвакопункта (после его расформирования  военного госпиталя).

В Рыбинске комиссара застала «чистка партии». Сам Василий Павлович объяснял свое исключение из РКП(б) «страшно обостренными взаимоотношениями» с рыбинскими ответственными работниками  многие местные организации были заинтересованы что-либо «урвать» из богатого имущества расформировываемого эвакопункта. В дело вмешалась Центральная контрольная комиссия, и спустя год В.П. Евстратов всё-таки был восстановлен в партии.

После демобилизации в 1922 году будущий заведующий партархивом вновь поступил на профсоюзную работу, а затем вернулся к журналистике. По инициативе Ярославского губсовета профсоюзов он был переведен в редакцию «Северный рабочий». В ноябре 1926 года В.П. Евстратов приехал в Новгород, где работал в редакции газеты «Звезда», райкоме ВКП(б), контрольной комиссии Рабкрина. В октябре 1935 года, будучи уполномоченным Леноблгорлита по Новгородскому району, Василий Павлович, как писал он сам, «по проискам группы врагов народа Самохвалова (первый секретарь Новгородского райкома ВКП(б), впоследствии репрессированный  В.К.) и Ко… был исключен из партии, но КПК при ЦК ВКП(б) восстановлен без всяких замечаний». До войны он продолжал работать литературным сотрудником в газете «Звезда».

23 июня 1941 года В.П. Евстратов был призван в Красную армию. Его опыт в журналистике оказался востребован на фронте. Василий Павлович возглавил редакцию газеты 25-го укрепрайона, а в августе 1941 года  редакцию газеты «Сталинец» 128-й стрелковой дивизии, которая сражалась на подступах к Новгороду. 1 сентября он выехал в Ленинград за типографской машиной для редакции и оказался в блокаде. В городе на Неве В.П. Евстратов более года работал пропагандистом эвакогоспиталя № 988, с которым в 1943 году был переброшен на 1-й Белорусский фронт.

С октября 1943 года Василий Павлович возглавлял редакцию газеты «Дорожник» 1-го военно-дорожного управления 1-го Белорусского фронта, после контузии в июне 1944 года работал парторгом, заместителем по политчасти начальника госпиталя. За отличие в войне В.П. Евстратов награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Несмотря на все трудности восстановления Новгорода, развитию партархива уделялось особое внимание. Уже в мае 1947 года, когда еще продолжалось перемещение фондов из Ленинграда, архив приступил к выдаче справок. Значительную часть времени отнимала научно-техническая обработка поступающих документов. В 1951 году был окончательно оформлен фонд губкома ВКП(б): составлены инвентарная опись на 7488 единиц хранения, отборочный список на макулатуру (873 единицы хранения), дела были оформлены в связки и положены на полки стеллажей архивохранилища. Также в 1951 году был оформлен фонд Новгородской губернской контрольной комиссии ВКП(б). В том же году архиву в связи с заполнением хранилищ было выделено дополнительное помещение в подвале того же здания. Расположение архива на берегу реки постоянно угрожало подтоплением (вода попадала в подвал при наводнениях в 1952 и 1956 году), поэтому к концу 1950-х годов обком КПСС нашел возможность переместить архив в здание бывших Митрополичьих покоев.

Ближайшими помощниками Василия Павловича стали опытные партийные работники: хранитель фондов Фёдор Николаевич Сарафанов, научные сотрудники: Елизавета Михайловна Вятских и Павел Иванович Соколов, в годы войны работавшие секретарями райкомов ВКП(б), Василий Михайлович Хромов, архивист с 1912 года.

1 января 1952 года был впервые составлен паспорт партархива Новгородского обкома ВКП(б). К тому времени на хранении в архиве находилось 2418 фондов (165 872 единицы хранения), было составлено 2418 описей, 2418 карточек фондов, 112 дел фондов, источниками комплектования являлись 116 партийных и комсомольских организаций.

Василий Павлович Евстратов руководил партархивом почти десять лет, до декабря 1955 года. Он умер 27 марта 1957 года и похоронен на Петровском кладбище, возле алтаря храма Петра и Павла на Синичьей горе.

В архиве ничего не исчезает бесследно. След, оставленный человек в жизни, находит отражение в документах. Обширная переписка В.П. Евстратова, его автобиографии и заверенные им документы хранят память об этом выдающемся человеке.

Колотушкин Валерий Геннадьевич, заведующий отделом использования документов Государственного архива новейшей истории Новгородской области

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.