Генно-модифицированные дети: когда мир будет к ним готов?

Последствия экспериментов с изменением генома, пока не изучены на сто процентов. Международный научный журнал Nature рассказал о проблемах, с которыми сталкивается современная генная инженерия.

Ошибка ведет к раку

— Редактирование генома сопряжено со многими техническими сложностями. Главной проблемой является появление в результате экспериментов нежелательных мутаций. Но в дальнейшем, вероятно, именно этих последствий из всего множества трудностей нам будет проще избежать, — говорит Мартин Пера, исследователь стволовых клеток в лаборатории Джексона в Бар-Харбор, штат Мэн.

Ранее самым популярным способом редактирования генов была система CRISPR – Cas9. В ней задействовали фермент Cas9 для разрезания ДНК. Но недавно выяснилось, что этот и подобные ему комплементы способны повреждать материал не только в нужных местах, но и во многих других. Такие неконтролируемые сокращения впоследствии могут привести к проблемам со здоровьем. Например, к опухоли или даже к раку.

Исследователи попытались разработать альтернативу Cas9. И в результате многократных опытов им удалось создать более совершенный фермент, хотя и он получился не без изъянов.

Лоскутные дети: страшные последствия генной мозаики

Иногда гены могут отличаться не только у разных людей, но и у разных клеток одного человека, что называют мозаицизмом. Появление дешевого и быстрого метода работы с геномом показало, что это состояние встречается гораздо чаще, чем считалось ранее.

Мозаицизм — это врожденная особенность организма, и она может создать трудности в процессе редактирования генов. Например, откорректированный эмбрион может в конечном итоге иметь смесь исправленных и не исправленных клеток. То, как это скажется на здоровье ребенка, будет зависеть от того, какие ячейки были отредактированы, а какие нет. В любом случае предсказать результат заранее практически невозможно.

Главный вопрос: готов ли мир?

Несмотря на наличие значительных барьеров в науке на пути редактирования генов, более сложными будут этические и социальные вопросы.

В марте комиссия, созванная Всемирной организацией здравоохранения, пришла к выводу, что в настоящее время вносить наследственные изменения в геном человека — крайне безответственно и неэтично.

Достижение глобального консенсуса является непростой задачей. Тем не менее, некоторые специалисты спокойнее относятся к мысли о том, что генно-модифицированных детей в будущем станет больше. В июне 2019 года российские ученые заявили о своей заинтересованности в реализации проекта по редактированию генов эмбрионов.

Абха Саксена, биоэтик из Женевского университета, Швейцария, и бывший советник ВОЗ, надеется, что обсуждение темы генной инженерии будет продолжено, даже если достижение консенсуса окажется невозможно.

— Будет ли мир когда-нибудь готов? Трудно сказать. Но человечество всегда любило рисковать, — говорит Саксена.

Переведено и адаптировано: Юлия Степанова.