В Новгородской области общественные объединения обсудили проблемы предпринимателей

Составлением муниципального рейтинга притягательности для инвесторов и уровня способствования развитию предпринимательства занимаются общественные объединения «Опора России» и «Деловая Россия». Первое из них заинтересовано в установлении конструктивного взаимодействия с собственниками мелких предприятий, сфера интересов второго — средний бизнес. Проводимые представителями объединений встречи с предпринимателями имеют характерную особенность: они проходят без участия чиновников. Это обстоятельство способствует большей откровенности собеседников.

Встречи с предпринимателями — часть системной работы в Новгородской области. Так, в начале июля они состоялись в Новгородском, Чудовском и Маловишерском районах. Предприниматели обращали внимание на целый ряд проблем: высокие налоговые ставки, проблемы с недвижимостью, отток кадров. Успешный владелец ногтевой студии из Маловишерского района Татьяна Титова во время встречи указала, что для приобретения предпринимателем недвижимости чиновники требуют предъявления даже таких документов, какие в принципе невозможно получить. Аналогичные проблемы, по словам Титовой, возникают и при оформлении договоров на аренду.

Кадровый голод — общая проблема всей Новгородской области. Квалифицированные работники покидают регион по причине низкого уровня оплаты труда. В целом ряде крупных городов показатели зарплат несоизмеримо лучше, чем в Новгороде, и эти предложения привлекательней для специалистов. На кадровую проблему уже обратил особое внимание губернатор Новгородской области Андрей Никитин. По его поручению неформальные встречи для обсуждения проблем новгородского предпринимательства будут проводиться ежемесячно.

Руководитель регионального отделения «Деловой России» Юрий Весельев по итогам проведенных встреч отметил, что их целью является выяснение реальной ситуации с предпринимательством в Новгородской области и поиск реальных способов решения выявленных проблем. По словам Весельева, «Деловая Россия» и «Опора России» ставят своей задачей объединение людей вокруг их общих интересов. Беседы с предпринимателями регулярно перерастают из выяснения характера имеющихся проблем в общий поиск подходящих решений. Люди на неформальных встречах сами формулируют для себя цели и пытаются найти методы их достижения. А отсутствие при этом прямого контакта с «людьми власти» способствует откровенности.

В числе прочего, встречи представителей общественных объединений с предпринимателями поставляют информацию для составления рейтинга муниципалитетов по показателю уровня поддержки бизнеса. Важной составляющей в оценке ситуации являются результаты опроса представителей предпринимательского сообщества по целому ряду позиций, касающихся условий ведения бизнеса (40% рейтинга). Фактически, результаты опроса являются ключевым фактором для определения уровня притягательности муниципалитета для бизнеса.

Конечно, оценивание ведется и по другим критериям: уровень поддержки муниципалитетами конкретных деловых проектов (30%), количество субъектов среднего и малого бизнеса из расчета на 10 тысяч населения (10%), создание новых рабочих мест (10%), общий объем внебюджетных основных инвестиций (10%). В формирование рейтинга вносят свой вклад также торгово-промышленная палата и объединения «Опора России» и «Деловая Россия». Их оценка составляет поправочный коэффициент при общих подсчетах.

По итогам работы в 2018 году на первой строчке рейтинга были Новгородский, Окуловский и Крестецкий районы. Последнее, 22-е, место — у Маревского района. О последнем уже известно, что он значительно улучшил свои показатели после обнародования такого результата.

По итогам 2019 года, когда будет обнародован следующий рейтинг, его результаты будут использованы для разработки рекомендаций муниципалитетам по коррекции ситуации. Так же, как и в прошлом году, призом для муниципалитетов станет субсидия в размере 10 миллионов рублей. Деньги пойдут на создание условий для дальнейшего улучшения инвестиционного климата и поощрение ответственных за это сотрудников.

Фото: Ирина Никулина.