Книгу о нацистской оккупации Новгородчины презентовали в Общественной Палате РФ

Книгу о нацистской оккупации Новгородчины презентовали в Общественной Палате РФ

В издательстве «Просвещение» вышла новая книга историков Бориса Ковалева, Сергея Кулика и Дмитрия Асташкина «Забвению не подлежит: оккупация, сопротивление, возмездие».

На днях презентация книги состоялась в Общественной палате Российской Федерации.

Авторы дают комплексное описание нацистской оккупации Новгородской земли, приводят сведения об экономической, церковной, идеологической политике захватчиков и их пособников. В книге анализируются военные преступления, в том числе уничтожение евреев, расхищение культурных ценностей. Описывается деятельность партизан и подпольщиков. Также приводятся данные об уголовном преследовании военных преступников в 1940-60-х годах. В приложения вошли интервью с очевидцами Новгородского процесса над немецкими военными преступниками 1947 года, сделанные для сценической реконструкции «Да судимы будете» в 2017 году. Издание рассчитано на широкий круг читателей, которых интересует история Великой Отечественной войны: учёных, краеведов, студентов, школьников.

Рассказывает кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Дмитрий Асташкин:

«Псков, Смоленск, Курск, Орел, Краснодар… Что общего у этих российских городов? То же, что и у сотен других: оккупация врагом. Она могла длиться и несколько месяцев и несколько лет. Но результат был один: разрушение жилых домов и промышленных предприятий, школ, больниц и памятников культуры. А самое страшное – массовая гибель людей.

zabveniu 4Одним из самых трагических периодов в многовековой истории Великого Новгорода стала Великая Отечественная война. Многое из того, что город потерял в 1941—1944 годах, во время гитлеровской оккупации, безвозвратно потеряно. Навсегда останутся в списках жертв войны многие тысячи новгородцев.

До войны Новгород был тихим районным центром в огромной Ленинградской области. В нём проживало менее 50 тысяч человек. За долгие тридцать месяцев оккупации в городе осталось несколько десятков человек и ни одного целого здания. Вся Новгородская земля (в августе 1944 года она стала областью) была разорвана фронтом на две части. Перед самим освобождением почти всё оставшееся местное население было угнано на принудительные работы на Запад, в Прибалтику и Германию. Ни один регион нашей страны так долго не находился в годы Великой Отечественной войны под вражеской оккупацией! В этом печальная уникальность Северо-Запада России.

На Новгородской земле против советских солдат, партизан и мирного населения воевали не только немцы, но и испанцы, латыши, эстонцы, бельгийцы. Тяжёлые кровопролитные сражения под Мясным Бором, Демянском, Холмом навсегда вошли в историю нашей памяти. Недаром в наградной системе Третьего Рейха были представлены памятный знак «Демянский щит», подчёркивавший тяжесть боёв солдат вермахта и СС, сражавшихся в Демянском котле, и нарукавный щит «Холм», в память об ожесточённых боях под ним в 1942 году.

Но именно на Новгородской земле развернулась ожесточённая борьба против захватчиков. Храбро воевали партизаны и подпольщики, а на юге области был образован Партизанский край — территория в тылу врага, где действовали советские законы. Народные мстители внесли свой весомый вклад в освобождение Новгородчины от захватчиков.

Сама Новгородская область по количеству населения так и не смогла полностью восстановиться после войны, часть сожжённых деревень так и не были отстроены. Хотя реставраторам и удалось возродить из небытия некоторые строения, немало памятников архитектуры мы знаем сейчас только по рисункам и фотографиям.

За совершённые преступления враг должен был понести заслуженное наказание… Поиск конкретных виновных шёл в лагерях военнопленных с 1945 года. Каждый подозреваемый называл своих подельников, так и набралось 19 имен, от генералов до фельдфебелей. Они ответственны за смерть 34 000 советских граждан на Новгородской, Псковской, Ленинградской и Полоцкой земле, участвовали в блокаде Ленинграда и преступлениях Холокоста.

MUZ 4920Сам процесс длился в Новгороде с 7 декабря по 18 декабря 1947 года, это был последний открытый суд над немецкими военными преступниками в РСФСР. На заседаниях присутствовали делегации соседних областей, журналисты, и, конечно, новгородцы со всех районов. Все 19 подсудимых получили высшую меру — по 25 лет в Воркутлаге каждый. По факту же они отбыли меньший срок, около 8 лет — выжившие на каторге были репатриированы в Германию после смерти Сталина. Справедливо ли это? Об этом могли бы сказать свидетели преступлений и родственники жертв, но их никто не спрашивал, депортация осуждённых не афишировалась.

Новгородский процесс 1947года выявил массу военных преступлений и жертв (казни у деревни Жестяная Горка, гибель тысяч военнопленных в лагерях), но не все палачи понесли наказание. Так, организатор множества расстрелов и поджогов В. Финдайзен был осуждён (кстати, он тоже вернулся в ФРГ), а сотня его подручных (изменники из карательного остбатальона «Шелонь») скрылась под чужими именами. Некоторых из них нашли и открыто судили в Новгороде уже в 1960-80-х годах. Часть преступников успела сбежать в ФРГ, Канаду, США и другие страны. Несмотря на все запросы КГБ и дипломатов, зарубежные власти отказались выдать подозреваемых советскому правосудию. Поэтому многие убийства мирных граждан (у города Чудово, у деревни Жестяная Горка) до сих пор не раскрыты.

О Великой Отечественной войне написаны тысячи томов. Но и они не могут охватить все аспекты, все «белые пятна». А ведь история оккупации Новгородской земли — это, по сути, история Великой Отечественной войны в отдельно взятом регионе. Всё та же масса аспектов на местных примерах. И комплексно изучить их так же сложно, как и историю всей войны. Тем более, что в советское время значительный массив документов о деятельности немецкой оккупационной администрации был засекречен, учёные занимались лишь историей партизанского движения и злодеяний захватчиков. Возможно, поэтому до сих пор не было комплексных исследований оккупации Новгородской земли. В этой книге мы сделали первую такую попытку. Надеемся, что за ней последуют и другие исследования».

Очередь в Общественной палате за автографами к автору книги Борису Ковалеву

zabveniu 3

Фото 3: реконстукция «Да судимы будете»

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.