Андрей Бессонов: «Бизнес класс» от Google и Сбербанка реально помог работать эффективнее

Андрей Бессонов: «Бизнес класс» от Google и Сбербанка реально помог работать эффективнее

Федеральная программа «Бизнес класс» от Сбербанка и Google уже больше двух лет доступна в Новгородской области при поддержке Правительства региона.

Проект помогает микро- и малым предпринимателям масштабировать свое дело или открыть компанию с нуля. В России он стартовал в апреле 2016 года и доступен для всех желающих. В этой бесплатной программе зарегистрировано более 520 тыс. человек по всей стране, в том числе более 4 тыс. из Новгородской области.

Андрей Бессонов, коммерческий директор компании «НПС+», полностью прошел программу и рассказал, как она помогла ему успешно развивать бизнес.

— Андрей, расскажите, чем занимается ваша компания и какая ваша в этом роль?

 Я коммерческий директор компании ООО «НПС+». Она существует с 1994 года и занимается интеграцией различных IT-решений в существующую инфраструктуру заказчика или созданием подобных решений «под ключ» с последующим обслуживанием и сопровождением. Кроме того, мы продаем компьютерную технику, оргтехнику, расходные материалы и программное обеспечение. Работаем со всеми основными аудиториями: государственными заказчиками, компаниями и физическими лицами. Моя основная задача — построить прибыльный бизнес, отдавая предпочтение приемам неценовой конкуренции.

 А с чего вы начинали?

Bessonov 3 В первые годы работы мы развивали бизнес достаточно хаотично. Одни клиенты пропадали, на их место приходили новые. Мы пытались делать какое-то продвижение (например, размещали баннеры на автобусах, раздавали листовки и т.д.), но заметного эффекта эти классические инструменты не давали. Анализом клиентской базы тоже особо не занимались. Мы поняли, что нужно что-то менять. Как снаружи — в нашем сегменте рынка, так и внутри — в собственной компании.

— Расскажите подробней, пожалуйста.

 Начну с внешних изменений. Конечно, при выстраивании эффективной модели конкуренции есть ряд проблем, с которыми сталкиваемся и мы, и наши партнеры, и клиенты. Это, прежде всего, демпинг со стороны конкурентов и реализация контрафакта. С этими проблемами есть законные методы борьбы. Например, ни для кого не секрет, что часть заказчиков аффилированы с «карманными» поставщиками. Подобные заказчики устанавливают заведомо невыполнимые для сторонних компаний условия, таким образом обеспечивая получение контрактов «своим» подрядчикам. И мы решили бороться с этой ситуацией. Сейчас мы работаем с департаментом закупок Новгородской области, с региональным управлением ФАС, и ситуация, хотя и медленно, начинает меняться к лучшему.

Второй большой внешней проблемой для развития бизнеса было распространение на рынке контрафакта, особенно в сегментах расходных материалов и программного обеспечения. Например, недобросовестные поставщики часто продают технику с предустановленным пиратским программным обеспечением под видом оригинального. Они просто наклеивают на технику стикеры известных брендов, визуально мало отличимые от настоящих. В интернет-магазинах можно найти массу предложений с Windows Pro по 900-2000 рублей. При этом оригиналы стоят 10000 рублей и выше. Неплохое преимущество при ценовой конкуренции. Чтобы искоренить эту практику, мы начали инициировать проверки поставляемой техники. Наши специалисты бесплатно выезжали к заказчику, помогали проводить приемку, а чаще всего «неприемку» товара: мы тестировали технику на соответствие технических характеристик, делая запросы в Microsoft. В итоге люди стали нам больше доверять, появились новые клиенты.

 А какие изменения вы внедряли внутри компании?

— Прежде всего, мы плотно занялись сбором и анализом данных. Это основа для любой деятельности, связанной с извлечением прибыли. Вот пример из нашей практики. Мы обратили внимание, что есть потенциальные клиенты, которые запросили коммерческое предложение или как-то по-другому с нами взаимодействовали, но к сделке это не привело. Раньше мы про таких людей забывали, но в 2018 году мы установили в CRM робота, который напоминает менеджеру, что нужно через определенный промежуток времени выйти на связь с лидом, чтобы уточнить, что мешает тому совершить сделку. После контакта лид переходит или в клиента, или в отложенные на определенный период, или в статус некачественных. В частности, после этого изменения в 2018 году процент тех, кто обратился в компанию и был сконвертирован в реального покупателя, вырос с 33% до 50% по сравнению с предыдущим годом.

Bessonov 1Второе — мы начали активнее взаимодействовать с текущими клиентами, образовывая их. В частности, мы обратили внимание, что они не видят разницы между явными скидками (за объем продаж, за постоянные заказы и т.д.) и неявными скидками. Неявные скидки — это бесплатная доставка, выезд сотрудника для обучения персонала клиента работе с продуктом, персональный менеджер, гарантия бесперебойных поставок (т.е. когда компания держит под клиента товар на складе). О них стоит активнее рассказывать, ведь так клиентам проще оправдать более высокую цену и дифференцировать ваш бизнес от конкурентов.

Третье — мы стали больше общаться с клиентами не только перед покупкой, но и после. Вот очередной пример из практики: мы смогли значительно увеличить количество повторных сделок, после того как ввели mail-рассылку. С ее помощью мы рассказывали, как правильно использовать покупку и какие новинки у нас появились, а также напоминали о том, что истекает срок использования продукта. Есть и другие форматы — формы обратной связи, прямое общение по телефону или в рамках личной встречи. Тут каждый бизнес выбирает для себя максимально комфортный и эффективный вариант.

 Есть ли у вас какие-то советы для тех, кто только начинает свой предпринимательский путь?

 Я не считаю себя экспертом, мне еще много чему предстоит научиться. Но надеюсь, что мои мысли, подкрепленные личным опытом, смогут кому-то помочь.

Всегда старайтесь не только следить за трендами, но и предугадывать их. Много полезной информации есть, например, в блогах Google, на сайте аналитической компании Nielsen. В целом, полезно читать блоги зарубежных маркетинговых агентств — там публикуются статьи с прогнозами и последними глобальными трендами, не всегда еще широко известными в России.

Постоянно учитесь! Есть крупные обучающие программы для предпринимателей. Например, «Бизнес класс» от Google и Сбербанка. Она реально помогла мне найти слабые стороны в моих бизнес-процессах и сделать бизнес более эффективным. И я до сих пор пересматриваю обучающие видео от экспертов-практиков.

Очень полезны книги в любом удобном формате — тексте или аудио. Выбирайте не популярную литературу, к примеру, «Как влюбить в себя клиента», «105 определений маркетинга», а прикладные исследования: «Теория ограничений» Элияху Голдратта, «Закон успешных инноваций» Клейтон Кристенсен, «Управление продуктом в Scrum. Agile-методы для вашего бизнеса» Романа Пихлера.

Бизнес — это не про веселье и тусовки, это про работу, про деньги, про цифры и постоянное совершенствование себя. Не верьте мошенникам, которые вам со сцены или из видео рассказывают, что бизнес — это легко, просто и весело и за определенную сумму денег вы сможете, как они, работать один день в год и жить на Бали.

Бизнес — это команда. Если у вас есть подчиненные, не делайте упор только на KPI и планы продаж. Создайте доверительную атмосферу с коллегами и постоянно совершенствуйте процессы внутри организации. Удачи! 

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.