Александр Велединский рассказал о фильме по роману Прилепина «Обитель» и северных чудесах

Александр Велединский рассказал о фильме по роману Прилепина «Обитель» и северных чудесах

Имя Захара Прилепина в публикациях «53 новостей» упоминалось неоднократно, причём в самых различных контекстах. В частности, в своё время мы рассказывали о премьере спектакля «Обитель. 16 рота», в основу которого лёг роман этого известного в России автора. Упоминал писателя на своей лекции о новгородских берестяных грамотах и известный лингвист Алексей Гиппиус

А недавно тема получила логическое продолжение — дело в том, что в эти дни режиссёр Александр Велединский заканчивает работу над восьмисерийным художественным фильмом «Обитель». Как обещают создатели, история жизни в концлагере на Соловках будет рассказана откровенно.

На днях в интервью газете «Собеседник» режиссёр рассказал о мистических случаях, происходивших во время съёмок, в том числе — в Ленинградской области, на Соловках и в Кирилло-Белозерском монастыре. Вот фрагмент беседы:

Маленькие чудеса русского Ватикана

— Александр, вы как-то признались, что Соловки — место, которое связано и с вашей семьёй…

Rez— Да, мой отец учился там в школе юнгов (именно так она называлась). Это был первый набор 1942 года. Кстати, вместе с ним учился и будущий писатель Валентин Пикуль. Когда отец жил в Горьком, то подделал подпись — якобы согласие от мамы — и бежал на Соловки. Ему было 16 лет. Я, будучи мальчишкой, видел в Горьком сарай, где ножом на столбе он вырезал: «17 июля 1942 года. Леля ушел на фронт». А вообще отец не очень любил рассказывать о том периоде.

Когда в 2011 году продюсеры кинокомпании «Красная стрела» Вадим Горяинов и Валерий Тодоровский предложили снять что-нибудь про Соловки, я ответил согласием, потому что это лично меня касается. Да и вообще это место силы, его иногда называют русским Ватиканом. Конечно, я давно хотел там побывать. Позвонил Захару Прилепину с идеей поехать туда вместе и потом написать сценарий фильма. Он сначала сказал, что тема не его, ведь обычно Захар пишет о том, что пережил сам. Пообещал подумать месяц-другой. Но перезвонил на следующий день и согласился. Неделю мы жили на Соловках. Кстати, там, в местном музее, я увидел фотографию моего отца. Юного. Ощущение, конечно же, особое, трепетное.

— Почему вы решили, что действие будет происходить в 1920-е годы?

— Потому что суровая лагерная тематика 1930-х годов отражена в литературе и в кинематографе. А беллетристики про 1920-е на Соловках практически не было. Только лишь какие-то разрозненные воспоминания, которые часто противоречат друг другу и документам. В 1920-х на Соловках в основном сидели настоящие контрреволюционеры, не скрывающие своих убеждений, а не те, кто делал революцию, которая потом — в 1930-е — стала их поедать. Это были кадеты, белогвардейцы, эсеры и так далее. Конечно, и обычные уголовники, бытовики. В этой поездке экскурсоводы рассказали нам историю любви — любовный треугольник: охранник лагеря, чекист и заключённая женщина. На написание романа у Прилепина ушло три года. Захар гендерно поменял персонажей, то есть, чекистом у нас стала женщина (актриса Александра Ребенóк). Заключённого Артема Горяинова (фамилию позаимствовали у продюсера проекта) сыграл Евгений Ткачук, начальника лагеря Фёдора Эйхманиса — Сергей Безруков.

– Читал, что во время этой поездки с вами происходили какие-то мистические случаи…

– Я бы не назвал это мистикой. Наверное, маленькими чудесами. Например, едва я сошёл с самолёта на соловецкую землю, из записной книжки моего мобильного телефона исчезли имена и фамилии всех абонентов, остались только цифры. Поэтому я общался лишь с теми, чьи телефоны помнил наизусть. Да там постоянно что-то происходит необъяснимое! Думаю, если ты открыт этому месту, то оно на тебя влияет. Это место работает с человеком, с его душой.

Расскажу один факт. Натуру на Соловках снимала наша вторая группа… Мы думали о возможности снимать весь фильм там. Но действие происходит летом, когда там много туристов. Монастырь действующий, снимать в нём не получилось бы — пришлось бы строить декорацию Соловецкого монастыря! Поэтом часть сцен снимали в Вологодской области, в древнейшем Кирилло-Белозерском монастыре. Там мы работали около месяца, начиная с середины августа прошлого года.

В крайний день съёмок к нам подошел парень из массовки, подарил книги на духовные темы и сказал, что, оказывается, съёмки в Кирилло-Белозерском монастыре мы начали в день поминовения Соловецких мучеников, убитых в 1920-е годы. Говорит: «А вот сейчас вы заканчиваете снимать в день поминовения новомучеников Белозерского монастыря и женского Ферапонтова, который неподалёку находится»*.

Такое странное совпадение! Ведь мы же ничего не знали об этих поминальных днях, съёмочный график составлялся по другим критериям: занятость актеров, готовность объектов… Ну разве это не чудо?

Полную версию беседы читайте на сайте «Собеседника»

* Кстати, вчера, 15 cентября был день памяти священномученика Варсонофия (Лебедева), уроженца Боровичского уезда, выпускника Новгородской духовной семинарии, который был епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии. Он был казнен вместе с игуменией Ферапонтова монастыря Серафимой и другими людьми (прим. ред.).

Фото 2: сайт kino-teatr.ru

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.